Тема №6. Конституционное право как отрасль российского права

Вопросы выносимые на семинарское занятие:

1. Понятие и признаки конституции.

2. Конституция РФ, ее структура,

3. Основы конституционного строя РФ.

4. Конституция РФ о политических, личных и социально-экономических правах и обязанностях граждан.

5. Федеративное устройство России.

6. Субъекты РФ.

7. Разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

8. Принцип разделения властей. Система органов государственной власти и управления РФ.

9. Федеральные органы и их правовая характеристика.

10. Понятие, признаки и государственных органов.?

11. Основы конституционного статуса Президента РФ его положение в системе органов государства. Компетенция Президента РФ.

12. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента РФ.

13. Основы конституционного статуса Федерального Собрания.

14. Правительство России Федерации, его структура и полномочия.

15. Судебная система. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд.

Первый вопрос. При рассмотрении данного вопроса студенты должны усвоить, что Конституция РФ является актом высшей юридической силы. Конституция обладает первичным, учредительным характером, ее нормы охватывают все важнейшие сферы жизни общества и государства. Следует пояснить, какие субъекты участвуют в принятии Конституции, какими средствами обеспечивается верховенство ее норм, в чем заключается сущность предмета конституционного регулирования. Отвечающий должен аргументировано ответить на вопрос, почему Конституцию по праву можно считать ядром правовой системы.

Второй вопрос. Для раскрытия данного вопроса студент должен рассказать о предпосылках принятия Конституции 1993 года, об условиях, в которых она принималась, о порядке ее принятия. Конституция РФ регулирует шесть блоков отношений, состоит из преамбулы и двух разделов, содержащих девять глав. Студенту при ответе необходимо кратко охарактеризовать каждую главу и пояснить, почему главы расположены именно в таком порядке.

Третий вопрос. Студенту необходимо проанализировать положения Главы 1 Конституции Российской Федерации: провозглашение России демократическим федеративным государством с республиканской формой правления, приоритет прав и свобод человека, принцип народовластия, объявление России правовым, социальным и светским государством, разделение властей, равноправие всех форм собственности, политический и идеологический плюрализм, верховенство Конституции Российской Федерации. Следует помнить, что основы конституционного строя – это главные устои государства, которые позволяют раскрыть его сущность, содержание деятельности и определить важнейшие ценности, признаваемые обществом и государством.

Четвертый вопрос. Обучающийся должен рассказать о совокупности прав и свобод человека и гражданина, проанализировать положения Главы 2 Конституции РФ, объяснить значение неотчуждаемости и неотъемлемости прав человека. Необходимо отметить так же, что соблюдение и защита прав и свобод человека гарантируется государством. При ответе следует уделить внимание такой категории как правовой статус личности в Российской Федерации.

Пятый вопрос. Рассматривая данный вопрос, студент должен помнить, что, согласно Конституции РФ, Россия является по форме государственного устройства федеративным государством и имеет в своем составе шесть видов субъектов: автономные округа, автономные области, республики, края, области и города федерального значения. Необходимо охарактеризовать каждый из видов субъектов, назвать их общее количество и выделить признаки федеративного устройства России.

Шестой вопрос. Статус субъектов РФ определен Конституцией РФ, конституциями республик и уставами краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области. При ответе студенту необходимо проанализировать положения Главы 3 Конституции РФ, а так же охарактеризовать правовой статус Белгородской области.

Седьмой вопрос. При ответе требуется проанализировать нормы, закрепленные в ст.ст. 71-73 Конституции РФ. Следует помнить, что конституционный статус Российской Федерации базируется, в том числе, и на принципе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. При ответе необходимо определить, что входит в исключительную компетенцию Российской Федерации, в исключительную компетенцию субъектов РФ, что является предметом совместного ведения.

Восьмой вопрос. Отвечающий должен рассказать об истории развитии теории разделения властей, основываясь на идеях Аристотеля, Джона Локка и Шарля-Луи де Монтескьё. Необходимо так же отметить роль М.М. Сперанского в развитии данной теории. В настоящее время, согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Каждая из ветвей власти обладает самостоятельностью. Студенту необходимо схематично отобразить систему органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, рассказать об их полномочиях и значении. Для этого следует обратиться к положениям ст.ст. 80, 83-90, 94-95, 99-108, 110, 114-115, 118 Конституции РФ.

Девятый вопрос. Государственную власть в стране осуществляют Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Президент РФ, Правительство РФ и судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ верховные суды субъектов РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ). Отвечающий должен определить круг полномочий каждого из федеральных органов власти и пределы их компетенции.

Десятый вопрос.

Одиннадцатый вопрос. Для полного ответа на данный вопрос необходимо проанализировать положения Главы 4 Конституции РФ. Студент должен уяснить, какими полномочиями обладает Президент РФ, какие основные функции он выполняет в процессе своей деятельности, каков порядок избрания Президента РФ. Необходимо так же указать, какие правовые акты издает Президент РФ, особенности их принятия и опубликования.

Двенадцатый вопрос. При ответе обучающийся должен руководствоваться положениями ст.ст. 81, 92-93 Конституции РФ и нормами, закрепленными в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Студент должен четко знать, какие требования предъявляются к кандидату в Президенты РФ. Кроме того, необходимо проанализировать последние изменения в Конституции, касающиеся сроков полномочий Президента РФ.

Тринадцатый вопрос. Глава 5 Конституции РФ посвящена конституционному статусу Федерального Собрания Российской Федерации. При изучении данного вопроса студенты должны уяснить следующее: Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является законодательным и представительным органом Российской Федерации и состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума. В процессе ответа студент должен определить круг полномочий каждой из палат Федерального Собрания, а так же аргументировать тезис «Федеральное собрание – представитель интересов граждан Российской Федерации».

Четырнадцатый вопрос. Отвечая на вопрос, студенту необходимо проанализировать положения Главы 6 Конституции РФ. Необходимо уяснить процесс формирования Правительства РФ, формы его работы. Определить правовой статус членов Правительства РФ. Указать, какие акты вправе издавать Правительство РФ.

Пятнадцатый вопрос. При рассмотрении данного вопроса необходимо будет обратиться к нормам, закрепленным в Главе 7 Конституции РФ. Для полного ответа следует дать определение правосудия, рассмотреть виды судопроизводства (ст.118 Конституции РФ), охарактеризовать функции органов судебной власти, определить, какие суды являются федеральными, а какие – региональными и местными (на примере Белгородской области и города Белгорода). Кроме того, студент должен рассказать о полномочиях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: