Он утешает испытывающего затруднения

Истинный мусульманин великодушен, он поддерживает хорошие отношения с людьми, отличается приятным характером и всегда спешит утешить того, кто оказался в затруднительном положении, поступая так сообразно словам Всевышнего:

{А если он находится в трудном положении, давайте отсрочку, пока положение не улучшится.} “Корова”, 280.

Это веление означает, что цель ислама состоит в том, чтобы мусульманин прежде всего поступал как настоящий человек, а уже потом требовал соблюдения своих прав. Следовательно, если он увидит, что его брат, задолжавший ему, находится в трудном положении, то ему необходимо войти в его положение и либо дать ему отсрочку, либо простить часть долга. И если он поступит таким образом, то выполнит веление своего Господа и совершит благое дело, благодаря которому он сам избавится от скорбей Дня воскресения и окажется в тени Великого Трона в тот День, когда никакой иной тени не будет.

Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Я слышал, как посланник Аллаха,, сказал: «Пусть тот, кого порадует, что Аллах избавит его от скорбей Дня воскресения, утешит попавшего в трудное положение или простит ему часть долга»”. Муслим.

Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Посланник Аллаха,, сказал: «Того, кто даст отсрочку оказавшемуся в затруднительном положении или простит ему часть долга, в День воскресения Аллах укроет в тени Своего трона, когда иной тени, кроме этой, не будет»” 135. Ат-Тирмизи.

Этой темы касаются также и многие другие аяты Корана и хадисы, и все они подтверждают, что проявление заимодавцем снисхождения к должнику не пропадёт у Аллаха, а останется в книге его дел, и Аллах Щедрый и Дарующий возместит ему это и дарует ему нечто такое, что намного превысит сделанное им для своего брата, и исправит его упущения, и простит ему его ошибки и спасёт его от ужаса в тот День, когда люди предстанут перед Господом миров.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,, сказал:

«Жил некогда один человек, который ссужал деньги людям и который всегда говорил своему слуге: ”Если придёшь к оказавшемуся в затруднительном положении, прости ему, в надежде на то, что и Аллах простит нам!”—, и когда этот человек встретился с Аллахом, Он действительно простил ему». Аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Абу Мас‘уда аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,, сказал:

«Когда один из тех, кто жил до вас, предстал для расчёта 136, оказалось, что не делал он ничего благого, если не считать того, что он, будучи богатым человеком, занимался торговлей, и ссужал деньги людям и при этом всегда приказывал своим слугам прощать тем, кто испытывал затруднения, и Аллах Всемогущий и Великий сказал: ”Мы более достойны этого, чем он, так простите же ему!” » Муслим.

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Привели к Аллаху одного из рабов Его, которому Аллах даровал богатство, и Он спросил его: ” Что делал ты в мире этом? ”,—хотя люди не в состоянии утаить от Аллаха ни одного слова. Он сказал: ”О Господь мой, Ты даровал мне богатство от Тебя, и я занялся торговлей с людьми. И характеру моему было свойственно прощение, а поэтому я старался уступать богатым и давал отсрочку испытывавшим затруднения”. И Аллах Всевышний сказал: ” Я достоин этого в большей мере, чем ты, так простите же Моему рабу! ””

Укба бин Амир и Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, сказали: “Так мы слышали это от самого посланника Аллаха, “. Муслим.

Он скромен
и старается не прибегать к просьбам

Вместе с тем истинный мусульманин скромен, он старается обходиться тем, что имеет, и не прибегать к просьбам, а если он сталкивается с трудностями, то вооружается терпением, удваивает свои усилия и изо всех сил стремится не оказаться в положении просителя, вымаливающего подаяние у благодетелей. Объясняется это тем, что многие наставления этой религии направлены на то, чтобы мусульманин не ставил себя в подобное положение, и они побуждают его проявлять скромность и стараться обходиться тем, что он имеет, указывая, что за это Аллах обязательно поможет ему и дарует ему богатство, терпение и способность к воздержанию.

Так, например, сообщается, что пророк,, сказал:

«Того, кто будет стремиться к воздержанию Аллах сделает воздержанным, того, кто будет обходиться (тем, что имеет), Аллах избавит (от необходимости обращаться с просьбами к людям), а тому, кто станет проявлять терпение Аллах дарует терпение, и никто ещё не получал дара, более благого и щедрого, чем терпение». Аль-Бухари и Муслим.

Поистине, ислам, объявивший часть достояния богатых законной долей бедняков, которые могут взыскать её по суду и избежать при этом попрёков, обид и унижений, в то же время добивается от бедных того, чтобы они обходились без этой своей законной доли. Ислам заявил о том, что высшая рука лучше руки низшей и что истинный мусульманин должен постоянно стремиться к тому, чтобы его рука не оказалась низшей, так как именно это более всего приличествует его положению и является наиболее достойным. Подобные призывы побуждают бедных умножать свои усилия и не полагаться на милостыню и подарки, уберегая их от того, что в один прекрасный день они могут подвергнуться унижениям, и именно поэтому однажды посланник Аллаха,, который стоял на минбаре и говорил о милостыне и воздержании от просьб, сказал:

«высшая рука лучше руки низшей, и высшей рукой является рука расходующая, а низшей – просящая». Муслим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: