Может ли в пессимистическом стиле объяснения корениться причина депрессии и слабых успехов детей — подобно тому, как это бывает у взрослых? В 1981 году, когда этот вопрос возник в ходе моих исследований, я подумал о Джоан Джиргус. Мы с ней поддерживали контакт все эти годы и были в курсе исследований друг друга. Часть ее работы была посвящена детям; точнее, тому, как по мере роста ребенка развивается его восприятие. Я знал также, что в своем колледже в Нью-Йорке она серьезно занимается проблемой неуспеваемости студентов. В общем, я считал, что она была бы идеальным партнером в моем исследовании.
«Все идет к тому, — сказал я ей при встрече, — что, как мне кажется, школьная неуспеваемость в основном связана вовсе не с недостатком способностей. Наши последние данные показывают, что стоит ребенку впасть в депрессию, как его успеваемость резко падает».
Я некоторое время развивал эту идею, а затем рассказал Джоан о последних открытиях Кэрол Двэк, которые показывают, что в плохой академической успеваемости виноват пессимистический стиль объяснений. «Совсем недавно, — сказал я, — до меня дошли слухи о последней работе Кэрол. Она делила учеников начальной школы на группы «беспомощных» и «мастеров» в зависимости от их стиля объяснения. Затем она устраивала им серию неудач (неразрешимых задач), за которыми шли успехи (разрешимые задачи)».
|
|
«До неудач между группами практически не было разницы. Но как только начались неудачи, появилась и удивительная разница. У «беспомощных» детей стратегия решения задач быстро деградировала до уровня первого класса.
Школа_____________________________________ 221
Дети начинали ненавидеть это занятие и стали говорить, как здорово они раньше играли в бейсбол или выступали в школьных спектаклях. Если случались неудачи у «мастеров», их стратегия решения задач оставалась на уровне Четвертого класса, и они сохраняли работоспособность, хотя и признавали свои ошибки. Одна девочка из группы «мастеров» закатала рукава и сказала: «Люблю сложные задачи!» Все они выражали уверенность, что снова встанут на ноги, и держались.
И вот еще что, — продолжал я, — в конце эксперимента, когда всем детям предлагали разрешимые задачи, дети из «беспомощной» группы недооценивали свои возможности; так, они считали, что смогут решить только пятьдесят процентов задач такого типа, с какими они раньше прекрасно справлялись. Дети из группы «мастеров» считали, что сумеют решить девяносто процентов.
И мне кажется, — сказал я в заключение, — что главной проблемой, лежащей в основе депрессии и слабой успеваемости многих детей, является пессимизм. Как только ребенок приходит к мысли, что ничего не может сделать, он перестает стараться, и оценки у него ухудшаются. Мне бы хотелось заняться этой проблемой вместе с тобой».
|
|
Джоан не сразу приняла мое приглашение. Она задала еще несколько вопросов, потом задумалась и наконец сказала: «Я, пожалуй, готова согласиться, что решающими с точки зрения успеваемости действительно являются оптимизм и способность не отступать перед трудностями. Но я думаю, что исследовать следует период обучения не в колледже и даже не в средней школе. Видимо, видение мира складывается в начальной и неполной средней школе. Во всяком случае, до созревания, а не после».
По одному из счастливых совпадений, как раз в это время в Пенсильванский университет на первый курс аспирантуры приехала Сьюзен Нолен-Хексма и стала катализа-
222 ^_________________ Мартин Э. П. Зелишая
тором этого проекта. Сьюзен тогда был двадцать один год; она была тихой, но целеустремленной. Ее руководитель из Йельского университета прислал мне письмо, в котором сообщал, что она была его лучшей студенткой за десять лет и он очень завидует тому, что она решила изучать беспомощность у детей. Он также предупредил меня, чтобы я не принял ее спокойную манеру поведения за робость или посредственность ума.
Я пересказал Сьюзен свой разговор с Джоан, и она немедленно заявила: «Именно этому делу я хотела бы посвятить свою жизнь».
За этим последовали два года, в течение которых мы уговаривали директоров, учителей, родителей и детей в школах вблизи Принстона, штат Нью-Джерси, а затем, наконец, Национальный институт душевного здоровья разрешить нам провести широкомасштабные исследования с целью прогнозирования, кто подвержен депрессии и кто плохо успевает в начальной школе. Мы хотели обнаружить источник депрессии, которая поражает так много детей и мешает их учебе в школе. Осенью 1985 года началось так называемое «Продольное исследование Принстон-Пен». В этом исследовании принимали участие четыреста третьеклассников, их учителя и родители; программа должна была продолжаться почти пять лет, пока эти ребята не кончат седьмой класс.
Мы предположили, что двумя основными факторами риска с точки зрения депрессии и неуспеваемости детей являются:
ф Пессимистичный стиль объяснения. Дети, склонные считать отрицательные события постоянными, всеобъемлющими и личными, через некоторое время впадают в депрессию и начинают плохо учиться.
• Неблагоприятные события. Дети, которые сталкиваются с этим фактором (разводы, смерти, безработица в семьях), будут учиться хуже всех.