Ахмад и аль-Баззар

Благородный посланник,, подавал своей общине высший пример хорошего обращения с людьми и искусства приручать сердца. Он призывал свою общину следовать его примеру в словах и делах и указал её членам, как они могли проникать к сердцам людей и добиваться их любви и симпатии. Пророк,, постоянно был весел, а характер его был мягким, лёгким и далёким от грубости. Приходя к кому-нибудь, он садился на свободное место и приказывал другим поступать также. Он уделял внимание каждому из присутствующих, и никто из них не чувствовал, что другого он уважает больше, а если кто-нибудь просил его о чём-то, он либо удовлетворял его просьбу, либо говорил ему нечто подобающее. Он проявлял щедрость и доброту ко всем людям, став для них отцом, для которого все они были равны. В его присутствии они разнились только по степени благочестия, проявляли смирение, уважали старших, жалели младших, отдавали предпочтение перед собой нуждавшимся и заботились о чужеземцах.

Никто из тех, кто надеялся на пророка,, не был разочарован, так как в том, что касалось его самого, он был далёк от трёх вещей: от споров, многословия и всего того, что не имело к нему отношения. Если же говорить о том, что касалось людей, то он никогда не делал трёх других вещей: он никого не осуждал, никого не укорял и ни в ком не выискивал недостатки, а говорил только о том, за что можно было получить награду. Когда он говорил, его собеседники умолкали и боялись даже пошелохнуться, а когда он умолкал, они говорили, но не препирались друг с другом. Он смеялся над тем же, над чем смеялись они, и удивлялся тому же, чему удивлялись они, переносил грубость в речах и просьбах посторонних и говорил: «Если увидите нуждающегося, помогите ему» См.: “Жизнь сподвижников”, 1/22, 23.

И он выслушивал похвалы только от тех, кому оказывал благодеяния, и никого не перебивал, пока человек сам не сокращал свои речи, или не завершал их или не вставал со своего места.

Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила нам, что пророк,, защищался от дурных людей, склоняя их к себе с помощью мягких слов и хорошего обращения. Когда один человек попросил разрешения войти к нему, он сказал: “Впустите его, плохой он соплеменник!”, а когда тот вошёл, он очень мягко говорил с ним. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: ”О посланник Аллаха, сначала ты сказал то, что сказал, а потом так мягко говорил с ним!” В ответ ей он сказал: “О Аиша, поистине, наихудшими людьми пред Аллахом являются те, кого другие покидают из опасений перед тем, что они услышат что-нибудь непристойное”. Аль-Бухари и Муслим.

Нет сомнений в том, что во взаимоотношениях с людьми, независимо от того, праведные они или дурные, истинный мусульманин следует по стопам своего пророка, добиваясь того, чтобы все они любили и принимали его.

Он подчиняет свои привычки
критериям ислама

Одной из важнейших отличительных черт истинного и сознательного мусульманина является подчинение им общепринятых обычаев своего общества критериям ислама, вследствие чего его представления о социальных ценностях формируются под воздействием исламских понятий и представлений.

Так, например, он не носит золотых колец, потому что в исламе это является запретным для мужчин. Об этом объявил людям посланник ислама,, который, увидев на пальце одного человека, золотой перстень, сказал:

«Разве кто-нибудь из вас захочет взять раскалённый уголь и положить его себе на руку?!» Муслим.

После этого он снял перстень с его руки и бросил его на землю, и тут в полной мере проявилась красота подчинения этого человека велению Аллаха и Его посланника, так как когда его товарищи сказали ему: ”Возьми этот брошенный перстень и продай его”—, он сказал: ”Клянусь Аллахом, нет, не стану я поднимать того, что бросил посланник Аллаха,!”

Истинный мусульманин не пользуется для еды и питья золотой и серебряной посудой и не носит одежду из шёлка и парчи, поскольку о том, что благородный посланник,, запрещал делать это говорится во многих хадисах, например, в том хадисе, где сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Пророк,, запретил нам (носить) шелка и парчу и пить из золотых и серебряных сосудов, сказав: «Всё это – для них 138 в мире этом, а для вас – в мире вечном»”. Аль-Бухари и Муслим.

Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сообщила, что посланник Аллаха,, сказал:

«Поистине, в животе того, кто пьёт из серебряного сосуда, будет шуметь пламя ада!» Аль-Бухари и Муслим.

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что он,, сказал:

«…того, кто использует для еды и питья серебряную и золотую посуду…» В другой версии этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что он,, сказал: «В животе того, кто станет пить из золотых или серебряных сосудов, будет шуметь пламя ада!»

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха,, сказал:

«Поистине, носит шелка лишь тот, кто не имеет удела в мире вечном!»” Аль-Бухари.

Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Я видел, как посланник Аллаха,, взял (кусок) шёлка в правую руку и (кусок) золота в левую руку, а потом сказал: «Поистине, это и это запретно для мужчин моей общины!»” Абу Дауд.

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,, сказал:

« (Ношение) одежд из шёлка и золота было запрещено мужчинам из моей общины и разрешено женщинам» 139. Ат-Тирмизи.

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Пророк,, запретил нам пить и есть из золотой и серебряной посуды, носить шелка и парчу и сидеть на них”. Аль-Бухари.

Кроме того, сознательный мусульманин не вешает на стены своего дома картин, изображающих живые существа, и не устанавливает в нём никаких скульптурных изображений, а если держит дома собаку, то только для охраны, в отличие от того, что ныне получило широкое распространение. Ислам всегда вёл непримиримую борьбу с такими обычаями, и можно привести множество указаний, категорически и недвусмысленно запрещающих верующим делать что-нибудь подобное.

Передают со слов Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,, сказал:

«Ангелы не входят ни в один дом, в котором есть собака или изображение». Аль-Бухари и Муслим.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

“Однажды Джибрил, мир ему, пообещал посланнику Аллаха,, что придёт к нему в определённое время, но когда это время настало, он не явился”.

Аиша сказала: “И он отбросил посох, который держал в руках, со словами: “Ни Аллах, ни посланники Его не нарушают обещаний!”—, а потом повернулся и вдруг увидел под своей кроватью щенка. Он спросил: “Когда он вошёл?” Я сказала: ”Клянусь Аллахом, я не знала о нём!” И по его велению этого щенка вывели, после чего к нему явился Джибрил, мир ему. Посланник Аллаха,, сказал: “Ты обещал мне, и я ждал тебя, а ты не пришёл ко мне!” Он сказал: ”Мне не давала сделать это собака, которая находилась в твоём доме, ибо, поистине, мы не входим ни в один дом, в котором есть собака или изображение””. Муслим.

Существует также и много других указаний такого рода, и все они запрещают распространять изображения и устанавливать всевозможные монументы. Что же касается смысла этого запрета, то он стал ясен только с течением времени. В особой мере это касается нашего века, когда всевозможные лицемеры,прихлебатели и прочие люди, обуреваемые своими желаниями и страстями, стараются опередить друг друга, представляя тиранам в наилучшем виде их упорную приверженность к тирании. И одним из таких способов является установка им памятников при жизни или после смерти, чтобы сделать из них богов или полубогов, восседающих на троне величия и полосующих плетьми спины слабых.

Поистине, ислам, который принёс с собой веру в единого Бога и пятнадцать веков назад разрушил идолов многобожия и невежества, конечно же, не приемлет нового появления этих идолов в жизни мусульман, что иногда происходит под предлогом необходимости увековечивания памяти такого-то лидера, или чествования такого-то художника или прославления такого-то учёного, поэта, писателя или кого-нибудь ещё. Исламское общество является обществом, в котором исповедуется религия единобожия и которое возвеличивает, почитает и превозносит только Аллаха, а это значит, что в нём нет места подобным идолам и монументам.

Что касается собак, то их не запрещается держать, если это делается для охоты или для охраны скота и земли. Об этом говорится в хадисе, в котором сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха,, сказал:

«Поистине, награда того, кто держит собаку не для охоты или для (охраны) скота, ежедневно уменьшается на два карата!»” Аль-Бухари и Муслим.

Он придерживается этических норм ислама
во время еды и питья

Одной из основных отличительных черт истинного мусульманина является его поведение за едой, и поэтому если он окажется за столом, ты всегда сможешь узнать его по тому, как он ест и пьёт, поскольку в этом он следует высоким наставлениям пророка,, побуждавшим придерживаться этого каждого мусульманина.

Так, он не приступает к еде, пока не произнесёт слова “С именем Аллаха”, ест правой рукой и берёт со стола то, что находится рядом с ним, следуя указанию посланника Аллаха,, который сказал:

«Скажи: ”С именем Аллаха” —, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой». Аль-Бухари и Муслим.

Если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале еды, то потом исправляет упущенное и говорит: ”С именем Аллаха в начале и в конце”, на необходимость чего указывается в хадисе, передаваемом со слов госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сообщила, что посланник Аллаха,, сказал:

«Пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, приступая к еде, если же он забудет сделать это в начале, пусть скажет: ”С именем Аллаха в начале и в конце”» 140.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: