Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Прокомментируйте данный отрывок из книги А.П. Гостомыслова «детская журналистика»:

Давайте спросим у юных журналистов:

- Для чего нужно знать различные литературные жанры?

Ответ таков: если вы журналист и зарабатываете на жизнь тем, что пишите материалы, это - ваш рабочий инструмент, вы должны знать, что жанр определяет форму подачи материала. Когда вы отправились на сбор материала обдумываете тему, прикидываете, сколько места дадут в газете, то одновременно прикидываете - в каком жанре его удобнее написать. Если вы собираетесь изгвоздить, изругать, заклеймить - то подойдет для такого случая фельетон. Если восхищаться подвигом - больше подойдет очерк.

Когда материал собран, и вы приступаете к его обработке, то окончательно решаете - в каком жанре его выгоднее всего подать, в каком виде будет лучше всего смотреться в газете или журнале?

Упражнение 2

Проанализируйте тексты юных и опытных журналистов, определите их жанр.

1. «Порт-Артур сдали... Завтра эта новость будет опубликована» (М. Горький «Жизнь Клима Самгина»).

2.

- Почему за тебя делает уроки отец?

- А маме некогда: у нее очень много дел по хозяйству.

3.

Кто нас выучит на мам?

Кроме«Барабана», в вашем журнале нет ничего интересного. Неужели труднозавести раздел для подростков? Должны же мы где-то учиться взрослеть! Многие взрослые считают, что не надо нам рассказывать ничего «такого».
Но как нам выжить? Как научиться быть привлекательной? Как любить? Как создать семью, в которой всем было бы хорошо?

Но всех нас учат: на слесарей, на врачей, на строителей, а на мам и пап – нигде.Может ты, «Костер», этому научишь?

4.

Одна парта на двоих

Петербургские первоклашки Саша Ельцов и Варя Багаева жили неподалеку друг от друга и оказались за одной партой в 393 математической школе. Заниматься в ней было не сладко - учителя запросто выходили за рамки школьной программы, а на дом задавали столько... Знакомые из других школ только диву давались. Учились Саша и Варя ровно, старательно. Отличниками не были, но отметок ниже четверки не позволяли себе получать.

Саша был крепким мальчиком, а Варя худенькая, маленькая, но живая и веселая. Он держался с подружкой снисходительно и любил дразнить, давая необидные прозвища. Варя не оставалась в долгу.

В шестом классе, когда они встретились после летних каникул, Саша с удивлением заметил в загорелой подружке значительные перемены. Из невзрачной девчонки она за одно лето превратилась в миловидную девушку. Была все так же невелика ростом, но удивительно грациозна. А какие у неё оказались глаза! А еще - Варя была умная девушка.

Посмотрев друг на друга - они оба зарделись. Саше теперь и в голову не приходило дразнить Варю. Он стал очень внимателен, думал о ней с нежностью. И вскоре понял, что влюблен по-настоящему.

5.

Мой дедушка - лесничий. Часто рано-рано утром уходим мы в лес. Просыпаютсяптицы, цветы, жуки, бабочки, муравьи. Один раз я видела барсука, вылезающего из норы. Я очень люблю природу.

И поэтому я люблю читать книги Н. И. Сладкова.

А любимая моя книжка «В лесах счастливой охоты», ведь там и про знакомых зверей - медведей, лисиц, зайчишек, и про птиц.

6.

На пути в авиацию

В аэроклубе города Павловска приняли их приветливо - пятерых заводских ребят, обучавшихся в ФЗУ при заводе автотракторных инструментов Сергея Федякова, Михаила Кленова, Павла Степанова, Сергея Балакина, Ивана Пахомова. Через год они уже выполнили первые самостоятельные полеты. В мае 1040 года Павловским райвоенкоматом они были направлены в Энгельское авиационное училище летчиков. 22 июня 1941 года застало Павловцев в училище. После присвоения сержантских званий павловская пятерка в числе лучших была направлена в центр по переучиванию на более современные caмолеты Пе-2, пикирующие двухмоторные бомбардировщики.

Оттуда их распределили по запасным полкам. Война разбросала друзей по всем фронтам. Сергею Федякову определено было воевать на Волховской и Ленинградском фронтах.

7.

В чуме

Уже стемнело, вездеход остановился. Я выпрыгнул из кузова и сразу был атакован сворой разъяренных собак. Не успел испугаться: кто-то властно закричал, и, злобно рыча, собаки отбежали.

Было удивительно тихо. Даже произнесенное вслух слово казалось oглушительно громким. Темное небо опиралось на синий снег. За пологими холмами стыло Карское море.

Вездеход взревел, мигнул фарой и ушел в темную тундру.

Человек, который отогнал собак, был Костан, бригадир. Он откинул заледеневший брезентовый полог островерхого чума, и, пригнув головы, мы вошли в тепло. Керосиновая лампа освещала черные связанные наверху жерди, железную печку с высокой тонкой трубой. Жены пастухов вдевали в иголки жел­тые жилы и шили из камуса — шкур с оленьих ног — теплейшую полярную обувь — пимы и длинные, как рыбацкие сапоги — тобаки. Из белого камуса вырезали орнамент и украшали им дымчатый мех.

По краю на оленьих шкурах, облокотясь на валики из скатанных одеял, отдыхали пастухи. Костан стащил через голову малицу, я скинул бараний по­лушубок, и мы устроились рядом с пастухами. Язык коми показался мне певучим и немного протяжным.

Жена Костана вытащила из темного края чума стол на низеньких ножках. Из деревянных сундучков достала чашки, блюдца, вилки. Посреди стола поставила миску с кусками вареной оленины. Рядом тарелку с рыбой сухого посола. В небольшой тазик горой положила печенье и нарезанный хлеб. Мы сели вокруг стола на сундучках. Крепко заваренный индийский чай быстро выгнал остатки холода из тела.

Поле ужина Костан кратко сказал:

— Здесь ложись.

Я отодвинул свой сундучок и растянулся на оленьей шкуре. Под шкурой что-тохрумкнуло, словно пружины дивана. Я поднял край шкуры — под ней оказался лист резины, а под ней снег, он и хрустел. Меня укрыли оленьем одеялом, сверху накинули бараний полушубок. Над головой хозяйка развязала скатанный ситцевый валик, распустила его, и я оказался под цветастым пологом. Послушал, как ветер кидает снег в звенящий у самой головы брезент, натянул шапку и тотчас уснул.

8.

Чтобы крепко стоять на земле

Три месяца почти круглосуточной учебы — Василий окончил школу радистов ис пограничным отрядом уходил защищать город. Его отпустили попрощаться с родными.

Топоча кирзовыми сапогами и вытирая лицо пилоткой, он примчался на завод. Мастер Тарасов ссутулился, опирался на тяжелую палку.

— Павел и все ребята из твоей группы ушли. Вот и ты... — Огромной ладонью прижал к себе стриженую голову Василия. — Победы тебе, сынок! И, стуча палкой, ушел по пролету цеха, где высились дальнобойные морские орудия, грудой лежали броневые листы.

«Кто же остался? — подумал Василий. — Вон кто-то новенький, рукава закатаны, роба кулем на узеньких плечах, а как налегает!» Вгляделся и ахнул.

— Да это же девушка!

— Мы на казарменном положении, — сказала она. — Не бойся, выдержим, сделаем вашу работу.

Всю войну прошел Василий до последнего выстрела. Охранял город, дорогу Жизни через Ладогу, а потом гнал фашистов с нашей земли.

Сразу после победы его, как специалиста-судостроителя, отозвали на завод.

Он вернулся в полуразрушенный Ленинград. Дом его изуродовала бомба, но семья кое-как жила. С матерью и братьями помянули отца, умершего в блокаду от голода, и отправился на завод.

Трудная жизнь была впереди. Он оглядел себя, решил, что несколько лет сможет проходить в шинели, и пообещал своей невесте Кате, всю войну работавшей на их Балтийском заводе:

— Когда станем жить хорошо, я каждый день стану покупать тебе по сто грамм конфет.

Это была неслыханная роскошь. Но Катя улыбнулась и поверила.

9.

Шефский концерт

Малышей созвали в зал,

Лешка так им рассказал:

— Будет замок

И принцесса!

И Кощей придет из леса!

Он пройдет, гремя костями,

Перед нашими гостями!..

Ну а где же первый класс? Убежал бегом от нас!

Упражнение 3

Прочитайте тексты, определите их жанры, используя доказательства принадлежности к этим жанрам (см. Приложения 3-26).

Упражнение 4

Прочитайте материал Уолтера ван Дайка Бинхема и Брюса Виктора Мура «Как интервьюировать. Советы начинающим» (см. Приложение 27) и обратите внимание на те рекомендации, которые предлагают авторы.

Выполните следующие задания:

-Выделите основные советы автора по проведению интервью.

-Определите, как интервью рассматривается автором.

-Объясните, какими навыками должен обладать журналист, чтобы написать хорошее интервью.

Упражнение 5

Возьмите интервью (у друга, членов семьи, сокурсника и т.д.) на любую интересующую вас тему по плану (см. Приложение 28), предложенному в статье Т.В. Шумилиной «Не могли бы вы рассказать…» из книги «Искусство разговаривать и получать информацию» под редакцией Б.Н. Лозовского.

Упражнение 6

Прочитайте материал «Вопросы в интервью (по Т.В. Шумилиной)» (см. Приложение 29) и прокомментируйте его.

Упражнение 7

Прочитайте особенности вопросов в интервью (по книге «Психологические аспекты общения) (см. Приложение 30) и запомните их.

Упражнение 8

Прокомментируйте правила интервью «Двенадцать ступеней к неотразимому интервью », предлагаемые в книге Джеффри Аллена «Как превратить интервью в работу» (см. Приложение 31).

Упражнение 9

Прокомментируйте слова английского поэта Оливера Голдсмита: «Не задавайте мне нелепых вопросов, и я не буду говорить вам неправду».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: