Истинный и искренний мусульманин никогда не совершает благого напоказ, поскольку за это человек не получит награды и дела его окажутся тщетными, а в тот День, когда люди предстанут перед Господом миров, он будет покрыт позором.
Самой сутью этой религии является искренность по отношению к Аллаху в словах и делах и поклонение Аллаху, ради которого и были созданы джинны и люди, на что указывают слова Аллаха Всевышнего: {Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне} “Рассеивающие”, 56.. Однако принято будет только абсолютно искреннее поклонение ради Аллаха, ведь Всевышний сказал:
{…а велено им было только поклоняться Аллаху, сохраняя верность Ему в религии и будучи ханифами 81 …}
“Явное доказательство”, 5.
Если же это поклонение будет осуществляться напоказ и к нему примешаются тщеславие и стремление к повышению своего престижа в глазах людей, то оно окажется недействительным и никак не будет вознаграждено. На это указывается в предостережении, с которым Аллах обращается к тем людям, которые тратят свои средства на неимущих, а потом попрекают их, говоря, что они обогатили этих бедняков и избавили их от нужды, и унижая их подобными попрёками.
Аллах Всевышний сказал:
{О те, кто уверовал! Не делайте тщетным своего подаяния попрёками и обидами как тот, кто тратит своё богатство напоказ людям, не веруя в Аллаха и в Последний день. Такой подобен гладкому камню, который был покрыт землёй: выпавший на неё ливень (смыл землю), оставив (этот камень) голым. Недоступно им ничто из приобретённого ими 82, и не ведёт Аллах прямым путём людей неверных!} “Корова”, 264.
Попрёки бедным уносят награду за подаяние подобно тому как дождь, который изливается с небес, уносит с собой землю, покрывающую гладкий камень. А заключают собой этот аят устрашающие слова, которые указывают на то, что люди, совершающие благие дела напоказ, не заслуживают руководства Аллаха и относятся к числу неверных: {…и не ведёт Аллах прямым путём людей неверных!} “Корова”, 264.
Так было сказано по той причине, что эти двуличные люди не желают ничего иного, кроме демонстрации людям своих праведных дел, и не стремятся к снисканию благоволения Аллаха Всемогущего и Великого.
Кроме того, Аллах Всевышний сказал о них так:
{…они делают это напоказ людям и поминают Аллаха лишь немного.} “Женщины”, 142.
И за это дела таких людей будут отвергнуты, ведь они придают Аллаху сотоварищей, а Аллах Всевышний принимает лишь то, что совершается исключительно ради Его благородного лика. На это указывается в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах Всевышний сказал: ”Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, а если кто-нибудь совершит что-то не только ради Меня 83, Я откажусь и от него, и от его многобожия!”» Муслим.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, весьма подробно и обстоятельно изложил суть этого вопроса, разъяснив, что в тот День, когда люди предстанут пред Аллахом и {когда бесполезными окажутся богатства и сыновья, кроме как для тех, кто предстанет пред Аллахом с чистым сердцем} см.: “Поэты”, 89, творившие благое напоказ будут покрыты несмываемым позором. Об этом говорится в хадисе, также передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, первым человеком, судьба которого будет решена в День воскресения, станет павший за веру. Его приведут, и Аллах уведомит его о том, какую милость Он ему оказал, и он признает её, а потом Он спросит: ”Что же ты делал (в благодарность) за неё?” Он ответит: ”Я сражался за Тебя, пока не погиб”. Тогда Он скажет: ”Ты лжёшь! Ты сражался для того, чтобы (люди) говорили:” Смельчак!”—, и они говорили так!”—, а потом относительно него будет отдано повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в огонь. А потом приведут человека, который приобретал знание, и передавал его другим и читал Коран. И Аллах уведомит его о том, какую милость Он ему оказал, и он признает её, а потом Он спросит: ”Что же ты делал (в благодарность) за неё?” Он ответит: ”Я приобретал знание, и передавал его другим и читал Коран ради Тебя”. Тогда Он скажет: ”Ты лжёшь, ибо ты учился ради того, чтобы (люди) говорили: ”Знающий!”—, и читал Коран, чтобы они говорили: “Чтец!”—, и они говорили так!”—, а потом относительно него будет отдано повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в огонь. А потом приведут человека, которому Аллах даровал большой удел и всевозможные богатства. И Аллах уведомит его о том, какую милость Он ему оказал, и он признает её, а потом Он спросит: ”Что же ты делал (в благодарность) за неё?” Он ответит: ”Я не упустил ни одной возможности потратить деньги так, как Тебе это угодно, и тратил их ради Тебя”. Тогда Он скажет: ”Ты лжёшь, ибо ты делал это, чтобы (люди) говорили: ”Щедрый!”—, и они говорили так!”—, а потом относительно него будет отдано повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад». Муслим.
В этом благородном хадисе говорится о том, чем люди чаще всего начинают бахвалиться и из-за чего проявляют самодовольство и гордость, а именно: о смелости, знании и щедрости. И в нём разъясняется, что в День воскресения такие люди будут покрыты позором, так как на глазах у всех других людей они лишатся того высокого положения, к которому стремились, совершая свои дела. И в этом хадисе говорится также и о великом ущербе, который понесут такие люди, ибо им не достанется ничего из той награды, которую Аллах уготовал верующим за эти великие дела, и вместо того, чтобы торжественно войти в сады вечности, они окажутся влекомыми в огонь лицом вниз.
И поэтому истинный мусульманин, усвоивший установления своей религии и воспринимающий её мудрые наставления, держится от показного как можно дальше во всех своих делах, стремясь быть искренним в них ради благородного лика своего Господа и всегда помня о том, что благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах покроет позором того, кто станет рассказывать 84, и выставит напоказ 85 того, кто станет делать что-нибудь напоказ (людям) ». Аль-Бухари и Муслим.
Он придерживается прямоты 86
Истинный и искренний мусульманин отличается своей прямотой и открытостью. Он не виляет из стороны в сторону, не говорит ничего невнятного и не обманывает, несмотря на все те трудности и неудобства, с которыми человек может столкнуться во взаимоотношениях с другими людьми из-за своей прямоты.
Объясняется это тем, что в жизни и поведении мусульманина прямота является не просто достойным нравственным качеством, которого он может придерживаться или не придерживаться по своему собственному усмотрению, а образом действий, обязательным для него в силу велений Аллаха и Его посланника и стоящим на втором месте по важности после веры в Аллаха во многих аятах Корана.
Так, например Аллах Всевышний сказал:
{Поистине, к тем, кто говорил: ”Господь наш – Аллах”—, а потом не отклонялся от этого, нисходят ангелы (, возвещая): ”Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам! ~ (По воле Аллаха) мы — ваши покровители в этой жизни и в мире вечном, в котором (будет) для вас то, чего пожелают ваши души, и в котором (будет) для вас то, чего вы потребуете, ~ в качестве угощения от Прощающего, Милосердного”.}
“Разъяснены”, 30 – 32.
Как велика награда, предназначенная для верующих, которые не отступают от прямоты! Какой достойный приём ожидает их в Судный день! И сколь радостную весть принесут им нисходящие к ним ангелы!
Всё это ожидает их потому, что прямота является высокой и труднодостижимой вершиной, на которую восходят лишь богобоязненные верующие, искренне поклоняющиеся Аллаху и избавившиеся от оков поклонения всему иному, будь то богатство, высокое положение, власть, наслаждения или любые другие вещи, вызывающие любовь людских сердец в этой жизни. И поэтому неудивительно, что награда Аллаха таким людям будет велика, а сами они займут пред Ним весьма и весьма высокое место.
Лучшим доказательством высоты положения прямоты и трудности достижения этой вершины является то огромное впечатление, которое произвело ниспослание того аята, где говорится о прямоте, на пробуждённого и обладающего обострённым восприятием посланника, представляющего себе масштабы прямоты, а также её огромную значимость и важность в определении участи человека. Об этом говорит Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, в своём толковании того аята, где приводятся слова Всевышнего:
{И придерживайся прямоты, как тебе велено…} “Худ”, 112.
Ибн Аббас сказал: “Ни один изо всех ниспосланных посланнику Аллаха,, аятов Корана не был столь тяжким и трудным для него, как этот”. Муслим.
Вот почему когда сподвижники сказали пророку,: ”У тебя рано появилась седина”—, он дал им такой ответ:
«Седым сделала меня сура “Худ” и подобные ей суры!»—, имея в виду слова Всевышнего: {И придерживайся прямоты, как тебе велено…} “Худ”, 112. ” Муслим.
К числу кратких, но заключающих в себе много смысла указаний пророка,, относилось указание, данное им Суфйану бин Абдуллаху ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, и соответствовавшее нижеследующим словам Всеблагого и Всевышнего Аллаха:
{Поистине, к тем, которые говорили: ”Господь наш — Аллах“-, а потом придерживались прямоты...} “Разъяснены”, 30.
Сообщается, что пророк,, сказал:
«Скажи: ”Уверовал я в Аллаха!”—, а потом придерживайся прямоты»..
Эти слова были сказаны им после того, как Суфйан попросил его: ”О посланник Аллаха, скажи мне об исламе нечто такое, после чего я уже никого, кроме тебя, не буду спрашивать о нём”. Муслим. Это и побудило имама Муслима назвать главу о прямоте “Главой, в которой говорится обо всех особенностях ислама”, ведь прямота, в основе своей восходящая к вере в Аллаха, объединяет в себе все достоинства и все высокие нравственные качества, и в ней берут своё начало все благие свойства и праведные дела.
И прежде всего прямота требует от мусульманина того, чтобы он всегда придерживался одних и тех же принципов в отношениях с людьми, избегая двуличия, свойственного обманщикам, к которым благородный посланник,, обращается с угрозой, говоря:
«Поистине, худшим из людей является двуличный, который к одним подходит с одним лицом, а к другим – с другим!»