И воспитание

Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания

личности гражданина России является ключевой задачей совре

менной государственной политики Российской Федерации. За

конопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики

и социальной сферы, качество труда и общественных отноше

ний — всё это непосредственно зависит от принятия граждани

ном России общенациональных и общечеловеческих ценностей

и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9,

п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные прог

раммы начального общего, основного общего и среднего

(полного) общего образования обеспечивают реализацию фе

дерального государственного образовательного стандарта с учё

том типа и вида образовательного учреждения, образователь

ных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и

включают в себя учебный план, рабочие программы учебных

курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,

обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание

и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно нравственное развитие и воспита

ние обучающихся является первостепенной задачей современ

ной образовательной системы и представляет собой важный

компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно нравственного развития и воспитания

личности определяется в соответствии с базовыми национальны

ми ценностями и приобретает определённый характер и направ

ление в зависимости от того, какие ценности общество разделя

ет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно нравственное развитие и воспитание личности в

целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не

отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречи

вости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от

страны проживания и культурно исторической эпохи, форми

рующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе

определяется следующими положениями:

15


усилия общества и государства направлены сегодня на

воспитание у детей и молодежи активной гражданской пози

ции, чувства ответственности за свою страну;

общее образование, выстраивающее партнёрские отноше

ния с другими институтами социализации, является основным

институтом педагогического воздействия на духовно нравствен

ное развитие личности гражданина России. При этом основным

субъектом, реализующим цели духовно нравственного развития

и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы

их достижения на основе опыта и традиций отечественной пе

дагогики, собственного педагогического опыта, является педа

гогический коллектив общеобразовательного учреждения;

содержание духовно нравственного развития и воспитания

обучающихся, деятельность педагогических коллективов обще

образовательных учреждений должны быть сфокусированы на

целях, на достижение которых сегодня направлены усилия об

щества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспе

чивать духовно нравственное развитие и воспитание личности

обучающегося для становления и развития его гражданствен

ности, принятия гражданином России национальных и общече

ловеческих ценностей и следования им в личной и обществен

ной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются

различные социальные, профессиональные и этноконфессио

нальные группы, составляющие многонациональный народ

Российской Федерации. Соответственно духовно нравственное

развитие гражданина России в рамках общего образования осу

ществляется в педагогически организованном процессе осо

знанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

семейной жизни;

культурно регионального сообщества;

культуры своего народа, компонентом которой является

система ценностей, соответствующая традиционной российской

религии;

российской гражданской нации;

мирового сообщества.

Духовно нравственное развитие и воспитание личности на

чинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые

ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение

для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье про

ецируются на отношения в обществе и составляют основу граж

данского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России — это

осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых

форм культурно исторической, социальной и духовной жизни

16


его родного села, города, района, области, края, республики.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и соци

альное окружение наполняются конкретным содержанием та

кие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля»,

«родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно нравственного развития

гражданина России является принятие культуры и духовных

традиций многонационального народа Российской Федерации.

Российскую идентичность и культуру можно сравнить со ство

лом могучего дерева, корни которого образуют культуры много

национального народа России. Важным этапом развития граж

данского самосознания является укоренённость в этнокультур

ных традициях, к которым человек принадлежит по факту сво

его происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности — это выс

шая ступень процесса духовно нравственного развития личнос

ти россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.

Россиянином становится человек, осваивающий культурные бо

гатства своей страны и многонационального народа Российской

Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство

и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно нравственного развития гражда

нина России является открытость миру, диалогичность с други

ми национальными культурами.

Программы духовно нравственного развития и воспитания

школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразо

вательными учреждениями совместно с другими субъектами

социализации, должны обеспечивать полноценную и после

довательную идентификацию обучающегося с семьёй, куль

турно региональным сообществом, многонациональным наро

дом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым

сообществом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: