Представьте, что вам нужно запомнить последовательность расположения отдельных частей большого текста. Для таких случаев существует «принцип мест». Издавна считается, что если потерял вещь, нужно вернуться на прежнее место. Это часто помогает — вернешься на кухню и вспомнишь: точно, книжка-то в холодильнике, а масло — на книжной полке. Запоминая текст, вы каждую его часть связываете с пунктом своего привычного маршрута или с расположением предметов в своей комнате. Главное, чтобы каждый фрагмент по своему месту в тексте соответствовал какому-то привычному действию или образу в другом ряду.
Актеры, когда запоминают текст роли, связывают фразы с позами, жестами и своим настроением. Например, в начале роли король Лир — монарх. У него гордая осанка. И стоит актеру выпрямиться и сделать строгое лицо, как тут же вспоминается начало текста. А когда Лир — всеми брошенный несчастный старик, то актеру достаточно согнуть спину и сделать жалкое лицо, как тут же в памяти возникает следующий отрывок. Этот метод может пригодиться и вам.
|
|
2. Запоминание ряда слов
Когда вы заучиваете речь, то полезно назначить реальных или воображаемых слушателей во время репетиций. Это могут быть «шкаф-окно-стол-кресло-дверь», за которыми вы закрепляете определенные части выступления.
Тренинг
№ 24. В качестве иллюстрации «принципа мест» придумайте схему выступления, включающего блоки с вводными фразами: «Прежде всего...», «С одной стороны...», «С другой стороны...», «В заключение...».
№ 25. Попробуйте стать режиссером своего доклада и изобразить ход выступления языком жестов.
№ 26. Придумайте краткое объяснение линии времени, исходя из того, что вы находитесь на границе между годами «до н. э.» и «н. э.».
№ 27. Прочитайте фрагмент текста, написанного в стиле английского писателя Д. О'Брайена. Какой прием запоминания предлагает автор?
1 час дня (1701 г.). В это время я обычно обедаю. К нам врывается толпа оборванных и голодных школяров из школы математических и навигацких наук. Обед не удался.
2 часа дня (1702 г.). Пойду погуляю. На каждом шагу иноземные мастера. Спрашивают дорогу по-голландски, по-немецки.
3 часа дня (1703 г.). Решил купить газету. В киоске только «Ведомости» церковнославянским шрифтом, да еще в газету норовят завернуть «Арифметику» Леонтия Магницкого.
8 часа вечера (1708 г.). Мама пришла с работы и принесла книжки «Приклады како писать комплименты», и тут же папа — с порога вручил «Геометрию». И то и другое написано забавно, но буквы уже похожи на наши. Гражданский шрифт.