Он не лицемерит

Истинный мусульманин более чем кто-либо далёк от лицемерия, заискивания, запретной угодливости и лживых восхвалений, поскольку руководство его религии удерживает его от падения в ту опасную бездну, в которой в наше время уже оказалось множество людей, незаметно для самих себя впадающих в губительное и отвратительное лицемерие.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал нам, как можно избежать ужасного падения в болото лицемерия и угодничества, поскольку когда люди из племени бану амир стали восхвалять его, говоря: ”Ты — наш господин”—, он сказал: «Господин — это Аллах!» А когда они сказали: ”Ты — самый достойный и самый могущественный из нас!”—, он сказал:

«Говорите то, что приходит вам на ум (или: …часть того, что приходит вам на ум), но ни в коем случае не допускайте того, чтобы шайтан превращал вас в своих помощников! 79 Поистине, не хочу я, чтобы вы поднимали меня выше того места, которое отвёл мне Аллах Всевышний! Я – Мухаммад бин Абдуллах, Его раб и Его посланник». “Жизнь сподвижников”, 3/99.

Запретив восхвалявшим называть его господином и превозносить его достоинства и могущество, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, преградил путь тем, кто расточает людям неумеренные похвалы, поскольку среди восхваляемых могут оказаться и недостойные похвал, хотя сам он, несомненно, и в самом деле является господином мусульман и самым великим и достойным из них. Он поступил так, зная о том, что если двери восхвалений откроются настежь, то это приведёт к опасным проявлениям лицемерия, несовместимым с чистым духом ислама и неприемлемым для истины, на которой основывается эта религия. Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда запрещал своим сподвижникам хвалить человека в лицо, чтобы это не привело восхваляющего к лицемерию, а восхваляемого – к опьянению гордости, высокомерия и самолюбования.

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором сообщается, что Абу Бакра 80, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Как-то раз один человек стал расхваливать другого в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который воскликнул: «Горе тебе, ты перерезал горло своему товарищу, ты перерезал горло своему товарищу!»—, и повторил это трижды, а потом сказал: «Если кому-либо из вас придётся восхвалять своего брата, пусть скажет: ”Я считаю такого-то таким-то, а отчёт он даст Аллаху, я же никого не восхваляю пред Аллахом, а только считаю так-то и так-то”—, если он уверен в том, что говорит о том или ином человеке»”.

Итак, если человеку обязательно будет нужно похвалить ко­го-нибудь, то он должен оставаться правдивым и говорить о восхваляемом лишь то, что соответствует истине, придерживаясь умеренности и не впадая в крайности. И благодаря одному только этому общество может очиститься от поразившей его чумы лицемерия, лжи, низкопоклонства, двуличия и соглашательства.

В “Аль-адаб аль-муфрад” аль-Бухари приводит сообщение Раджа, передававшего со слов Михджана аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, что:

Однажды, когда посланник Аллаха и Михджан находились в мечети, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел молившегося человека, совершавшего поясные и земные поклоны. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто это?»—, а Михджан принялся превозносить его, говоря: ”О посланник Аллаха, это — такой-то и такой-то человек!”—, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прекрати и не говори этого ему, ибо ты погубишь его!»

В той версии этого хадиса, которую приводит Ахмад, сообщается, что Михджан, да будет доволен им Аллах, сказал:

”О пророк Аллаха, это — такой-то, и он является одним из лучших людей Медины!” (Или же он сказал: ”…и он молится в Медине больше всех!”)—, на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дважды иди трижды сказал ему: «Только не говори об этом ему самому, ибо ты погубишь его! Поистине, вы — люди, которым (Аллах) желает преуспевания!»

Таким образом, благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал открытую похвалу уничтожением, так как подобные вещи оказывают сильное воздействие на душу человека, которая по природе своей склонна к выслушиванию похвал. Однако в результате этого восхваляемый начинает превозноситься над людьми, задирать нос и кривить щёки в знак пренебрежения по отношению к другим. Если же похвалы лицемерных и лживых льстецов, которых всегда предостаточно вокруг влиятельных и облечённых властью людей, раздаются вновь и вновь, то это становится привычным и порождает в душе человека непреодолимые желания, он отказывается выслушивать добрые советы и критические замечания и не воспринимает ничего, кроме восхвалений. И неудивительно, что подобное приводит к исчезновению истины, справедливости и добродетели и разложению общества.

Вот почему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал своим сподвижникам бросать в лица восхваляющих землёй, чтобы количество их в исламском обществе не умножалось, ведь когда их становится много, получают распространение лицемерие и угодничество, а общество постигает беда.

Аль-Бухари и Муслим, а также Ахмад и ат-Тирмизи, ссылавшиеся на разных передатчиков, приводят сообщение о том, что когда какой-то человек начал восхвалять одного из властителей, аль-Микдад, да будет доволен им Аллах, принялся бросать ему в лицо землёй со словами: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если увидите восхваляющих, забросайте их лица землёй!»”

И поэтому благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, чувствовали неловкость, когда люди расточали им похвалы, несмотря на то, что они были достойны их больше, чем кто бы то ни было. Они опасались нежелательных последствий этого и боялись, что восхваления приведут их к гибели, неуклонно придерживаясь нравственных принципов ислама, которые не имеют ничего общего с подобными пустыми и ничтожными вещами.

Нафи‘, да будет доволен им Аллах, а также и некоторые другие, передали, что однажды, когда какой-то человек обратился к Ибн Умару, да будет доволен им Аллах, со словами: ”О лучший из людей!” (или: ”О сын лучшего из людей!”) —, он сказал ему: ”Я не лучший из людей и не сын лучшего из людей, а один из рабов Аллаха, и я надеюсь на Аллаха Всевышнего и боюсь Его, вы же, клянусь Аллахом, не перестанете (восхвалять) человека, пока не погубите его!” “Жизнь сподвижников”, 3/103.

Вот пример мудрого высказывания одного из видных спод­вижников, отличавшегося обострённым восприятием ислама, неуклонно следовавшего наставлениям пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и при­дер­живавшегося их и явно, и тайно!

Благородные сподвижники глубоко проникли в суть этого тонкого замечания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, неустанно направляв­шего их к очищению от лицемерия в словах и делах, и им стала ясна огромная разница между истиной, которую произносят ради лика Аллаха, и лицемерием и угодничеством.

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что однажды люди сказали ему: ”Поистине, когда мы приходим к нашим правителям, то говорим им совсем не то, что говорим, когда выходим от них”—, на что Ибн Умар сказал: ”При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы считали подобное лицемерием!”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: