1. Упражнение на развитие слухового внимания.
Задание:
— Повторяй за мной, меняя громкость звучания слогов, интонацию:
а | т | а | а | п | а | а | д | а | а | с | а | а | з | а |
о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | |||||
у | у | у | у | у | у | у | у | у | у | |||||
ы | ы | ы | ы | ы | ы | ы | ы | ы | ы |
ча — ща — ша чи — жи — щи
чу — щу — шу чо — жо — шо
Вы произносите цепочку слогов, ребенок — повторяет:
па — та — ша бо — до— жо — ло
фа — ка — са пу — лу — зу — ту
то — щу — да су — во — жи — га
ба — ду — ро за — шо — фу — га
(и т.д.)
2. Упражнение на развитие словаря.
— Назови слова на тему "овощи" ("мебель", "посуда", "магазин" и т.п.).
Важно, чтобы ребенок называл и существительные, и глаголы, и прилагательные. Вы ему можете
помочь. "Давай играть, кто назовет больше слов по теме "машины"... (про машину)".
3. Упражнение на внимание, звуко-буквенный анализ. Задание:
— Я буду называть по звукам слово, а ты должен найти картинку с предметом, который обозначает это слово или показать этот предмет в комнате, на улице.
м-я-ч=мяч
к-о-т-=кот
р-ы-б-а=рыба и т.д.
Можно так, по звукам, проговорить любое слово. Пусть ребенок отгадает, какое это слово. И наоборот, ребенок вам произносит по буквам слово, а вы отгадываете. ("А теперь ты загадай мне какое-нибудь слово".)
4. Упражнение на развитие зрительного восприятия.
Задание:
— Какую букву ты видишь?
— Подкажи карандашом каждую из них.
— Добавь недостающую часть чтобы получи лась буква.
5. Упражнение на словообразование, отработку слитного чтения и развития речи.
Задание:
— Образуй из слогов слово и придумай с ним
предложение:
6. Упражнение ^ВД;#»ЗВИ!ше техники чтения. -Задание:... • ■
Прочитать ряд слов (можно из словарика, учебника). Главное — засекаете время, сколько слов ребенок прочитал за 1 минуту, и результат записываете. Это может быть 3, 5, 7, 19, 25 слов. Количество их от занятия к занятию будет возрастать.
7. Упражнение наразвитие логического мышления.
— Послушай, повтори и объясни разницу в словах:
Автобус шел по дороге.
Человек шел в гости.
Вова перенес тяжелую ангину.
Петя перенес груз через дорогу.
Занятие N 2.
1. Упражнение на развитие памяти. — Запомни и повтори считалочку:
Три гуся летят над нами,
Три других — над облаками,
Два спустились за ручей,
Сколько было всех гусей?
(Заодно и сосчитаем гусей.)
Поможет рисунок, выкладывание количества гусей спичками, пуговицами.
— Прочитай как можно больше слов за 1 минуту.
2. Упражнение на развитие слухового восприятия.
3. Развитие зрительного восприятия.
— Запиши буквы, которые ты видишь:
4. Развитие техники чтения, памяти.
— Прочитай слоги слитно и повтори получившиеся сочетания слогов:
— Дорисуй недостающие части букв:
5. Упражнение на звуко-буквенный анализ.
— Отгадай, какое слово? Оно произносится по звукам:
л—и—с—а = лиса к—а—ш—а = каша
м—ы—ш—к—а = мышка а—и—с—т = аист
6. Упражнение на активизацию словаря.
— Придумай слова по теме "Осень".
7. Упражнение на развитие слухового внимания.
— Подними руку, когда услышишь на конце слова звук "а":
— курица, волки, медведь, лошадь, корова, лиса, собака, кошка, сороки.
— Назови место звука "у" в словах:
иду—Уля—зову—утро—укроп—несу—утята—удочка—узкий—бегу.
— Где "у": в начале, в середине или в конце слова?
— Придумай слово, начинающееся на "у" (утро, умывальник, уши...) и составь с ним предложение.
8. Зрительный диктант.
Дайте ребенку прочитать один раз слово (фразу),
затем закройте его и попросите написать это слово. После этого надо, чтобы ребенок прочитал про себя это слово (фразу) и нашел ошибки. Затем ребенку показываете следующее слово (фразу) и опять проводите работу в той же последовательности. После этого диктант (4-5 фраз) проверяется, вы записываете количество ошибок и ставите отметку (если она хорошая).
Это кот. Красная роза. Белый снег. Дети идут. Не забывайте после каждого занятия отметить успехи ребенка, похвалить его.
1. Упражнение на развитие слухового восприятия, техники речи.
— Запомни и повтори:
«Водовоз вез воду из-под водопровода.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
(Чистоговорки надо говорить быстро и правильно!)
— Повтори цепочку слогов:
ка—га—ха—ла ам—ос—ут
са—ма—на—ра—во ор—ащ—ищ
ту—па—ку—ла—ву им—ит—ир и т. д.
2. Упражнение на внимание и звуко-буквенный анализ.
Разложите перед ребенком 7-8 картинок.
— Я буду называть слова по отдельным звукам, ты найди картинку.
Слова: д—о—с—к—а, п—е—н—а—л, у—р—о—к-, м—е—л,, м—ы—л—о, т—е—р—к—а, к— л-г-а —с—с и пр.
А теперь пусть ребенок возьмет картинку и сам „ назовет слово по отдельным звукам
3. Упражнение на развития логического мышления. — Подымай и продолжи рад (до конца строчки):
4. Упражнение на развитие анализа и синтеза слов.
— Расставь стрелки. Отгадай, какое слово к какой схеме относится:
5. Прочитай слова и подбери свое слово на первый звук.
Мама-Мак Пара-
Кот-Коля Сыт-
Мила-? Перо-
Рама-? Путь-
Дать- Рима-
Рот- Соль-
Римма- Зима-
6. Слуховой диктант.
— Будь очень внимательным. Сейчас ты запишешь несколько слов, фраз (это зависит от уровня ребенка) и все они будут написаны тобой без Ошибок. Писать ты будешь по волшебной системе, как в сказке. Я произнесу слово (предложение) только один раз, затем ты его повторишь и сразу напишешь. Потом ты его проверишь.
Маша шла по улице. Летел шар. Деревья весело качались. Солнце пело песню.
7. Упражнение на понимание грамматических форм слов.
— Внимательно слушай и смотри!
— Где девочка моеяфрукты?
— А где вымыла?
— Где девочка варит обед?
— А где сварила?
7. Развитие техники чтения.
Прочитать как можно больше слов в 1 минуту (обязательно фиксирование результата!). Это покажет достижения ребенка,
8. Чтение сказки. (Вы начинаете выразительно читать. Читаете 1 минуту. Затем ребенок начинает читать сначала, т.е. тот текст, который вы уже прочитали, но затем продолжает дальше.)
Такое чтение по цепочке развивает внимание и навык чтения.
Занятие N 4
1. Упражнение на развитие внимания.
— Расставь буквы в соответствии с цифрами, т.е. поставь под каждую цифру ту букву, которая стоит
образце.
Вы даете образец 1 2 3 4 5 67 8