Структура профессиограммы следователя

В последнее время в судебно-психологических исследованиях глубже стала изучаться структура профессиограмм, которые относятся к деятельности следователя, а профессиограммы других представителей правоохранительных органов еще не получили должного для них внимания.

Профессиограмма должна включать в себя подробное описание всех сторон деятельности следователя, а также качеств и навыков, которые необходимы для этого. Первое исследование профессиограммы следователя провел В. Л. Васильев. Это исследование представляет собой его профессиональный портрет. Он основан на данных, полученных путем психологических и социологических методов изучения деятельности следователя. Такие профессиограммы ориентируют учебные заведения на определенный уровень подготовки юридических кадров и специалистов. Профессиограммы способствуют диагностике профессиональной подготовки юристов, которые работают в разных структурах правоохранительных органов.

Профессиограмма следователя – это иерархическая и многоуровневая система, которая представляет собой всё основные и главные стороны профессиональной деятельности следователя, а также выявляет личностные качества и профессиональные навыки следователя, которые используются в его деятельности. Профессиограмма следователя состоит из нескольких составляющих, которые по- следовательно включают в себя определенные стороны его деятельности.

К ним можно отнести:

1) коммуникативную деятельность следователя, которая подразумевает общительность, эмоциональную устойчивость, а также умение слушать человека и умение говорить с ним;

2) поисковую деятельность, которая связана с наблюдательностью, любознательностью и высокой степенью ориентации следователя;

3) удостоверительную деятельность следователя, которая предполагает наличие таких качеств, как пунктуальность, аккуратность и т.д.;

4) реконструктивную деятельность следователя, которая зависит от памяти, мышления, воображения, интеллекта и т.д.;

5) организационную деятельность следователя, которая подразумевает хорошие организаторские способности в работе с людьми, а также самоорганизованность и собранность, целеустремленность, настойчивость и т.д.;

6) социальную деятельность следователя, которая должна включать в себя такие качества, как честность, гуманность, принципиальность, а также должна включать в себя профессиональную этику.

В профессиограмме следователя ведущая роль должна быть отведена социальной деятельности, поскольку именно такая деятельность способствует формированию профессиональных качеств. Элементы структуры профессиограммы следователя должны быть взаимосвязаны между собой таким образом, чтобы наличие одного из этих элементов определяло эффективность функционирования других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: