Владимир Дорохов
Маркус Пиндур
В последнее время не только немцы инвестируют в России, но и россияне в Германии. Наглядный пример - сделка по приобретению Opel международным консорциумом с участием Сбербанка. Стоит ли опасаться в этой связи утечки немецкого ноу-хау в Россию, жертвой которой может стать компания Opel?
Что ожидает Восточный комитет немецкой экономики от нового правительства Германии?
Каким вам видится потенциал российского рынка, учитывая далеко не лучшую демографическую ситуация в этой стране?
- Да, это так. Но российский рынок по-прежнему огромен. В России проживают около 140 миллионов человек. Из России можно легко выходить на рынки стран Центральной Азии, население которых насчитывает 80 миллионов человек. Украина тоже рядом. Я считаю, что после преодоления нынешнего кризиса на российском рынке именно у немецкого бизнеса будут большие шансы. Ведь объемы немецкого экспорта в Россию сопоставимы с экспортом в Китай. Это свидетельствует о потенциале российского рынка.
- Я не думаю, что тут произойдут какие-то кардинальные изменения. Мне кажется, что канцлеру Ангеле Меркель (Angela Merkel) удалось наладить с российским руководством хорошие отношения. Я думаю, что наш возможный министр иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) продолжит курс своего предшественника (прим. ред. - Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier). Не исключены какие-то новые нюансы, но генеральная линия останется прежней.
- Мне кажется сделка по приобретению Opel - наглядный пример открытости немецкой экономики. Будучи чемпионом мира по экспорту, мы должны принимать во внимание, что он включает в себя не только экспорт товаров, но и технологий. Если за наши технологии нам предлагают подходящую цену, то мы должны относиться к этому положительно. Я считаю, что сотрудничество между Сбербанком и Magna, российским автопроизводителем "Газ" и немецким Opel очень важно, прежде всего, для модернизации российского автопрома. Такая покупка позволяет вывести предприятия отрасли на принципиально новый уровень конкурентоспособности.
EXRUS.eu №59
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны, региона зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну, регион, отрасль.
Инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в субъектах РФ и представляет собой сложившуюся в течении ряда лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций в основной капитал региона. В каждом регионе РФ с одной стороны объективно существуют некоторые заданные условия и предпосылки для осуществления инвестиционной деятельности (например, в виде природных богатств, географического положения, состояние производственной инфраструктуры и политической стабильности и др.) и, с другой стороны, имеет место субъективная деятельность инвесторов по использованию этих объективно существующих условий и предпосылок. Таким образом, степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов инвестирования.
Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью и может рассматриваться как на макро- так и на микроэкономическом уровне. На макроуровне это понятие включает в себя показатели политической, экономической и социальной среды для инвестиций. Например, для потенциальных иностранных инвесторов при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.
На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов-поставщиков, клиентов, банков, а также трудовых коллективов государства-реципиента инвестиций.
Понятие инвестиционного климата на макро- и микроуровне воспринимается инвесторами как единое целое, поскольку любые законодательные и нормативно-правовые усилия правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть заблокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льготного хозяйственного режима для инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общеэкономического регулирования центрального правительства.
Наиболее общей характеристикой перспектив инвестиционной деятельности для инвестора является инвестиционный климат региона. Именно поэтому крайне важное значение приобретает понятие регионального инвестиционного климата.
Региональный инвестиционный климат представляет собой систему правовых, экономических и социальных условий инвестиционной деятельности, формирующихся под воздействие широкого круга взаимосвязанных процессов, подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления. Они отражают как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов, создающих предпосылки для проявления устойчивых инвестиционных мотиваций и оказывающих существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков. Таким образом, это определение наглядно показывает взаимосвязь таких понятий как инвестиционный климат, инвестиционный потенциал региона, а также учитывает соотношение инвестиционного риска и вероятности получения дохода инвестором.
Рассмотрим основные структурные элементы инвестиционного климата региона. Составляющая инвестиционного климата региона - это его инвестиционная привлекательность, которая представляет собой совокупность различных объективных возможностей и ограничений, обуславливающих интенсивность привлечения инвестиций в регион, или инвестиционную активность в регионе, представляющей собой вторую составляющую инвестиционного климата.
В свою очередь в составе инвестиционной привлекательности выделяются также 2 составляющие: объективные возможности региона по привлечению инвестиций представляют собой инвестиционный потенциал региона, а объективные ограничения, препятствующие реализации таких возможностей – это разнообразные региональные инвестиционные риски, наличие которых определяет вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона.
Для того чтобы принять решение об инвестировании средств в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ инвестиционной привлекательности этого региона. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов. На ее основе публикуются рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.
В качестве исходной информации для составления рейтингов инвестиционной привлекательности используются статистические данные по развитию регионов, законодательные акты, имеющие отношение к регулированию инвестиционной деятельности, результаты региональных исследований и опросов, а также публикации в печати.
При составлении практически всех рейтингов в той или иной степени используются экспертные оценки. В общем виде составление рейтинга включает следующие этапы:
1. Выбирается и обосновывается набор показателей, наиболее точно, по мнению экспертов, отражающий состояние инвестиционного комплекса региона.
2. Каждому показателю или группе однородных показателей присваиваются весовые коэффициенты, соответствующие их вкладу в инвестиционную привлекательность региона.
3. Рассчитывается интегральная оценка инвестиционной привлекательности для каждого региона.
Среди российских рейтинговых агентств важное место занимает консалтинговое агентство «Эксперт-Регион» [14|, которое начиная с 1996 г. оценивает рейтинг субъектов Федерации по условиям инвестирования. Российский страновой и региональный инвестиционный климат определяется на основе показателя инвестиционной привлекательности.
Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. В соответствии с этим все российские регионы рассматриваются в плоскости потенциал—риск [17].
Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Инвестиционный потенциал складывается в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций, зависящей как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал включает в себя восемь частных потенциалов:
− ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
− производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
− потребительский (совокупная покупательная способность населения);
− инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
− трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
− институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
− финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
− инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).
Все перечисленные виды потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как средневзвешенная сумма ряда статистических показателей, а общий инвестиционный потенциал региона в свою очередь определяется как взвешенная сумма частных потенциалов.
Уровень некоммерческого инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них и рассчитывается как средневзвешенная сумма следующих видов риска:
− экономического (тенденции в экономическом развитии региона);
− финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
− политического (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);
− социального (уровень социальной напряженности);
− экологического (уровень загрязнения окружающей среды, включая и радиационное);
− криминального (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
− законодательного (юридические условия инвестирования в те или иные сферы и отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). При расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.
При анализе полученных рейтингов субъектов Федерации были выявлены следующие закономерности:
1. Снижение почти всех видов потенциала по мере роста рисков.
2. Увеличение рейтинга потенциала ведет к снижению криминального, социального и политического риска для инвестиционно сильных и слабых регионов.
3. Любые изменения инвестиционного потенциала скорее будут сопровождаться изменением указанных рисков. Причем снижение инвестиционного потенциала обязательно ведет к усилению рисков. А увеличение потенциала влияет на последующее снижение рисков (политического — для регионов, имеющих место в рейтинге выше 30-го, экономического — имеющих место выше 20-го, криминального — выше 15-го).
4. По мере уменьшения инвестиционного потенциала региона снижается удельный вес накопленных капитальных вложений и иностранных инвестиций.
5. Иностранные инвесторы в большей мере учитывают уровень инвестиционного риска, чем российские, которые, следуя за инвестиционным потенциалом, либо недоучитывают риски, либо сознательно идут на избыточный риск, преодолевая потерю инвестиций чисто российскими способами.
6. Как иностранные, так и отечественные инвесторы стараются извлечь прибыль, используя так называемые конкурентные преимущества низкого порядка, связанные с использованием Дешевой рабочей силы, сырья и энергии.
7. Инвестиционное законодательство не играет должной роли в формировании региональной инвестиционной политики. Более благоприятные законодательные условия имеют регионы с наиболее низкими потенциалами и высокими рисками. Однако это не всегда помогает улучшить инвестиционный климат этих регионов.
Резервы улучшения инвестиционного климата большинства регионов связаны со снижением инвестиционного риска главным образом за счет совершенствования законодательной базы деятельности инвесторов.
Существенное повышение потенциала для многих регионов потребует значительных инвестиций и длительного времени.
Чем ниже место, занимаемое регионом в рейтинге, тем больше проблем ему придется решать. Регионы же, находящиеся в середине шкалы рейтингов, имеют соответственно больше шансов на продвижение вверх.
Распределение регионов России соответственно условиям инвестирования показано в табл. 6.
Таблица 6