Зарисовка - действие по значению глагола зарисовать- зарисовывать. Рисунок, набросок с натуры. Это разновидность очерка, его младшая сестра - этюд, эскиз с натуры. Оперативный газетный жанр, небольшой по объему, может вглядеться в событие не такое уж и крупное, но покажет его во всем блеске. В нем имеются черты, признаки информационных и, вместе с тем, художественно-публицистических жанров. Зарисовка может быть сюжетная и бессюжетная, может рассказать о конфликте, но может существовать и без него, в очерковой форме представит читателю какое-нибудь одно явление.
Например, рассказ о раненой белке, которую мальчишки принесли из леса в школу, где никакого живого уголка отродясь не было. Тут-то различные люди и показали себя во всей красе - одни ей привязали щепочку к сломанной ножке, чтобы срослась побыстрее, налили воды в блюдечко, принесли орехи, старательно мастерили уютное гнездо. Другие же примеривались потихоньку сцапать беззащитное животное и пустить на воротник.
Максим Горький говорил, что факт - это курица с перьями: надо уметь эту «курицу» приготовить, надо уметь ее подать.
|
|
Рекомендации: В зарисовке автор прямо ставит перед собой задачу - дать читателю живое полное представление о чем-либо происшедшем, о людях, участниках события, об обстановке, в которой это произошло.
Но дать полную, сочную зарисовку можно только в том случае, если автор сам, своими глазами видел людей и обстановку, в которой все происходило. Реальные события, действительные, а не вымышленные имена роднят зарисовку с очерком и репортажем. По описанию событий, по тому как они развиваются, зарисовка примыкает к репортажу, а по своим литературным, художественным приемам приближается к очерку.
Как и в очерке, в центре зарисовки должен быть человек. Это главное действующее лицо. Работа журналиста над зарисовкой схожа с работою художника. Чем хороший рисунок лучше посредственной фотографии? Художник умеет выделить и схватить главное, характерное. Умеет оживить рисунок. А малоопытный фотограф принесет вам застывшую копию, хотя подробностей на ней окажется много.
Портретная зарисовка - встречается чаще всего на страницах газеты и журнала. Она лучше всего представит читателю бывалого человека, даст с него набросок, эскиз. Скажем, пришел в школу новый физрук, вывел старший класс на лыжную гонку. Класс, не привычный к лыжам, заартачился «Да, а вы сами-то...не хотите с нами дистанцию пройти?» Ни слова ни говоря, преподаватель надевает лыжи, выходит на старт, и бежит, но не во всю силу, не стремится показать класс, а вместе с самым слабым, последним учеником, чтобы тот не сошел с дистанции, не свалился и не замерз в снегу. Пример зарисовки см. в Приложении 13.
|
|
Очерк
Очерк - изложение какого-либо вопроса, описание каких-либо материалов, дающее общее представление об описываемом.
Небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц увиденных автором непосредственно в самой жизни.
Военный очерк.
Очерки Глеба Успенского.
«Серегин размышлял о предстоящей встрече с разведчиками и об очерке, который надо будет написать» (А. Гончаров «Наш корреспондент»).
Очеркист - писатель или журналист, пишущий очерки.
Очерк позволяет полностью раскрыть для читателей образ неординарного человека, дать портрет коллектива, способен поведать об обычаях, нравах, о жизни людей своего отечества и других стран. Пример очерка см. в Приложении 14.
Научно-популярный очерк рассказывает о проблемах доказательно интересно, приводит удивительные факты, порой заставляет читателя поверить в самые невероятные события, изумляет, озадачивает, украшает нашу жизнь невероятными событиями и случаями, о которых мы в других материалах и не узнаем. Научная проблема и человек, который ее исследует — становятся в центре такого очерка.
Портретный очерк.
Самое трудное в жанре портретного очерка - найти подходящего героя. Можно объехать школу за школой, завод за заводом, село за селом, стройку за стройкой, полк за полком, побывать в разных городах, но так и не отыскать подходящего человека. Лишь изредка судьба дарит нам встречу с такими людьми. Чин, должность и звание это лишь одна, деловая сторона жизни человека. Герой очерка должен быть ЛИЧНОСТЬЮ!
Рекомендации: Юные журналисты, будьте бдительны: не пропустите интересного человека мимо себя. Не важно, как он одет, на какой машине ездит или вообще ходит пешком, только разговорившись по душам с таким человеком, вы сможете понять, с кем имеете дело.
Героя для очерка вам могут подсказать более опытные товарищи, стоит прислушаться к их мнению. Ведь завоевать авторитет у людей не так просто. А на поиски своего собственного героя могут уйти месяцы, а то и годы. Но встречи, разговор с этими людьми вы будете помнить всю жизнь. А их слова запомните, как завет.
В начале своей карьеры неопытный журналист может увлечься пересказом биографии героя, его анкетных данных. Множество фактов, порой однозначных могут забить текст, заполнить страницы, и вдруг окажется, что человек-то в них затерялся, а самое главное в нем и не видно. Так можно потерять героя в собственном блокноте.
В документальном рассказе и газетном очерке - присмотритесь, и вы найдете - много общего: как сочно, выразительно описаны действующие лица, обстановка. А главное различие - в публицистической тональности очерка. Это роднит его с другими газетными жанрами. Очерк позволяет автору гибко использовать художественные и публицистические средства. Прервав художественное повествование, автор считает возможным обратиться прямо к своему читателю, задать ему вопрос, рассказать, о чем думает, в чем сильно сомневается, подчеркнуть свое собственное авторское отношение к описываемому. Такие отступления, как говорил А.М. Горький, насыщенность публицистикой, характерны для очерка.
Рассказ требует четкую, динамическую организацию материала, фабулу. Очерк тоже может быть построен по тем же литературным законам, когда в его основе лежит событие, имеющее начало, развитие, точку наивысшего напряжения действия - кульминацию и развязку. Но автор очерка в любой момент может отступить от сюжетного повествования и перейти к публицистике. Композицию очерка определяет не развитие события, а логика суждения автора.
А.М. Горький говорил, что очерк по своей природе равносилен и равноценен эскизу-наброску для памяти карандашом. Делая наброски к рецензии на сборник очерков «Наша жизнь», он указывает, что, говоря об очерке как литературной форме, надо исходить от глагола «чертить», «очерчивать». Газетный и журнальный очерк в силу ограниченности размера не может подробно описывать события и характеры, как рассказ. Его героем может быть бизнесмен, политик, крестьянин, инженер... Героем следующего очерка станет художник-анималист. Пример портретного очерка см. В Приложении 15.
|
|
Безадресный очерк.
Имя героя в безадресном очерке, как правило, вымышленное. Рассказ же впечатляет и захватывает. Можно назвать его «документальный рассказ». И то и другое будет верным. Документальный рассказ или безадресный очерк позволит вам прикоснуться к живым легендам, которые складывает наш современник о людях-богатырях, наших современниках.
Безадресный очерк был написан, например, А.П. Гостомысловым лишь однажды. Во время поездки по строительству Байкало-Амурской магистрали ему неоднократно пришлось слышать рассказы и истории о легендарном вездеходчике, который первый прокладывал путь там, где еще не было пути, проходил там, гдедругие останавливались или даже гибли. И он действительно всюду ездил с найденным в тайге и прирученным олененком, который бегал сзади за ним, как за родным отцом, и в самом дальнем рейсе не отставал от машины... Отыскать этого легендарного вездеходчика не удалось, но на основе легенд о нем написана глава в документальном повествовании под названием «Вездеходчик Семен Бобров».
Проблемный очерк.
Проблемный очерк оставляет человека на втором плане, а разговор ведет о какой-либо важной проблеме, о поступках отдельных людей и действиях целых коллективов. Позволяет ставить в печати масштабные проблемы. Опыт работы над проблемным очерком см. в Приложении 16. Пример проблемного очерка см. в Приложении 17.
Путевой очерк.
Путевой — относящийся к путешествию, связанный с нахождением в пути.
|
|
Путевые впечатления.
«Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии» (Лермонтов «Белла»).
«Вот наш дневник. Здесь все написано, — сказал Одинцов, подавая учителю дневник. Учитель узнал путевую тетрадь отряда» (Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»). Рекомендации по работе над путевым очерком см. в Приложении 18. Пример путевого очерка см в Приложении 19.