Продолжаем разговор о де-юре

Начнем с нашего замечательного главного закона – Конституции, п. 4, 29 статьи которой гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». То же дублируется в «Законе о СМИ».

В статье о правах журналиста (47) там написано, что можно:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудиои видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

При всем этом великолепии, есть еще и 38 статья этого же Закона, которая декларирует право граждан на получение информации через СМИ, и обязывает разных товарищей эту инфу предоставлять:

- по запросам редакций;

- на организованных ими же самими пресс-конференциях;

- в своих рассылках справочных или иных материалах;

- да и в любых других формах, в зависимости от собственной испорченности.

Правда, в этой статье есть подвох:

Она не учитывает отделения местного самоуправления от органов государственной власти, приватизации, положившей конец господству государственной формы собственности в хозяйственной сфере и, соответственно, появления достаточно обширного пласта представляющей общественную значимость информации о деятельности вновь созданных юридических лиц, иных изменений. Статья эта содержит достаточно узкий перечень лиц, чья обязанность предоставлять информацию корреспондирует праву граждан на ее получение: в этот перечень не входят, к примеру, органы местного управления, юридические лица, физические лица, в том числе состоящие на службе в государственных органах, но не осуществляющие функций должностного лица. С этими товарищами, хочешь не хочешь, придется договариваться полюбовно.

Та ж фигня творится и с правом журналистов на запрос информации (ст. 39). «Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц» - здесь опять не оговорена вышеперечисленная группа товарищей. Но уж зато с оговоренными челами журналисты могут пообщаться вдоволь. Они могут отказаться от общения, в то случае если запрос касается государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны (тогда им положено сообщить в течение 3 дней, что они не выдадут тайну). Разрешено им и «поотягивать конец», но только если они не могут предоставить инфу в течение 7 дней. Об этом они должны сообщить представителю редакции (в форме уведомления) в течении 3 дней с момента получении запроса. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

На этом обширные юридические права журналиста по отношение к источнику кажется заканчиваются. И начинаются юридические обязанности:

1) Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. (ст. 41 – про конфиденциальность).

2) Журналист обязан удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые (п.3 ст. 49 – про обязанности журналиста).

3) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей.

4) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; Скрытая запись тоже допускается: если это необходимо для защиты общественных интересов (и приняты меры для того, чтобы нельзя было идентифицировать посторонних товарищей), если суд дал на то право, и если это не нарушает конституционных прав и свобод чела и гр-на.

5) и в довесок: при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Есть еще две позиции: невмешательство в личную жизнь (право на тайну которой дает Конституция), и соблюдения авторских прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: