Он гостеприимен

Само собой разумеется, что истинный мусульманин, дух которого пропитался идеей щедрости, отличается своим гостеприимством, с радостью встречает гостя и спешит оказать ему почёт и уважение. Он поступает так в силу одного из присущих его душе исламских свойств, в основе которых лежит вера в Аллаха и в Последний день, ведь посланник Аллаха,, сказал:

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает почёт своему гостю». Аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, оказывая почёт своему гостю, человек подтверждает, что он верит в Аллаха и в Последний день. Вот почему оказание почёта в подобных случаях называют “наг­радой”, которая предназначается для гостя и служит формой выражения ему благодарности за то, что он дал принима­ющему его возможность совершить праведное дело, подтвердив свою веру и сделав то, что угодно Аллаху.

Сообщается, что однажды посланник Аллаха,, сказал:

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает своему гостю почёт в качестве награды для него». Люди спросили: ”Какова же его награда, о посланник Аллаха?” Он сказал: «День и ночь, всего же гостеприимство следует оказывать в течение трёх дней, а всё то, что сверх этого, будет уже садакой». Аль-Бухари и Муслим.

Поистине, оказание почёта гостю является любимым делом искреннего мусульманина, за что он к тому же и получит награду. Ислам упорядочил правила гостеприимства, и установил для него определённые границы. Так, наградой гостю являются день и ночь, затем следует обязательное гостеприимство, срок которого равен трём дням, а всё то, что превышает этот срок, рассматривается уже как садака и будет записано в книге благих дел благородного и гостеприимного человека.

В исламе оказание почёта гостю не является добровольным и зависящим от настроения или личных взглядов делом. Это – обязанность мусульманина, и он должен поспешить выполнить её, если вдруг в двери его дома постучат или если во дворе его появится гость, так как пророк,, сказал:

«Принять гостя – непреложная обязанность каждого мусульманина, что же касается оказавшегося во дворе его утром, то он для хозяина дома (подобен) долгу, и если гость захочет, то он вправе потребовать выплаты этого долга, а если нет, он может отказаться от этого». Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”.

Если же говорить о тех, кто не находит в себе сил встретить гостя и закрывает перед ним дверь, то в них нет блага. Сообщается, что пророк,, сказал:

«Нет блага в том, кто не оказывает гостеприимства». Ахмад.

Таким образом, ислам объявил оказание гостеприимства обязанностью каждого мусульманина и отнёс его к числу неотъемлемых прав гостя, пренебрегать которыми мусульманин не должен ни в чём. А в тех случаях, когда скупость укореняется в душах людей настолько, что они начинают отказывать гостю в том, что ему полагается по праву, ислам разрешает гостю взять положенное у таких людей самому. На это указывает сообщение Укбы бин Амира, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Однажды я сказал: ”О посланник Аллаха, поистине, ты посылаешь нас 130, и мы останавливаемся у людей, но они не оказывают нам никакого гостеприимства, так что же ты скажешь об этом?” Посланник Аллаха,, сказал:

“Если вы остановитесь у кого-либо и будет велено (предоставить) вам то, что причитается гостю 131, то берите, а если они 132 не сделают этого, то сами берите у них то, что полагается гостю по праву и они должны (давать) »”. Аль-Бухари и Муслим.

Гостеприимство является неотъемлемым исламским качест­вом, и поэтому ты не встретишь хорошего мусульманина, который станет проявлять скупость по отношению к гостю независимо от своего материального положения. Объясняется это тем, что ислам научил его, что еды, предназначенной для двоих, хватит и на троих, а еды, предназначенной для троих, хватит и на четверых, и что ни в коем случае не следует бояться неожиданного прихода гостя.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха,, сказал:

«Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых»”. Аль-Бухари и Муслим.

Передают, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Я слышал, как посланник Аллаха,, сказал:

«Еды одного хватит для двоих, еды двоих хватит для четверых, а еды четверых хватит для восьмерых»”. Муслим.

Истинный мусульманин не боится того, что за столом соберётся много людей, что характерно для западного человека, не принимающего нежданного гостя, угощение для которого не было приготовлено заранее. Мусульманин же, наоборот, всегда принимает неожиданного гостя и с радостью приглашает его разделить с ним свою трапезу. Он не придаёт никакого значения тому, что ему достанется на несколько кусков меньше, так как переносить голод истинному мусульманину легче, чем отвернуться от гостя, которому он обязан оказывать почёт в силу велений Аллаха и Его посланника. Кроме того, Аллах обязательно благословляет еду одного, и оказывается, что её хватает для двоих, и Он благословляет еду двоих, которой хватает для четверых, и так далее.

Наши праведные предшественники демонстрировали высшие образцы гостеприимства, а по поводу того, как принимали гостей некоторые из них выражал удивление 133 даже Аллах Всеблагой и Всевышний, о чём говорится в хадисе, который аль-Бухари и Муслим передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

В этом хадисе сообщается, что однажды, когда к пророку,, пришёл один человек, он послал кого-то к своим жёнам 134, но все они сказали: ”У нас нет ничего, кроме воды”. Тогда посланник Аллаха,, спросил: «Кто примет его?» (Или: «Кто окажет ему гостеприимство?») Один из ансаров сказал: ”Я!”—, после чего привёл его к себе домой и сказал жене: ”Накорми гостя посланника Аллаха, ”. Она сказала: ”У нас нет ни­чего, кроме еды для детей”. Он сказал: ”Приготовь еду, приведи в порядок светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать”. И она приготовила еду, привела в порядок светильник и уложила спать детей, а потом она встала будто бы для того, чтобы поправить светильник и потушила его, после чего они с мужем стали делать вид, что ужинают, и легли спать голодными. А наутро этот ансар пришёл к посланнику Аллаха,, который сказал:

«Аллах подивился тому, как вы поступили с вашим гостем этой ночью!»—, после чего Аллах Всевышний ниспослал такой аят: {...и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости!} “Собрание”,9.

С другой стороны, истинный мусульманин отличается понятливостью и проницательностью, и если он сам гостит у своего брата, то оценивает его положение и не задерживается у него, отдавая себе отчёт в том, что может создать для него такие трудности и доставить ему такое беспокойство, что он начнёт испытывать досаду. Объясняется это тем, что истинный мусульманин самым серьёзным образом относится к наставлениям благородного посланника,, которые запрещают мусульманам обременять человека столь отвратительным образом, совершенно несовместимым с духом ислама. Об этом говорится в хадисе, приводимом Муслимом. В этом хадисе сообщается, что однажды пророк,, сказал:

«Не разрешается мусульманину оставаться у брата своего столь долго, что он начнёт вводить его во грех». (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, как же он может ввести его во грех?” Он ответил: « (Он сделает это,) если будет продолжать оставаться у него, несмотря на то, что хозяину будет нечем угощать его».

В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что пророк,, сказал:

«Ему не разрешается оставаться у него столь долго, что это поставит его в затруднительное положение”.

И сколь бы малым ни был такой грех и какими бы незначительными ни являлись подобные затруднения, истинный мусульманин далёк от того, чтобы доводить до этого своего гостеприимного брата.

Мусульманин, пользующийся чьим-либо гостеприимством, проявляет воспитанность, так как ислам научил его правилам поведения в гостях, и он соблюдает их во всех деталях, стараясь не доставлять никакого беспокойства людям, которые его принимают, и учитывать все их пожелания и замечания.

Он отдаёт другим
предпочтение перед собой

Истинный мусульманин, душа которого утолила жажду живительной влагой из источников ислама, отдаёт предпочтение перед собой другим, даже если он беден и испытывает нужду. Он поступает так, потому что ислам с самого начала приучал мусульман прежде всего думать о других, и в конце концов это стало неотъемлемым качеством истинного мусульманина, которое выделяет его среди всех прочих людей.

Первыми после благородного посланника,, пример подобного предпочтения показали ансары, да будет доволен им Аллах, после чего были ниспосланы аяты Корана, в которых восхвалялось предпочтение, оказанное ими другим, не имевшее себе равных, ставшее путеводной звездой для всех последующих поколений и показавшее им, что такое истинное великодушие и предпочтение других себе. Они отдали предпочтение другим, приняв к себе своих братьев из числа мухаджиров, которые не имели ничего, и обеспечили их всем.

Аллах Всевышний сказал:

{А те, которые имели дома (в Медине) до них и приняли (новую) веру, любят переселявшихся к ним и не испытывают никакой зависти из-за того, что им было даровано, и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будете защищён от собственной скупости!} “Собрание”, 9.

Что же касается жизни пророка,, то она являла собой пример постоянного предпочтения других себе, что и позволило привить это качество душам первого поколения мусульман, сделав его неотъемлемой чертой их характера и неизменной привычкой.

Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что как-то раз одна женщина принесла посланнику Аллаха,, тканый плащ и сказала: ”Я сама соткала этот плащ, чтобы подарить его тебе”. И пророк,, принял этот подарок, так как нуждался в плаще, а потом он вышел к людям, завернувшись в него как в изар, и один человек сказал: ”Как он прекрасен! Подари его мне!” И пророк,, сказал: «Да»—, и стал беседовать с людьми, после чего вернулся обратно, свернул этот плащ и отослал его этому человеку. Люди стали говорить ему: ”Нехорошо ты поступил! Пророк,, надел его, потому что нуждался в нём, а ты обратился к нему с такой просьбой, зная о том, что он не отказывает просителю!” Он же говорил им в ответ: ”Клянусь Аллахом, я просил его не для того, чтобы носить, а только для того, чтобы потом он послужил мне саваном (кафан)!”

Сахль сказал:

“И он действительно стал для него саваном”. Аль-Бухари.

Сколько же доброты было в душе пророка,, если способность к предпочтению, которую он прививал мусульманам, до сих пор приносит свои плоды в их жизни, когда к этому призывает их недород или нужда. И пророк,, выразил суть этого следующим образом:

«Когда у аш‘аритов возникали затруднения во время похода или же им не хватало еды для детей в городе, они складывали всё, что у них было, на один кусок ткани, а потом поровну делили собранное между собой с помощью одного и того же сосуда. Они такие же, как я, а я такой же, как они».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: