Процесс определения целей проекта рассматривается в источнике, как творческий, который можно разделить на последовательные процедуры:
– определение указателей цели,
– определение возможных целей проекта,
– описание целей проекта.
Определение указателей цели требует изучения различных источников, которые могут содержать искомую информацию:
– требования к проекту,
– заказ на проект,
– цели предприятия, внутри которого осуществляется проект,
– окружение предприятия.
Определение указателей можно рассматривать как предварительное обследование, после которого по найденным указателям может быть начат активный поиск цели и ее формулирование.
Для определения цели проекта используются как индивидуальные, так и групповые методы. Поскольку поиск цели - процесс творческий, то здесь не существует строго регламентированных подходов. Можно только отметить некоторые закономерности и общие подходы.
В индивидуальной работе используются дискурсивные, логические методы. Здесь имеется опасность одностороннего рассмотрения направления поиска целей проекта.
|
|
При этом отмечается, что различают:
«цели - результаты» - доказуемый результат проекта;
«цели - образ действий» - условия реализации проекта.
Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта и его участников. Цели проекта, структура проекта и организация участников проекта могут описываться взаимосвязанными иерархическими (древовидными) структурами, в которых могут быть установлены отношения между компонентами: цели - части проекта - участники и др.
Можно отметить, что цели проекта должны быть четко определены: иметь ясный смысл; результаты, получаемые при достижении цели, измеримы, а заданные ограничения и требования выполнимы. То есть цели должны находиться в «области допустимых решений» проекта.
Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, так как только при этом условии может быть проработан следующий шаг — формирование основных характеристик проекта. К их числу можно отнести:
– наличие альтернативных технических решений;
– спрос на продукцию проекта;
– продолжительность проекта — в том числе его инвестиционной фазы;
– оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта;
– перспективы экспорта продукции проекта;
– сложность проекта;
– исходно-разрешительная документация;
– инвестиционный климат в районе реализации проекта;
– соотношение затрат и результатов проекта.