Концентрация и монополизация СМИ

Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформировалось несколько десятков настоящих медиа-империй. В1982 году половину мирового рынка СМИ контролировали 50 крупных корпораций. В 1987 году их число сократилось до 29, в 1993 - до 20. Сейчас этих корпораций 17, а их обороты достигают поистине астрономических цифр. Лихорадка слияний началась в конце 80-х. Сейчас этот процесс пошел на спад. Скорее всего, потому, что сливаться уже просто нечему. Рынок поделен. Самым богатым медиа-магнатом считается американец австралийского происхождения Руперт Мердок, контролирующий около 16% всего мирового рынка прессы; общий капитал его медиа-империи оценивается в 40 млрд. долларов. То, что не успел купить австралиец, поделено между немцем Шпрингером, французом Эрасаном, англичанином Максвеллом и итальянцем Берлускони.

Для начала разберемся, что такое концентрация и монополизация и чем они отличаются.

Концентрация – это процесс объединения, интеграции собственности на рынке средств массовой информации. Этот процесс наблюдается во всем мире и в нашей стране. Как экономическое явление, концентрация СМИ имеет объективную причину - это изменения в материально-технической базе СМИ, характерные для массовых коммуникаций всех развитых стран (прежде всего, создание и внедрение новых средств телекоммуникаций), которые, в свою очередь, объективно приводят: к централизации капиталов, оборачивающихся в сфере массовых коммуникаций; к выходу конкуренции между СМИ на качественно новый уровень; к формированию мощных информационно-финансовых групп со своими корпоративными интересами. Концентрация СМИ происходит в разнообразных формах. Имеет место, так называемое, `перекрестное владение` (между телевизионным и радиовещанием, между телерадиовещанием и периодическими печатными изданиями), `вертикальная интеграция` (т.е. вложение капитала в организации, связанные с основным бизнесом) в сфере СМИ, а также проникновение иностранного капитала.

Если проанализировать всю мировую практику, то можно выявить ряд общих экономические подходы по урегулированию процессов концентрации СМИ:
- ограничение концентрации в области периодической печати осуществляется в зависимости от размеров тиража и его доли в общенациональном тираже или тираже региона;
- ограничение доли в акционерном капитале;
- ограничение числа лицензий в руках одного лица;
- регулирование `перекрестного владения`;
- ограничение доли иностранного капитала;
- обеспечение прозрачности СМИ (публикация годового финансового отчета, списка основных акционеров, информации о продаже крупных пакетов акций и др.).

Монополизация – это процесс, когда компания занимает доминирующее положение на рынке. По нашему антимонопольному законодательству доминирующим положением на рынке считается сектор размером в 65% всего рынка. Как правило, одной компании сложно добиться монопольного положения на рынке. И для того, чтобы контролировать рынок и ставить ему свои условия СМИ концентрируются, интегрируются и делают всякие подобные мерзости.

Процесс простой – если государство не лимитирует и не регулирует компании, то они монополизируют экономические секторы. Если нет никаких правил регуляции в области средств массовой информации, тогда монополизация будет со стороны больших мультимедийных компаний.

Короче выход тут один – надо просто нормальное антимонопольное законодательство и пару статей в закон «о СМИ».

Вопрос следующий – а чем же плохи эти самые концентрации и монополизации? С одной стороны, понятно, что, объединившись, СМИ получают больше возможностей для выживания и противостояния каким либо рыночным или нерыночным хреновинам. Но с другой стороны, и этот ответ на вопрос – плюрализму мнений конец, а это не есть хорошо для гражданского общества.

2. Основные формы организации информационных предприятий (издательские дома, концерны, холдинги, группы). И сюда же, в целях оптимизации процесса, я запихаю ответ на вопрос Отношения собственности.

Сильно сомневаюсь, что составитель вопроса хотел перечисления организационно-правовых форм, которые могут принимать СМИ. Скорее всего, и на это указывает подсказка в скобках, следует отвечать о формах интеграционной организации СМИ.

«Издательский дом» - если честно, я не совсем разбираюсь, что это такое. Думаю, что скорее всего речь идет о некоем издательско-производственный комплекс как форма объединения нескольких структур - газеты, журнала, издательства с типографией, возможно - книжного издательства. Сомневаюсь, что такая форма организации существует за границей. Но у нас есть целая россыпь «издательских домов». ИД «Коммерсант», «Издательский дом Родионова» и пр., в основной книжные. Если говорить о перечисленных, то они объединяют под одним именем нескольких продуктов. ИД «Коммерсант» - это ежедневная газета, два информационно-аналитических еженедельника и один специализированный автомобильный журнал. Причем в структуре ЗАО «Коммерсант. Издательский дом» вряд ли присутствует типография.

Права собственности на все продукты, производимые под маркой ИД «Коммерсант» принадлежат вышеназванному ЗАО.

Концерн - газета или журнал - лишь один из элементов такого концерна, их существование поддерживается и обеспечивается за счет общей прибыли, которую получают его владельцы. Концерн – это форма монополистического объединения, характеризующаяся единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, и не очень высокой степенью диверсификации.

Особенности концернов:

· входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

· головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;

Например, концерн лорда Ротермира — «Ассошиэтед ньюспейперс» — совмещающей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих радиостанций. В концерн входят ряд провинциальных газетно-издательских компаний, а также газетные компании «Нортклиф ньюспейперз груп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard — «Знамя»). Концерн получает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанный бизнес, является крупным земельным собственником.

Трест — объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.

Особенностями трестов являются:

· это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний;

· при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате;

· трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;

· в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;

· все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

Например, газетный трест «Ньюс интернэшнл», который принадлежит австралийскому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1885 гражданство США. Объединяет компании; «Таймс ньюспейперд» (издает общенациональные газеты «Таймс» и «Санди таймс») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше четырех миллионов каждая, тиражи).
Холдинг – слово это в переводе на русский язык означает «владеющий». Холдинг – это такая компания (одна), которая использует свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними. Как правило холдинговая компания является «родительской» компанией, а ее приобретения «дочерними». Компания называется дочерней по отношению к другой, если та, другая, владеет более чем половиной номинальной стоимости ее акционерного капитала или держит в ней определенное количество акций и контролирует состав совета ее директоров. Наверное, в качестве примера можно приводить холдинг «Медиа-мост». Хотя никаких тонкостей о нем я не знаю.

Группа – я так понимаю, что речь идет о группе компаний. Если все внимательно прочитали, что такое холдинг, то, думается, уразумели, что такое «дочка». Так вот если какая-то компания имеет «дочки», а те в свою очередь тоже имеют «дочки», то они образуют одну группу. Причем чисто юридически (в тех странах где подобные объединения имеют право называться организационно-правовой формой[3]), они близки как ближайшие родственники и обязаны, например в Великобритании, предоставлять даже единый годовой отчет.

Например, французская группа «Ашетт» (Le groupe Hachette), которая была основана еще в 1826. Она контролирует работу издательств «Грассе-Фаскель», «Файяр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит почти треть общего количества учебников по различным дисциплинам, обладает монополией на продажу книг, в значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где владеет 49 % акций. Ежегодно издает 70 млн. экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю диманш» (Le Journal du Dimanche — «Воскресная газета»), «Эль» (ЕПе — Она»), «Телесет жур» (Tele 7 jours — «Теленеделя») и др., что составляет 15 % журнальной продукции Франции.

5. ТИПОЛОГИЯ СМИ. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ, МЕТОДЫ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ.

В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это связано с возможностью применения типологических раскладок в маркетинговых исследованиях.

Типообразующие факторы: главным типообразующими факторами являются - аудиторная направленность, стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.). От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит:

1) проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим.

А от того, в каком свете будут освещаться проблемы и темы, зависит

2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализоваться в условиях плюрализма.

3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.

Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы “второй пласт” типообразующих свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: