Помимо этого настоящего мусульманина, душа которого впитала в себя руководство ислама, украшает собой ещё одно положительное и внушающее к нему любовь качество, а именно — верность своим обязательствам и привычка выполнять обещания, и не будет преувеличением сказать, что эта черта является одним из важнейших факторов, способствующих преуспеванию человека в его обществе, и в большей мере, чем любые иные его черты, свидетельствует о прогрессе человека, высоте его положения и уровне его общественного сознания.
Мусульманин такого высокого образца относится к числу тех людей, которые всегда сохраняют верность своим обязательствам. Более того, являясь истинным мусульманином, он безусловно превосходит в этом отношении всех остальных, поскольку верность своим обязательствам есть не что иное как одно из основных исламских нравственных качеств, обладание которым свидетельствует об истинности веры мусульманина и том, что он исповедует ислам должным образом, лучше, чем всё остальное. Об этом говорится во многих аятах и хадисах, с одной стороны, побуждающих людей к восприятию вышеупомянутого качества и указывающих на то, что оно относится к числу признаков веры, а с другой — угрожающих тем, кто его лишён, и подтверждающих, что его отсутствие является признаком лицемерия.
|
|
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
{О те, кто уверовал, соблюдайте договоры.} “Трапеза”, 1.
Аллах Всевышний также сказал:
{Будьте верны обещанию, ибо за обещанное спросится.}
“Ночное путешествие”, 34.
Таким образом, обещание это не пустые слова, которые человек может произнести просто так, не заботясь об их выполнении, как поступают многие мусульмане сегодня, нет, обещание связано с ответственностью, а за обещанное придется давать отчёт.
Аллах Всевышний сказал:
{И будьте верны обещанному Аллаху, если вы дали обещание...} “Пчёлы”. 91.
В данном случае речь идёт об обещании, данном Аллаху, что придаёт этому обещанию оттенок особой важности и святости, а это означает, что быть верным подобному обещанию необходимо при любых обстоятельствах.
Аллах Всевышний сказал:
{О те, кто уверовал, почему вы говорите то, чего не делаете? ~ Великую ненависть вызывает у Аллаха то, что говорите вы, чего не делаете!} “Ряды”, 2 - 3.
Таким образом, невыполнение обещанного и необязательность вызывают великую ненависть Аллаха, который не любит, когда Его верующие рабы подобным образом, и не желает, чтобы они опускались столь низко, а тот вопрос, что был задан в этом аяте, заставляет верного мусульманина ощутить стыд перед его Господом.
Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он говорит:
«Лицемера отличают собой три признака: если он рассказывает о чём-либо, то лжёт, если даёт обещание, то нарушает его, а если ему доверяют что-нибудь, он поступает вероломно».