Социальной востребованности воспитания

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспом

нить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который

считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её

учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которы

ми он руководствуется в своей профессиональной деятельности

и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к уче

никам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для

духовно нравственного развития и воспитания обучающихся.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, ес

ли педагог не являет собой всегда главный для обучающихся

пример нравственного и гражданского личностного поведения.

В педагогическом плане среди базовых национальных цен

ностей необходимо установить одну, важнейшую, системообра

зующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценнос

тям — ценность Учителя.

Необходимо существенно повысить государственный и соци

альный статус педагога, уровень его материального обеспечения.

Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педа

гогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.

В современных условиях без социально педагогического

партнерства субъекты образовательного процесса не способны

обеспечить полноценное духовно нравственное развитие и вос

питание обучающихся. Для решения этой общенациональной

задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные

партнёрские отношения с другими субъектами социализации:

семьёй, общественными организациями и традиционными рос

сийскими религиозными объединениями, учреждениями допол

нительного образования, культуры и спорта, СМИ.

20


Организация социально педагогического партнёрства может

осуществляться путём согласования социально воспитательных

программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов

социализации на основе национального воспитательного идеа

ла и базовых национальных ценностей. Это возможно при

условии, что субъекты воспитания и социализации заинтере

сованы в разработке и реализации таких программ.

Развитие социально педагогического партнёрства должно

стать приоритетной сферой государственной политики. Индиви

дуально личностное развитие являлось приоритетом отечест

венной педагогики 90 х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших

задач современного образования. В пространстве духовно нрав

ственного развития оно приобретает полноту своей реализации.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, раз

вития её способностей, таланта, передача ей системных науч

ных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых

для успешной социализации, сами по себе не создают достаточ

ных условий для свободного развития и социальной зрелости

личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от

зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Оте

чество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утвержда

ет себя человек и развивается его личность. Знания наук и нез

нание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для челове

ка, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся

должны быть интегрированы в основные виды деятельности

обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общест

венно полезную. Иными словами, необходима интегратив

ность программ духовно нравственного воспитания. Одной

из таких программ может быть обучение духовным основам

религиозной культуры и светской жизни.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых на

циональных ценностей. В педагогическом плане каждая из них

формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому

себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся.

Это воспитательная задача, на решение которой направлена

учебно воспитательная деятельность.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая

как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её ре

шения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными

субъектами духовной, культурной, социальной жизни обраща

ются к содержанию:

истории России, российских народов, своей семьи, рода;

жизненного опыта своих родителей, предков;

традиционных российских религий;

произведений литературы и искусства, лучших образцов

отечественной и мировой культуры;

21


периодической литературы, СМИ, отражающих современ

ную жизнь;

фольклора народов России;

общественно полезной и личностно значимой деятель

ности;

учебных дисциплин;

других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельно

го учебного предмета, формы или вида образовательной дея

тельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь

уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность

школьника как человека, личности, гражданина.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысло

вую основу пространства духовно нравственного развития лич

ности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдель

ными учебными предметами, между школой и семьёй, школой

и обществом, школой и жизнью.

Принцип социальной востребованности предполагает, что

воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребо

ванным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.

Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка

происходят посредством его добровольного и посильного вклю

чения в решение проблем более взрослого сообщества. Полно

ценное духовно нравственное развитие происходит, если вос

питание не ограничивается информированием обучающегося о

тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности

для нравственного поступка.

Духовно нравственное развитие достигает содержательной

полноты и становится актуальным для самого обучающегося,

когда соединяется с жизнью, реальными социальными пробле

мами, которые необходимо решать на основе морального вы

бора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже

из жизни самых благополучных, динамично развивающихся

стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сде

лать таким мир вокруг себя.

Программы духовно нравственного развития и воспитания

должны предусматривать добровольное и посильное включение

обучающихся в решение реальных социальных, экологических,

культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, се

ла, района, города, области, республики, России. Традицион

ной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации

являются детско юношеские и молодёжные движения, органи

зации, сообщества. Они должны иметь исторически и социаль

но значимые цели и программы их достижения.

Организация воспитательного процесса в системе «школа —

семья — социум» потребует педагогов, способных не только

учить, но и воспитывать обучающихся.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: