Цели учебного предмета «Музыка»

Тенденция к расширению целевого компонента дидактической системы по предмету «Музыка» берёт отсчёт с концепции Д. Б. Кабалевского. Выдающийся педагог и композитор впервые доказал, что наличие широко поставленной цели позволяет не сводить знакомство с музыкой к освоению музыкального репертуара, а ввести растущего человека в «мир большого музыкального искусства, научить <…> любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров…». В контексте выдвинутой Д. Б. Кабалевским цели, учебный предмет «Музыка» рассматривается одновременно как в аспекте самоценности музыкального искусства, так и в аспекте самоценности личности растущего человека. Его основное назначение состоит в формировании музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры (Д. Б. Кабалевский). В этой связи главными функциями предмета в равной степени являются преобразующая и коммуникативная. Первая из них проявляется в воздействии музыки на личность растущего человека, её способности активизировать формирование всех аспектов личностной культуры учащихся, способствовать открытию «человеческого в человеке». Вторая раскрывается в уникальной природе музыкальной коммуникации — свойства, изначально присущего человеку (Л. В. Школяр, В. Л. Яконюк).

В функциональном поле предмета «Музыка» можно выделить и ряд иных функций. Это эстетическая функция, которая проявляется в способности музыки «дарить человеку эстетическое наслаждение, увлекать и покорять его своей красотой» (Д. Б. Кабалевский); воспитательная функция, которая находит своё проявление в возможности присвоения человеком духовно-нравственного опыта, кристаллизованного в музыкальных произведениях; познавательная функция, которая проявляется в возможности осуществить постижение истины уникальным способом — через художественный образ, где любой факт является эмоционально одухотворённым, и поэтому волнующим и гораздо глубже входящим в сознание (Д. Б. Кабалевский).

Исходя из подобного видения функционального поля, иерархия целей учебного предмета «Музыка» выглядит следующим образом:

Главенствующее положение в ней занимают цели, вытекающие из основной функции предмета:

· формирование ценностных отношений к музыке как части жизни человека;

· овладение системой ключевых (надпредметных) знаний и ведущих музыкальных умений;

· совершенствование личности в процессе музыкальной коммуникации.

Достижение этих целей позволяет установить тесные связи между музыкой и жизнью.

На следующем уровне представлены цели, вытекающие из понимания музыки как части целостной художественной культуры. Реализация этих целей даёт возможность установить связи между различными видами искусства — музыкой, литературой, изобразительным искусством:

· формирование представлений об общности языков различных видов искусств;

· овладение системой метапредметных понятий;

· формирование умений трансформировать музыкальный образ в образ иной модальности.

Музыкальная культура личности может быть определена как культура музыкального восприятия и культура практической музыкальной деятельности. В этой связи следующая группа целей направлена на присвоение частных знаний и формирование умений и навыков, характерных для отдельных видов музыкальной деятельности:

· овладение способами музыкальной деятельности;

· формирование умений творческого самовыражения в музыкальной деятельности.

В отдельную группу могут быть выделены цели, обеспечивающие воспитывающий характер учебного предмета «Музыка»:

· присвоение учащимися нравственно-эстетических ценностей национальной и общечеловеческой культуры;

· накопление опыта нравственно-эстетических отношений.

Последнюю группу составляют цели, отражающие развивающий характер учебного предмета «Музыка»:

· развитие музыкальных способностей (музыкальный слух и музыкально-ритмическое чувство);

· развитие творческих способностей, воображения, фантазии и интуиции;

· развитие певческого голоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: