Шаповал В. В., Митрофанов К. Г.
Ш24 Как быстро и надолго запомнить материал по истории. Пособие для старшеклассников и студентов. — М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001. — 32 с.
13ВИ 5-8393-0005-5
Пособие поможет освоить простые и эффективные приемы запоминания слов, чисел и текстов. В нем приводятся многочисленные примеры, даны задания для самостоятельной работы на основе материала школьного курса истории.
© В. В. Шаповал,
К. Г. Митрофанов, 2001
18ВЫ 5-8393-0005-5 © Издательский дом
«Новый учебник», 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................. 4
1. Приемы запоминания трудных слов......... 5
1.1. Неизвестное к известному:
запоминание с опорой на связи слов........ 5
1.2. Похожее к похожему: запоминание
с опорой на свободные ассоциации......... 7
1.3. Как запоминать имена людей.................... 8
2. Запоминание рядов слов............................ 11
2.1. Фразы с числительными............................ 11
2.2. «Принцип четок».......................................... 12
2.3. «Принцип мест»........................................... 13
3. Запоминание чисел..................................... 15
|
|
3.1. Трансформация числа в ряд слов............. 16
3.2. Запоминание с опорой на связи
в числовом ряду.......................................... 17
3.3. Перевод цифрового ряда в буквенный..... 18
3.4. «Принцип колодцев»................................... 20
4. Запоминание цитат,
авторских формулировок........................... 22
Дополнительные задания....................................... 23
Ответы к тренингу................................................... 25
Дополнительная литература.................................. 32
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ТРУДНЫХ СЛОВ
Хорошая память нужна всем. Особенно любителям старины, будущим историкам. Поэтому, если природа не одарила вас феноменальной памятью, было бы неплохо овладеть хорошо работающими практическими приемами запоминания.
Искусство запоминания — мнемоника (мнемотехника) — зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики — искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный характер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других — слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие -— образные выражения. Поэтому так мало практических пособий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение.
Наши современники мало знакомы с этим видом интеллектуального спорта. Но посмотрите издания XIX века — они пестрят иностранными словами и цитатами, данными без перевода. Знание наизусть классических текстов было признаком не просто образованного, но интеллигентного человека. Многое запоминали не только для урока или экзамена, а на всю жизнь. И нам будет полезно перенять что-то из традиций дореволюционного российского образования.
|
|
В этой книге показаны различные приемы мнемотехники, приведены примеры их использования, даны задания для тренировки.
Успех вашей речи напрямую зависит от свободного владения ключевыми словами. Можно прекрасно знать материал урока, но если спартанцев вы будете упорно называть «спартаковцами», а ваш преподаватель истории болеет за «Динамо», — проблем не избежать. Как же быть? Нужно построить «запоминалку». (Если вы любите официальные слова, то «мнемонему» или «мнемотехническую формулу».) Например, отправляясь на урок, вы напеваете: «Хорошие люди спартанцы — любили военные танцы». Будьте уверены, с современными спортсменами они уже не перепутаются.
Вы знаете, что без труда не бывает хорошего результата. Но иногда можно долго что-то зубрить и не добиться желаемого эффекта. А можно, приложив творческие усилия, сэкономить свое время.
1.1. Неизвестное к известному:
запоминание с опорой на связи слов
Главный принцип запоминания слов — поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его «привязать» к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.
Понять состав термина и связи между его частями — это уже почти запомнить его. Например, если вы не можете запомнить, что революционеры печатали листовки на гектографе, достаточно уяснить, что 100 (гекто-) экземпляров — это максимум для данного аппарата. Древние греки пе-
/. Приемы запоминания трудных слов
1.2. Похожее к похожему
ред важным событием приносили жертву богам — гекатомбу (100 быков). А подпольщики с одной ванночки гектографа получали 100 листовок: «Долой самодержавие!» Теперь главное — «приклеить этикетку». А именно: рассказать себе (или лучше соседу), что вот там гектограф — 100 листовок, а там греки и 100 туш — гекатомба. И еще взять энциклопедию и посмотреть другие слова на гекто-, гекато-.