Призвание. (написано на основе интервью сЕвгением Николаевичем Моряковым, Героем Социалисти­ческого Труда)

(написано на основе интервью сЕвгением Николаевичем Моряковым, Героем Социалисти­ческого Труда)

— Существует ли такое призвание — рабочий! Ведь когда человек окон­чил школу и пришел на завод, нравится или не нравится ему предложенная специальность — надо работать. Да и о многих профессиях школьники знают лишь понаслышке. Какое уж тут призвание?

— И все-таки призвание к рабочей профессии есть. Оно воспитывается всем укладом окружающей растущего человека жизни.

Я рос в трудовой семье. Отец работал на верфи, был отличным формов­щиком. Были рабочими многочисленные дружные его братья. В семье все время разговоры о заводе. И хотелось узнать: как там — в цехе? Иногда меня брали с собой в цех, и как бы приоткрывалась таинственная дверь во взрос­лую жизнь. Эти дни запоминались надолго, хотелось самому стать сильным и так же ловко работать на огромных машинах.

— Вы начали работать в 15 лет. Почему так рано?

— Это был 1947 год. В то время ребята рано взрослели. Дядя, у которого я в то время воспитывался в Ленинграде, вернулся с войны инвалидом. Он хотел, чтобы я пошел учиться. Но я считал, что нельзя быть обузой для семьи.

Взяли меня на завод учеником электромонтера. Обязанности простые — содержать в порядке запасной электродвигатель. Был я маленького роста, ху­денький, и вскоре понял: взрослые на заводе заботливы, как родители. К элект­росети под напряжением они меня не допускали.

И я стал пропадать на токарном участке.

Мастер участка Эдуард Иванович Вашкель заметил мой интерес к стан­кам и пригласил: «Переходи к нам. Специальность настоящую приобретешь, уверенность в себе. Узнаешь, на что способны руки».

Мастер заказал двойную подставку. Ее поставили перед станком, и кто-то шутя сказал: «Вот вам Евгений Николаевич Моряков, корабельный мостик. Отправляйтесь в большое плавание».

Через несколько лет я сделал свои первые сложные детали. Берешь в руку нагретую резцом красивую деталь. Каждым нервом ощущаешь ее тепло, и радость пронизывает тебя. Это чувство не прошло, оно не исчезает, это не самодовольство, а гордость, удовлетворение своим делом. Чувствуешь, что многое умеешь и еще большему можешь научиться.

— В те годы среди станочников развернулось движение за скоростное резание. На всю страну прогремело имя Генриха Борткевича.

— Есть токари — явление, талант. Гордость страны. Талантлив может быть и художник, и токарь. Таким был Борткевич. Он изменил представление о воз­можностях человека. Когда нашел новую геометрию резца, норму перевыпол­нил больше, чем на тысячу процентов! Будто не металл резал, а брюкву. И все кругом поражались: «Неужели это делает обыкновенный человек?»

Я и пришедшие вместе со мной в цех подростки плохо представляли себе скоростное точение. Думали — нужно просто переключить скорость и попро­бовать, само пойдет.

Ничего не получилось. Резец сломался, станок стал. Мастер сказал с укоризной: «Ну что, опять Борткевича хотел догнать?» Я смотрю в пол, не знаю, что сказать. Мастер не злился, не ругался, что испортил резец: «А что касается Борткевича, то вы его обязательно догоните. У вас есть преимущество — вы молоды. Только надо учиться. Нужны фунда­ментальные знания».

— Евгений Николаевич, как должен себя готовить сегодняшний школьник, решивший стать рабочим, токарем, какие качества в себе вырабатывать?

— Я никогда не говорю ребятам, что работать легко. Работать тяжело. Но наша профессия — мужская. Это тоже очень важно. И чем раньше человек поймет это, тем лучше.

Девочкам это тоже не противопоказано. Есть небольшие станки, где некрупная работа, там у них еще лучше получается.

Ребята придут в цех и увидят: чтобы зажать деталь в патрон станка — нужна сила. Нужны крепкие ноги, чтобы отстоять смену. Нужно обладать терпением. когда жжет горячая стружка, болят ладошки от мозолей. Еще нужны геометрия, математика, физика. Откройте справочник токаря и сами убедитесь. Еще — человек должен свято верить, что его работа самая лучшая.

Токарь — профессия, требующая таланта. Как скульптор, из бесформенного куска вытачивает он сложнейшую деталь.

Мы редко говорим ребятам, что любовь к профессии не всегда с первого взгляда. Как и любовь к человеку с первого взгляда крайне редка.

Чтобы полюбить свою работу, надо со своими товарищами не один пуд соли съесть, пролить много пота.

Надо почувствовать, что как специалист ты много умеешь. И это умение идет по нарастающей, каждый день. И тогда своей профессии не изменишь.

— Если бы вам, Евгений Николаевич, пришлось сегодня начинать сначала, вы бы снова пошли учеником на завод?

Если бы пришлось начинать сначала, я бы пошел в ПТУ, чтобы хорошо изучить теорию. Быть универсалом без глубоких теоретических знаний сложно. Думаю, что сегодняшние большие токари вырастут из учеников ГПУ с трехгодичным обучением или из тех ребят, что пришли учиться после де-сятилетки. Они растут быстрее.

С директором ленинградского станкостроительного объединения имени Свердлова был в Германии и видел в Гамбурге, как рабочие устанавливают наши станки. Такое оборудование приходит и в наши цеха. Если у человека нет образования, он никогда не освоит сложный современный станок. Я не агитирую в токари. Выбор всегда за самим школьником. Я убежден, что хорошая профессия делает человека счастливым.

Детская журналистика:

хозрасчетные газета и журнал в школе.

Учебн. пособ. –

СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,

2006. – С. 44-46.


Приложение 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: