Внутреннего контроля банка

Служба внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. Ее создание начинается с внесения соответствующего раздела в устав банка и разработки и принятия внутреннего нормативного акта — положения о службе внутреннего контроля банка, которым регламентируются цели и задачи службы, организация ее деятельности, требования к руководителю и сотрудникам, их права и обязанности. Это положение разрабатывается в соответствии с Положениями «Об организации внутреннего контроля в банках», утвержденным приказом Банка России от 28 августа 1997 г. № 02-372, и от 28 ноября 2001 г. № 160-П «О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Положение о службе внутреннего контроля банка утверждается советом директоров банка.

Руководитель службы внутреннего контроля назначается и освобождается от должности органом управления банка. Порядок назначения и освобождения от должности руководителя службы должен обеспечить независимость при выполнении им и службой внутреннего контроля функций, определенных Положением об организации внутреннего контроля в банках и локальными документами банка, от исполнительного органа банка.

Обязательные требования к сотрудникам службы внутреннего контроля:

• к руководителю — наличие высшего экономического или юридического образования и стажа работы в подразделении кредитной организации на участках, связанных с принятием кредитной организацией рисков, анализом или защитой от рисков, в общей сложности не менее трех лет;

• к сотрудникам — наличие высшего образования, соответствующего характеру выполняемых функций, необходимых профессиональных навыков и квалификации.

Руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля не вправе совмещать свою деятельность с исполнением других обязанностей в банке. О результатах своей деятельности служба внутреннего контроля отчитывается перед органами управления банка на основании и в порядке, установленном положением банка о службе внутреннего контроля.

Основные цели службы внутреннего контроля заключается в обеспечении:

• сохранности активов (имущества) банка и достижения им уставных целей;

• порядка функционирования банка, установленного для его сотрудников федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указаниями Банка России и иными регулятивными требованиями, а также стандартами деятельности и нормами профессиональной этики, внутренними документами, определяющими политику и регулирующими деятельность банка;

• контроля за деятельностью персонала банка, направленной на своевременное обнаружение (идентификацию), оценку и принятие мер по минимизации рисков (в том числе возникающих в результате действий противоправного характера);

• противодействия банка незаконной легализации (отмыванию) доходов, добытых преступным путем.

Основные направления деятельности службы внутреннего контроля:

• контроль за соблюдением установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;

• обеспечение принятия руководством банка своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;

• обеспечение выполнения персоналом требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;

• разработка системы мер противодействия незаконной легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и организация ее функционирования;

• организация взаимодействия со службой безопасности в целях защиты от противоправных посягательств на интересы банка.

Основные функциональные обязанности службы внутреннего контроля:

• текущий контроль порядка функционирования банка с целью своевременного выявления рисков (в число которых входят риски преступных посягательств на интересы банка) банковской деятельности;

• предварительные, текущие и последующие проверки деятельности персонала банка с целью выявления возможного несоответствия действий сотрудников требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих работу и определяющих политику банка, должностным инструкциям;

• контроль за соблюдением порядка кадрового обеспечения банка, организация доступа сотрудников к имуществу банка, к осуществлению операций по счетам клиентов и кредиторов;

• контроль за соблюдением сотрудниками банка порядка совершения банковских операций и разграничения полномочий по принятию решений;

• административное расследование фактов нарушения сотрудниками законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику банка, решений органов управления кредитной организации и своих должностных инструкций;

• разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

• проверка знания сотрудниками банка требований федерального законодательства, нормативных актов Банка России, иных подзаконных и ведомственных актов, внутренних документов банка, регламентирующих служебные обязанности сотрудников.

4.3. Организация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: