Успех на работе 173

Десять лет назад Лорен Эллой и Лин Абрамсон, в то время учившиеся в Пенсильванском университете, постави­ли эксперимент, в котором людям давали различную сте­пень контроля над включением и выключением света. У одних участников эксперимента была для этого полная воз­можность: свет зажигался каждый раз, когда они нажимали кнопку, и никогда не зажигался без нажатия. Другие же были лишены этой возможности: свет зажигался, независи­мо от того, нажимали ли они кнопку.

Испытуемых из обеих групп просили высказать свое мнение, в какой степени они контролируют ситуацию. Люди в состоянии депрессии очень точно оценивали, влияют они на результат или нет. Те же, которые не были в депрессии, буквально потрясли нас. Они абсолютно точно оценивали ситуацию, если были в состоянии ее контролировать. Если же ситуация была им неподвластна, они зачастую продол­жали считать, что могут ею управлять.

Не будучи уверенными, что само по себе включение света при помощи кнопки важно для людей, Эллой и Аб­рамсон привнесли в эксперимент элемент математического стимулирования. Если свет включался, участник экспери­мента получал денежный приз, если нет — он терял деньги. Но и после этого приятные заблуждения участников, не бывших в депрессии, не исчезли; более того, они усугубля­лись. Эксперимент реорганизовали так, чтобы у всех его участников была возможность определенного контроля си­туации, но при этом все теряли деньги. По мнению людей, не находившихся в депресии, они контролировали ситуацию в меньшей степени, чем на самом деле. Когда же программу скорректировали таким образом, что участники стали выиг­рывать деньги, то те, кто не находились в депрессии, сочли, что они контролируют ситуацию в большей степени, чем на самом деле. Что же касается участников, находившихся в депрессии, то они все время предельно четко оценивали



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: