double arrow

Ребёнок активный, о чём свидетельствует посадка головы

Форма черепа, гармоничное расположение рецепторов, их симметрия красноречиво свидетельствуют как о состоянии, так и о подвижности черепа и ниже лежащих структур тела.

Целостность мобильной и пластичной структуры, гармония функций в совокупности с эстетикой форм, стеничность тела можно обрести вновь. Они идёт в одном единственном направлении: в сторону здоровья.

VI. - Психосоматические нарушения.

Большое число детей, консультирующихся у нас, можно отнести, не боясь ошибиться, к «проблемным детям». В целом их рост сопровождается небольшими инцидентами разного характера.

К таким детям относятся вялые, апатичные, астенические, холеричные, дерзкие, агрессивные дети, дети с трудом засыпающие и часто просыпающиеся.

В плане характера это нестабильные, не чувствующие себя в безопасности, неуверенные дети. Трудные, зачастую невыносимые, страдающие невозможностью адаптироваться к семейной и школьной обстановке. Всё это выражается в возбуждении или апатии, усталости, в бессонице, страхе, подавленности, нервном и эмоциональном напряжении, гиперчувствительности и т. д.

Мы знаем, что каждый ребёнок индивидуально реагирует на эмоциональное влияние со стороны среды. Он реагирует с помощью своей психо-аффективной клавиатуры и в зависимости от субъективных ощущений.

Стресс, каким бы раздражающим ни был, вызывает у него нервное напряжение. Он воспринимается ребёнком как возбуждающее беспокойство симпатической системы и провоцирует выброс адреналина. (Это состояние тревоги перед лицом опасности, описанное Канноном).

Итак, есть две возможности: нападение или бегство. Эти оба состояния приводят к увеличению гликемии, сердечного и дыхательного ритмов с параллельным повышением холестерина крови, жирных кислот и коагуляции.

Весь этот механизм полезен, т. к. он готовит ребёнка к чрезмерному, интенсивному и внезапному усилию. Первоначально этими элементарными реакциями тревоги управлял теленцефалон.

Сегодня у современного человека компьютер сознания находится в верхнем мозге. Кушинг (Cushing) пишет: «Там, в этой маленькой и архаической срединной зоне мозга, которая умещается под ногтем большого пальца, прячется главная пружина аффективной и инстинктивной жизни, которую человек постарался замаскировать одеждами, как дерево корой, кортексом ингибиции».

Итак, сегодня современный человек и его потомство постоянно подвергаются многочисленным и разнообразным стрессам, которые постоянно поддерживают эти состояния тревоги. Таким образом, хроническое беспокойство, состояния нервного напряжения, эмоциональные встряски внедряются в нас с преувеличенной и тревожащей частотой. Комфорт, отсутствие физических упражнений, ненормально бестолковая жизнь города, «города-спальни», изоляция, шумы, сутолока, лифты, автомобили, отсутствие мотивации, смысла жизни, интеграции в неё и обменов, сидячий образ жизни и сверхвозбудимость способствуют и развивают все стрессы. Вся эта анахроническая механика, порождённая мутацией общества потребления на высшем пике своего развития обеспечивает соматизацию всех этих последствий, вызывая психосоматические нарушения.

Повторяемость и суммирование всех вышеназванных факторов агрессии способствуют поддержанию данного травматического состояния, элемента, загружающего человека усталостью и саморазрушением.

На самом деле биологический человек не адаптировался к своей новой среде. Доктор Давид Хам-бург, знаменитый психиатр, сказал: «В наши дни человеческий организм заставляет себя делать физические упражнения, но это даёт ему в конце концов очень мало, если не сказать совсем ничего. Ведь это подготовка к действию без самого действия. Он готовится к действию, не действуя».

А значит, в этом случае накапливаются факторы стресса и их последствия. При этом дренаж не так хорош, как это было бы нужно. Отсюда отложения холестерина и жирных кислот на артериях и постоянные выбросы адреналина и норадреналина, провоцирующие процесс атеросклероза (сердечнососудистые болезни ++).

Тело компенсирует, увеличивая парасимпатический тонус, который интбирует симпатическое ги-перзозбуждение, не устранённое действием. В поиске равновесия такие различные ортосимпатические реакции повторяются и со временем порождают психосоматические нарушения, проявляющиеся в первую очередь в пищеварительной, лёгочной и сердечно-сосудистой сферах.

Попробуем проникнуть в психосоматические механизмы. Мишизлли (Muchielli) предлагает 5 таких | механизмов. —

1) Преобладание тесной связи:

Такое преобладание тесной связи между психосоматической болезнью и особенностью личности | больного означает, что конституция предрасполагает к тому или иному типу заболевания.

2) Наличие явления конверсии.

Психоаналитики говорят, что некоторые импульсы, загнанные в подсознание, могут превратиться в физическое заболевание. Эта конверсия осуществляется посредством нервной цереброспинальной системы на уровне произвольной мускулатуры. Но нейровегетативная система может также вмешаться:

- если доминирует симпатическая система: со своим химическим медиатором, то есть адреналином, мы получим блокирование и перегрузку механизмов борьбы, которая проявится головными болями, повышением артериального давления, гиперактивностью щитовидной железы, сердечными неврозами, диабетом, артритами, синкопами из-за расширения мозговых сосудов, бессонницей;

- если доминирует парасимпатическая система: система репарации, исправления, анаболизма, с ацетилхолином в качестве химического медиатора, мы получим блокирование и перегрузку механизмов «сдерживания». Запоры и вторичные диареи, колиты, язвенные колиты, язва желудка, двенадцатиперстной кишки, астма, астения, гиперсонливость будут симптомами и следствием;

I

3) Регрессия по Фрейду.

Ещё раз вспомним о ней со всеми её стадиями, изученными ранее:

- оральная стадия (удовлетворение, отказ от голода в пользу материнской груди),

- анальная стадия (выделение, противопоставленное поглощению),

- фаллическая стадия (открытие сексуальности, Эдипов комплекс).

Регрессия означает возвращение к инфантильному способу выражения. Например: рвота по утрам | как повод, чтобы не ходить в школу.

4) Недостаточная адаптация.

Она проявляется чаще всего с самого раннего детства и зависит от субъективного восприятия кон-| фликта или от степени эффективности отца или матери.

5) Кортиковисцеральное соотношение в поведенческой структуре.

Это проявление эмоциональных нарушений на уровне органов через явление конверсии (возврата). Зачастую они обуславливаются различными врождёнными характеристиками и унаследованной конституцией.

Другие выражают свои эмоциональные нарушения через поведение.

Примечания и наблюдения остеопатического плана.

Все это доказывает, что единство тела и духа на самом деле существует и неразрывно. Имеется взаимовлияние реакций этих двух биномов.

Мы также понимаем, что любой фактор стресса действует на всех уровнях человеческого существа, | как в соматическом, так и в висцеральном и психическом плане.

Реакция организма характеризуется эндокраниальными изменениями, тесно переплетенными между собой. Эти реакции включают в свою игру гипоталамус (центр эмоций) и гипофиз с надпочечниками (реактивный центр) (см. Таблицу 1 и 2 по Александеру).

Сам же адреналин секретируется на уровне медулярно-надпочечных желез и на уровне окончаний волокон симпатической нервной системы.Таким образом, адреналин отвечает на любую агрессию среды через вброс адреналина, что увеличивает возбудимость которая, в свою очередь, увеличивает секрецию гормона. Следовательно, гипервозбудимость провоцирует эндокринные дисфункции, поддерживающие | состояние возбудимости. И так без конца._Системы регулировки и дренажа пресыщаются, нарушается гомеостаз тела, появляются поражения.. (Адреналин прячет усталость, увеличивая потребление энергии. Он вызывает бессонницу.).

Мы знаем, что тело (всё в совокупности) находится в состоянии тревоги, пытается адаптироваться, задействует механизмы защиты. Они проявляются на различных уровнях:

- на париетальном уровне реакции проявляются'через особую соматизацию тела в пространстве в соответствии с собственной схемой адаптации индивида. Через предпочтительный выбор некоторых миотенсивных путей в зависимости от биотипа и висцеро-психических параметров. Например: передний и задний типы Литлла Джона; мышечные цепи Годльева Дени (Godelieve Struyf-Denys); конституция и т.д..

- На висцеральном уровне через висцеро-париетальную соматизацию тела в пространстве, проявляющуюся, например, висцеральным птозом с париетальными адаптивными последствиями (у детей). Например: гипертрофия печени вызывает птоз, действующий на колическое закрытие, дилатацию слепой кишки и компрессию нижележащих благородных элементов (бедренный нерв, широкая связка, яичники) с париетальным влиянием и остеопатическими поражениями на уровне, L2, L3, L4 с преобладанием лево-левого или право-правого крестца, в зависимости от случая. Энтероптоз и астения и т.д;

- в поведенческом плане: через физическую соматизацию жизненного опыта, проявляющуюся висцеральными болями или болями в позвоночнике (затылок +++, поясница ++, крестец +++).

Остеопат считает, что человек обладает всем тем, что нужно для саморегуляции, самозащиты и лечения. Эти средства способны дать ему жизненное равновесие, обеспечивающее насыщенную и эффективную деятельность, защищенную от серьезных дисфункций. Остеопатическая медицина в своих границах прекрасно справляется с различными психосоматическими или «функциональными» нарушениями.

Учитывая три фундаментальных параметра, составляющих целостность человека, мы в процессе нашего остеопатического лечения будем уделять особое внимание оси вмешательства, не пренебрегая двумя другими параметрами. Остеопат действует специфически на том направлении, на котором он желает быть более эффективным: он выбирает соматическую, висцеральную или поведенческую ось воздействия. В психосоматической медицине в настоящее время допускают следующие причинноследственные отношения:

- психологические нарушения,

- функциональные нарушения,

- болезни на уровне клетки,

- структуральные проблемы.

Учитывая взаимодействие между тремя параметрами: структура-функция-психика, нам трудно принять эту теорию, не добавив к ней некоторые корректирующие штрихи.

Сам Гиппократ писал: «Человек не заболевает вдруг и сразу. Причины накапливаются до того, как проявляются болезнетворные результаты».

В настоящее время именно хронические болезни распространены во всех слоях общества. Традиционная медицина добилась больших успехов на уровне экзогенных болезней, но её успехи не так очевидны при лечении эндогенных заболеваний.

Именно на этой профилактической стадии оперирует остеопатия, борясь с этим типом дисфункций.

Американский остеопатический исследователь Штиглиц сказал: «Все хронические болезни начинаются без симптомов и могут перейти на очень продвинутую стадию до того, как субъективные и достаточно интенсивные боли дадут о себе знать и заставят пациента обратиться к терапевтической помощи

Итак, именно остеопаты должны уметь устранять молчащие проблемы, которые носит в себе человек. Не следует ждать, чтобы поражение стало очевидным, чтобы начинать его лечить».

Эта реплика заслуживает размышлений. Она имеет капитальное значение для прослушивания и подхода к ребенку на стадии потери равновесия. Анамнез, добросовестный сомато-висцеральный остеопатический осмотр и умное планирование первого сеанса, станут конструктивными элементами, способствующими пониманию явлений дисфункции.

Вернемся к уже цитированному:

психологические нарушения =_функциональные нарушения =_болезни на уровне клетки ^структуральные проблемы.

Логично было бы предложить другую хронологию:

1-2 структуральные проблемы,

2-1 висцеральные нарушения,

3 болезни на уровне клетки,

4 функциональные нарушения,

5 психологические нарушения.

Здесь приоритеты расставлены с точки зрения остеопатии, а главное состоит вот в чем:

1. Организм может сопротивляться и защищать себя от всех болезнетворных влияний.

2. Любая анормальная структура или функция одной части тела влияет на другие части. В этом состоит неделимое единство тела, целостное с функциональной точки зрения.

3. Организм человека предрасположен к анатомическим и функциональным нарушениям своих артикуляций.

4. Поскольку механические нарушения неблагоприятно влияют на структуру и функцию соседних и удаленных частей тела, они вызывают патологические процессы.

5. Поражения позвоночного столба вызывают дистанционные дисфункции и нарушения висцеральных и анатомических функций.

6. Можно обнаружить поражение через его проявление.

7. Поражение создает и поддерживает порочный круг процесса патологического раздражения, ослабляющего защитные свойства живого организма.

8. Нужно исправлять или улучшать остеопатическое поражение путем маневров нормализации и саморегуляции.

9. Поражение может присутствовать более или менее долго, не давая симптомов.

10. Коррекция поражения прерывает порочный круг. За ней следует регресс, улучшение или уничтожение патологического процесса. Она обеспечивает действие защитных механизмов и гомеостаза тела.

Практически:

Вышеприведенные десять указаний Стилла подтверждают пользу и абсолютную необходимость искать, находить и исправлять любое висцеральное или структуральное поражение. Только работая на структуре или органе можно вернуть им их подвижность, хороший дренаж, улучшить обменные процессы. Таким образом мы улучшим конституцию ребенка. Наше действие и работа самого тела смогут уравновесить его защитные резервы. Когда тело хорошо функционирует, если оно способно лечить само себя, управлять своим гомеостазом, тогда психика сможет лучше интегрировать события и в свою очередь улучшится, восстановится. Это особенно верно, если поражение на уровне духа и разума не слишком значительно. Все мы знаем, что человек освобождается от аффектов, как через тело, так и через слово. Разве конфликты и состояние удовлетворения не выражаются через тело? Психосоматические нарушения, не являются ли они не вербализованным выражением некоторых проблем? Разве построение схемы тела не меняется от рождения? Разве тело не является символом своего «Я»? Из всего этого можно заключить, что тело это продукт приобретенного опыта, наследственности и общества.

Понятие телесной схемы - это важная основа лечения наших маленьких детей, страдающих легкими психосоматическими проблемами.

Наш морфологический глаз и наша умная рука будут искать любые асимметрии, любые блокированные зоны, любые мышечные напряжения, любые потери подвижности, любые жидкостные, фасциальные и дыхательные ограничения, чтобы исправить их, уважая стуктуру и учитывая, как принимается ваше лечение телом пациента.

Остеопатия вмешивается на уровне:

• Торакальном или костальном, влияя на дыхание, венозный и лимфатический помпаж, моделирование грудной клетки.

• Ребер и лопаток, нормализуя поражения и моделируя.

• Поясницы и крестца и на механические восходящие и нисходящие продолжения, уделяя особое внимание стопам. Стопа это фундамент, также контакт с землей и небом.

• Органическом, вновь интегрируя висцеро-соматический и психический уровень ребенка, прослушивая его тело, открывая сокрытые от нас стороны его организма.

• Дорсальном. Особое внимание уделить D1 - D6. Это неблагодарная зона Десамбучи (DE SAMBUCY) или привилегированная зона парието-соматических и психосоматических нагрузок или зона - дортуар, где дремлют стрессы, где накапливаются продукты значительных эмоциональных нагрузок или плохо интегрированная, фиксированная, неподвижная, болезненная, холодная, спазмированная, забытая и т.д. зона.

• Краниальном. Здесь остеопатия привносит совершенно специфическую помощь на уровне психической сферы, путем коррекции и улучшения дренажа цефалической сферы.

• На уровне диеты и гигиены. Они необходимы для обретения равновесия. Доктор Пауль Картон дает пояснение в следующих терминах: “ Состояние человека - это отражение питания, которое им поглощается. Слишком острые, слишком токсичные, слишком кислые и раздражающие продукты это факторы деградации жизненных сил, факторы деминерализации и инфекционной рецептивности".

• На уровне советов. Надо оказать родителям и их детям психологическую, психиатрическую или психоаналитическую помощь, посоветовав обратиться к специалисту.

Сомато-эмоциональные техники доктора Алледжера служат огромную службу в этих конкретных случаях.

Вот таким образом общая и краниальная остеопатия могут значительно помочь детям в решении их проблем.

После нескольких правильно спланированных сеансов здоровье улучшается, возвращается форма, меняется выражение лица, начинают блестеть глаза. Меняется поведение. Они открываются навстречу жизни, доставляя тем самым огромное удовольствие и удовлетворение родителям и всем тем, кто их окружает.

Заключение.

Завершим данную клиническую главу:

В ПРАКТИЧЕСКОМ ПЛАНЕ: запомним три фундаментальных понятия:

1) точность при вмешательстве должна стать правилом при работе с новорождённым и ребёнком до 5 лет, когда существует множество симптомов как следствие падений, ушибов или трудных родов.

2) поиск подвижности структур.

3) Соблюдение фундаментальных принципов остеопатии как медицины, а не набора различных техник, без соблюдения единства тела и уважения его реальных потребностей.

4) отнесёмся с уважением к тревогам и опасениям ребёнка, т. к. они являются в каком - то смысле идеей 'фикс" его сознания. Философ Кьеркегор (Kierkegaard) писал, что тревоги выражают некоторое «проявление свободы». Научимся направлять это чувство, а не подавлять его.

5) Но вместе с тем, осознаем и сумеем выявить постоянную и патологическую тревогу, связанную чаще всего с наличием в психике неосознанных, подсознательных конфликтов. Они вызывают орто-ларасимпатические реакции, приводящие со временем к соматическим, органическим, психическим и гемодинамическим нарушениям. В этом случае мы начинаем действовать, дополняя традиционную медицину.

В КРАНИАЛЬНОМ ПЛАНЕ:

6) пластичный череп - это залог здоровья. В принципе, это значит, что ребёнок в равновесии. Он в ладах со своим телом. У него хорошее здоровье, его психика гармонична и открыта.

7) Непластичный череп говорит о потере витальности и равновесия на различных сомато-висцеро-психических уровнях. Это первый посланец, объявляющий о латентном поражении, которое со временем может аггравироваться, если не вмешается остеопатия.

8) «г Спрессованный» череп даёт картину страдающей структуры, которая в свою очередь нарушает гомеостаз некоторых систем регуляции, что приводит к дисфункциям и патологиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: