Похожее к похожему: запоминание с опорой на свободные ассоциации

Мы не всегда знаем, как образовалось то или иное трудное слово. Но для запоминания во­все не обязательно это знать. Первая же связь, ко­торая приходит в голову при встрече с новым сло­вом, может стать основой, фундаментом для его запоминания. Произвольные связи между словами называются «свободные ассоциации». Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хра­нятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая.

Произвольные связи, которые возникают, к примеру, между итальянским термином речитатив и русским речь, между греческим плутократия (власть богатеев) и русским плут, называются «на­родная этимология». Эти связи иногда приводят к сближению слов с незначительным созвучием {миллион — лимон) в разговорной речи.

В области свободных ассоциаций, действи­тельно, нет никаких ограничений. Если вы связа­ли английское пееd1е [нидл] — «иголка» и поodle [нудл] — «лапша», представив, что дырочки в лапше делают 'иголкой и что звук [i] в [nidl] тон­кий и острый, а буквы /оо/ в слове пооdlе похо­жи на две дырочки, то никто вам не скажет, что это неправильно. Это работает, и прекрасно!

Чтобы закрепить свободную связь, нужно:

а) выбрать, найти эту связь;

б) усилить ее зрительной картинкой и подер­
жать в воображении;

в) вербально проработать, т. е. объяснить себе
(или лучше другому) вслух, почему именно эта
связь пришла вам в голову.




. Приемы запоминания трудных слов


1.3. Как запоминать имена людей



Тренинг

№ 7. Слово гоплит означает «древнегреческий тяжело­вооруженный воин». Представьте, что гоплитами были зажиточные горожане, тренироваться в доспе­хах им было непросто. Что же они выкрикивали, когда удавалось удачно подпрыгнуть?

№ 8. Посланник папы римского — Джованни Плано Кар­пами —путешествовал по территории Золотой Орды с 1245 по 1247 г. и написал «Историю монголов».

Предложите «запоминалку» имени любознательно­го итальянца.

№ 9. Какие ассоциации с именами трех варяжских кня­зей обыграны в следующем фрагменте?

Рюрика приняли с удовольствием. «Хоть и не Рюрикович, — говорили про него послы, — но потомки его будут Рюриковичами». Синеуса приняли благосклонно. «Усы выкрасим, — ре­шили послы, — и он сделается Черноусом». Но насчет Трувора возникли прения. «Пойдут от него Труворовичи, — говорили послы, — а мы • люди робкие. Раструворуют нашу землю».

№ 10. Предложите способы запоминания имени Куря. Так звали печенежского князя, победителя Святослава.

№ 11. Почему урядника крестьяне «за глаза» называли «курятником»?

1.3. Как запоминать имена людей

В пособиях по этикету рекомендуют чаще по­вторять имя собеседника. Это элементарные пра­вила вежливости. Кроме того, каждый любит свое имя. Так устанавливается контакт между людьми. Запоминание имен облегчается тем, что внеш­ность дает широкий выбор для связей. Вот при-


мер запоминания фамилии из пособия 1913 г.: «Господина Орлова мы представляем себе орлом, парящим в небесах». Это правило можно распро­странить на имена в изучаемом иностранном языке. Тогда пан Врубель предстанет в виде воро­бья (по-польски), герр Швальбе будет казаться господином Ласточкиным (по-немецки) и т. д.

Многие советуют запоминать имя человека на основании первого впечатления. Во всяком случае, при знакомстве вам понадобится время для запоми­нания имени. Можно повторить его, сказав: «Очень приятно. Иван Иваныч? Иванов? А я такой-то». И пока он размышляет над вашим «такой-то», вы бы­стренько составляете словесный портрет: «Как же я тебя запоминать-то буду? Пусть будет Иван в кубе. Плотного телосложения. Подходит».

Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Историчес­кие персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы «Наполеон одолжил обед у Кутузова» (одолжить обед — borrow dinner[борроу дина]). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по' «где мокрит», Ганнибала по тому, что ходил «он не на бал», а на войну. Григория Отрепьева (Лжеди-митрия) — свергли и одели в рваные «отрепья», а Ивана Болотникова — «утопили в болоте».

Имена-отчества являются специфически рус­ским типом вежливого обращения к человеку. Они представляют определенные трудности для запо­минания. Знающие люди рекомендуют: «Ищите родственников». Имена и отчества можно «привя­зывать» таким образом: по имени Эдуард Петрович


/. Приемы запоминания трудных слов


мог бы быть принцем Уэльским, а по отчеству — сыном Петра Великого (он такой же высокий и неугомонный). А теперь — этическая рекоменда­ция: никогда не говорите человеку, каким спосо­бом вы запомнили его фамилию, имя, отчество.

Тренинг

№ 12. Александра Сергеевича Грибоедова звали по име­ни-отчеству, как и...

№ 13. Александром Христофоровичем звали графа Бен­кендорфа (1783—1844), под надзором которого на­ходился Пушкин. А также — лингвиста Востокова (1781 — 1864). Оба они «годятся в сыновья»...

№ 14. Максим Грек (в миру — Михаил Триволис, ок. 1475-1555). Как запомнить его настоящую фамилию?

№ 15. Столица Золотой Орды располагалась в районе ны­нешней Астрахани и называлась Сарай. Свяжите это название с образом жизни монголов.

№ 16. В 1691 г. Петр I учредил Всешутейный собор. Его возглавил «князь-папа» Матвей Нарышкин, а через год — «дядька» (воспитатель) царя — Никита Зо­тов. Как запомнить эти два имени?

№ 17. Новгородский купец Иголкин в 1700 г. был в Швеции и в связи с началом Северной войны попал под стра­жу. Услышав зазорные речи о государе Петре, он обезоружил и заколол штыком двух стражников. Своим поступком купец восхитил Карла XII и получил свободу. Как запомнить этот факт?

№ 18. Говорят, что Павел I переименовывал новоприобре-тенные южные города, получившие имена от Екате­рины II, но Одессу спас от превращения в Хаджи-бей адмирал Дерибас, срочно прислав императору одесских апельсинов. Как запомнить этот факт?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: