Введение. Ш24 как быстро и надолго запомнить материал по истории

Шаповал В. В., Митрофанов К. Г.

Ш24 Как быстро и надолго запомнить материал по истории. Пособие для старшеклассников и студентов. — М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001. — 32 с.

13ВИ 5-8393-0005-5

Пособие поможет освоить простые и эффектив­ные приемы запоминания слов, чисел и текстов. В нем приводятся многочисленные примеры, даны за­дания для самостоятельной работы на основе матери­ала школьного курса истории.

© В. В. Шаповал,

К. Г. Митрофанов, 2001
18ВЫ 5-8393-0005-5 © Издательский дом

«Новый учебник», 2001


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................. 4

1. Приемы запоминания трудных слов......... 5

1.1. Неизвестное к известному:

запоминание с опорой на связи слов........ 5

1.2. Похожее к похожему: запоминание

с опорой на свободные ассоциации......... 7

1.3. Как запоминать имена людей.................... 8

2. Запоминание рядов слов............................ 11

2.1. Фразы с числительными............................ 11

2.2. «Принцип четок».......................................... 12

2.3. «Принцип мест»........................................... 13

3. Запоминание чисел..................................... 15

3.1. Трансформация числа в ряд слов............. 16

3.2. Запоминание с опорой на связи

в числовом ряду.......................................... 17

3.3. Перевод цифрового ряда в буквенный..... 18

3.4. «Принцип колодцев»................................... 20

4. Запоминание цитат,

авторских формулировок........................... 22

Дополнительные задания....................................... 23

Ответы к тренингу................................................... 25

Дополнительная литература.................................. 32


ВВЕДЕНИЕ


1. ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ТРУДНЫХ СЛОВ



Хорошая память нужна всем. Особенно любите­лям старины, будущим историкам. Поэтому, если природа не одарила вас феноменальной памятью, было бы неплохо овладеть хорошо работающими практическими приемами запоминания.

Искусство запоминания — мнемоника (мнемо­техника) — зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической рито­рики — искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный харак­тер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других — слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие -— образные выражения. Поэтому так мало практических по­собий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение.

Наши современники мало знакомы с этим ви­дом интеллектуального спорта. Но посмотрите издания XIX века — они пестрят иностранными словами и цитатами, данными без перевода. Зна­ние наизусть классических текстов было призна­ком не просто образованного, но интеллигентно­го человека. Многое запоминали не только для урока или экзамена, а на всю жизнь. И нам будет полезно перенять что-то из традиций дореволю­ционного российского образования.

В этой книге показаны различные приемы мнемотехники, приведены примеры их использо­вания, даны задания для тренировки.

Успех вашей речи напрямую зависит от свободного владения ключевыми словами. Можно прекрасно знать материал урока, но если спартан­цев вы будете упорно называть «спартаковцами», а ваш преподаватель истории болеет за «Динамо», — проблем не избежать. Как же быть? Нужно постро­ить «запоминалку». (Если вы любите официальные слова, то «мнемонему» или «мнемотехническую формулу».) Например, отправляясь на урок, вы на­певаете: «Хорошие люди спартанцы — любили во­енные танцы». Будьте уверены, с современными спортсменами они уже не перепутаются.

Вы знаете, что без труда не бывает хорошего ре­зультата. Но иногда можно долго что-то зубрить и не добиться желаемого эффекта. А можно, прило­жив творческие усилия, сэкономить свое время.

1.1. Неизвестное к известному:

запоминание с опорой на связи слов

Главный принцип запоминания слов — по­иск связей. Любой словарь, в том числе и ваш соб­ственный, — это сложное, многоуровневое объ­единение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его «привязать» к уже известным сло­вам. Чем больше веревочек, тем надежнее.

Понять состав термина и связи между его час­тями — это уже почти запомнить его. Например, если вы не можете запомнить, что революционе­ры печатали листовки на гектографе, достаточно уяснить, что 100 (гекто-) экземпляров — это мак­симум для данного аппарата. Древние греки пе-


/. Приемы запоминания трудных слов


1.2. Похожее к похожему



ред важным событием приносили жертву богам — гекатомбу (100 быков). А подпольщики с одной ванночки гектографа получали 100 листовок: «Долой самодержавие!» Теперь главное — «при­клеить этикетку». А именно: рассказать себе (или лучше соседу), что вот там гектограф — 100 лис­товок, а там греки и 100 туш — гекатомба. И еще взять энциклопедию и посмотреть другие слова на гекто-, гекато-.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: