double arrow

Зарисовка

Зарисовка - действие по значению глагола зарисовать- зарисовывать. Рисунок, набросок с натуры. Это разновидность очерка, его младшая сестра - этюд, эскиз с натуры. Оперативный газетный жанр, небольшой по объему, может вглядеться в событие не такое уж и крупное, но покажет его во всем блеске. В нем имеются черты, признаки информационных и, вместе с тем, художественно-публицистических жанров. Зарисовка может быть сюжетная и бессюжетная, может рассказать о конфликте, но может существовать и без него, в очерковой форме представит читателю какое-нибудь одно явление.

Например, рассказ о раненой белке, которую мальчишки принесли из леса в школу, где никакого живого уголка отродясь не было. Тут-то различные люди и показали себя во всей красе - одни ей привязали щепочку к сломанной ножке, чтобы срослась побыстрее, налили воды в блюдечко, принесли орехи, старательно мастерили уютное гнездо. Другие же примеривались потихоньку сцапать беззащитное животное и пустить на воротник.

Максим Горький говорил, что факт - это курица с перьями: надо уметь эту «курицу» приготовить, надо уметь ее подать.

Рекомендации: В зарисовке автор прямо ставит перед собой задачу - дать читателю живое полное представление о чем-либо происшедшем, о людях, участниках события, об обстановке, в которой это произошло.

Но дать полную, сочную зарисовку можно только в том случае, если автор сам, своими глазами видел людей и обстановку, в которой все происходило. Реальные события, действительные, а не вымышленные имена роднят зарисовку с очерком и репортажем. По описанию событий, по тому как они развиваются, зарисовка примыкает к репортажу, а по своим литературным, художественным приемам приближается к очерку.

Как и в очерке, в центре зарисовки должен быть человек. Это главное действующее лицо. Работа журналиста над зарисовкой схожа с работою художника. Чем хороший рисунок лучше посредственной фотографии? Художник умеет выделить и схватить главное, характерное. Умеет оживить рисунок. А малоопытный фотограф принесет вам застывшую копию, хотя подробностей на ней окажется много.

Портретная зарисовка - встречается чаще всего на страницах газеты и журнала. Она лучше всего представит читателю бывалого человека, даст с него набросок, эскиз. Скажем, пришел в школу новый физрук, вывел стар­ший класс на лыжную гонку. Класс, не привычный к лыжам, заартачился «Да, а вы сами-то...не хотите с нами дистанцию пройти?» Ни слова ни говоря, преподаватель надевает лыжи, выходит на старт, и бежит, но не во всю силу, не стремится показать класс, а вместе с самым слабым, последним учеником, чтобы тот не сошел с дистанции, не свалился и не замерз в снегу. Пример зарисовки см. в Приложении 13.

Очерк

Очерк - изложение какого-либо вопроса, описание каких-либо материалов, дающее общее представление об описываемом.

Небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц увиденных автором непосредственно в самой жизни.

Военный очерк.

Очерки Глеба Успенского.

«Серегин размышлял о предстоящей встрече с разведчиками и об очерке, который надо будет написать» (А. Гончаров «Наш корреспондент»).

Очеркист - писатель или журналист, пишущий очерки.

Очерк позволяет полностью раскрыть для читателей образ неординарного человека, дать портрет коллектива, способен поведать об обычаях, нравах, о жизни людей своего отечества и других стран. Пример очерка см. в Приложении 14.

Научно-популярный очерк рассказывает о проблемах доказательно интересно, приводит удивительные факты, порой заставляет читателя поверить в самые невероятные события, изумляет, озадачивает, украшает нашу жизнь невероятными событиями и случаями, о которых мы в других материалах и не узнаем. Научная проблема и человек, который ее исследует — становятся в центре такого очерка.

Портретный очерк.

Самое трудное в жанре портретного очерка - найти подходящего героя. Можно объе­хать школу за школой, завод за заводом, село за селом, стройку за стройкой, полк за полком, побывать в разных городах, но так и не отыскать подходящего человека. Лишь изредка судьба дарит нам встречу с такими людьми. Чин, должность и звание это лишь одна, деловая сторона жизни человека. Герой очерка должен быть ЛИЧНОСТЬЮ!

Рекомендации: Юные журналисты, будьте бдительны: не пропустите интересного человека мимо себя. Не важ­но, как он одет, на какой машине ездит или вообще ходит пешком, только разговорившись по душам с таким человеком, вы сможете понять, с кем имеете дело.

Героя для очерка вам могут подсказать более опытные товарищи, сто­ит прислушаться к их мнению. Ведь завоевать авторитет у людей не так просто. А на поиски своего собственного героя могут уйти месяцы, а то и годы. Но встречи, разговор с этими людьми вы будете помнить всю жизнь. А их слова запомните, как завет.

В начале своей карьеры неопытный журналист может увлечься пере­сказом биографии героя, его анкетных данных. Множество фактов, порой однозначных могут забить текст, заполнить страницы, и вдруг окажется, что человек-то в них затерялся, а самое главное в нем и не видно. Так мож­но потерять героя в собственном блокноте.

В документальном рассказе и газетном очерке - присмотритесь, и вы найдете - много общего: как сочно, выразительно описаны действующие лица, обстановка. А главное различие - в публицистической тональности очерка. Это роднит его с другими газетными жанрами. Очерк позволяет автору гибко использовать художественные и публицистические средства. Прервав художественное повествование, автор считает возможным обра­титься прямо к своему читателю, задать ему вопрос, рассказать, о чем дума­ет, в чем сильно сомневается, подчеркнуть свое собственное авторское от­ношение к описываемому. Такие отступления, как говорил А.М. Горький, насыщенность публицистикой, характерны для очерка.

Рассказ требует четкую, динамическую организацию материала, фабу­лу. Очерк тоже может быть построен по тем же литературным законам, когда в его основе лежит событие, имеющее начало, развитие, точку наивысшего напряжения действия - кульминацию и развязку. Но автор очерка в лю­бой момент может отступить от сюжетного повествования и перейти к пуб­лицистике. Композицию очерка определяет не развитие события, а логика суждения автора.

А.М. Горький говорил, что очерк по своей природе равносилен и равно­ценен эскизу-наброску для памяти карандашом. Делая наброски к рецен­зии на сборник очерков «Наша жизнь», он указывает, что, говоря об очерке как литературной форме, надо исходить от глагола «чертить», «очерчивать». Газетный и журнальный очерк в силу ограниченности размера не может под­робно описывать события и характеры, как рассказ. Его героем может быть бизнесмен, политик, крестьянин, инженер... Героем следующего очерка ста­нет художник-анималист. Пример портретного очерка см. В Приложении 15.

Безадресный очерк.

Имя героя в безадресном очерке, как правило, вымышленное. Рассказ же впечатляет и захватывает. Можно назвать его «документальный рассказ». И то и другое будет верным. Документальный рассказ или безадресный очерк позволит вам прикоснуться к живым легендам, которые складывает наш современ­ник о людях-богатырях, наших современниках.

Безадресный очерк был написан, например, А.П. Гостомысловым лишь однажды. Во время поездки по строительству Байкало-Амурской магистрали ему неоднократно пришлось слышать рассказы и истории о легендарном вездеходчике, который первый прокладывал путь там, где еще не было пути, проходил там, гдедругие останавливались или даже гибли. И он действительно всюду ездил с найденным в тайге и прирученным олененком, который бегал сзади за ним, как за родным отцом, и в самом дальнем рейсе не отставал от машины... Отыскать этого легендарного вездеходчика не удалось, но на основе легенд о нем написана глава в документальном повествовании под названием «Вездеходчик Семен Бобров».

Проблемный очерк.

Проблемный очерк оставляет человека на втором плане, а разговор ве­дет о какой-либо важной проблеме, о поступках отдельных людей и действиях целых коллективов. Позволяет ставить в печати масштабные проблемы. Опыт работы над проблемным очерком см. в Приложении 16. Пример проблемного очерка см. в Приложении 17.

Путевой очерк.

Путевой — относящийся к путешествию, связанный с нахождением в пути.

Путевые впечатления.

«Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии» (Лермонтов «Белла»).

«Вот наш дневник. Здесь все написано, — сказал Одинцов, подавая учителю дневник. Учитель узнал путевую тетрадь отряда» (Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»). Рекомендации по работе над путевым очерком см. в Приложении 18. Пример путевого очерка см в Приложении 19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: