У меня были случаи, когда инструкторы говорили мне: «Знаете, я нашел очень хорошего организатора, он организовал мне большое количество людей, но после семинара ко мне больше никто не пришел». Почему?
Потому что у них нет достаточно широких знаний. Даже у способных и хорошо практикующих людей бывают сложности с обучением других из-за недостатка широких знаний. Поэтому инструктору с самого начала нужно обладать широкими и глубокими знаниями в разных областях. Кроме того, нужно уметь отвечать на всевозможные вопросы умно. Нет никого, кто бы знал все. Но если в вас присутствует мудрость, то вы можете ответить на любые вопросы, даже если у вас нет знаний по этому направлению. Вот почему инструкторы должны расширять свои знания и в то же время развивать свои способности.
Еще бывают такие ситуации, когда слушатели хорошо оканчивают инструкторские курсы, но не становятся преподавателями. Был у меня такой случай и с инструктором в Сиэтле. Он действительно обладал обширными знаниями, очень хорошо практиковал, но не мог провести семинар. Во время обычной встречи — за столом во время обеда или на прогулке — он мог очень много интересного рассказать людям, но во время семинара — не мог. Почему?
|
|
Проблема таких людей в том, что они стесняются говорить перед аудиторией, они не уверены в себе, боятся и теряются под взглядами людей. Действительно, есть боязливые люди и очень стеснительные люди. Но с этим тоже можно работать.
Обычно я немногословен и люблю молчать, но во время занятий я вхожу в Состояние цигун и тогда обнаруживаю, что существует масса слов, которые просятся из меня в аудиторию без всякого усилия с моей стороны. Тогда я говорю обычно в тех нужных пропорциях, которые необходимы слушателям. Если я иногда смотрю на свои фотографии или видеоматериалы, снятые во время проведения такого семинара, то всегда удивляюсь: «Неужели это я?» Дело в том, что обычное наше состояние и состояние Преподавания в системе цигун существенно отличаются, в этих состояниях вы — это как бы два разных человека.
КТО МОЖЕТ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА НА ЭТОМ ПОПРИЩЕ
После многих лет работы в различных странах мира я могу сделать заключение о том, что добиться успеха в качестве преподавателей могут два типа людей.
Первый тип — это люди которые хорошо практикуют сами и у которых хорошо «подвешен язык». Это люди с нормальной грамотной и внятной речью, умеющие свободно общаться и обладающие достаточно большим количеством знаний. Они хорошо эрудированны и в своей профессии уже добились успеха. Например, это врачи или философы... Такой человек уже нечто представляет собой как специалист в данной области. Когда он начинает преподавать, то легко добивается успеха.
|
|
Второй тип — это люди без определенного положения в обществе, у которых нет хорошей работы, нет широкой эрудиции — это обычные люди, но в них присутствует очень большой энтузиазм, они очень хотят работать в этой области: обучать других и обучаться самому. Они используют такую формулировку: «Мое обучение других — это одновременно и мое личное обучение. В процессе обучения я тоже буду учиться у своих учеников». Тогда, если в первый раз такой человек потерпит неудачу, то попытается провести семинар во второй раз. Если и во второй раз он потерпел неудачу, он попытается в третий. И так до тех пор, пока у него наконец не получится.
Вы должны помнить, что если вы можете обучать, то это еще не значит, что вы можете обучать хорошо. Никто не может очень хорошо работать с самого начала. В любом случае, вам нужно приобрести опыт.
Самое трудное — начать. Это связано не только с тем, как учить в этой области, но и с вашими знаниями и умением в других областях, — например, с вашими организаторскими способности или вашим положением в социуме.
Итак, если вас можно отнести к категории успешных людей, т. е. если к тому моменту, когда вы начинаете обучать, вы что-то собой представляете — состоялись как личность, — то люди вам больше доверяют, и, естественно, результат обучения будет выше.
В самом начале вашей новой деятельности у вас еще не установились хорошие отношения с различными организациями, вы не известны широко, о вас знает небольшое количество людей, в т. ч. знакомых и друзей. Если вас знают как совершенно обычного человека, у которого нет никаких особых способностей, а вы вдруг собираетесь организовывать такой семинар, то вам, естественно, не поверят. Вот почему очень
трудно именно начать работать. Даже если вы талантливы и очень хорошо владеете ораторским и актерским мастерством, все равно начать обучать очень трудно.
Бывает и так, что какая-то организация пригласила вас поработать с группой из 20 человек или кто-то для вас организовал семинар, а вы провалились в качестве инструктора. Причин может быть несколько:
во-первых, волнение, поскольку это ваш первый семинар;
во-вторых, вы не поняли уровень слушателей, которые к вам пришли, и поэтому не знали в точности, о чем говорить;
в-третьих, вы не смогли ответить на ряд вопросов, которые вам задавали, поскольку не знали, как на них отвечать.
Но постепенно вы приобретете необходимый опыт, если будете настойчивы в своих целях.
Однако есть еще одна группа людей с совершенно противоположным характером. Эти люди, потерпев неудачу при проведении занятий, приходят к выводу, что не могут проводить групповые семинары для большого количества людей, следовательно, не могут заработать достаточно денег. Человек с такой психологией попробует еще раз. И если опять что-то у него не так получается, он бросает это направление, эту деятельность и переходит на что-то другое. Там он тоже что-то пробует, что-то опять не так получается. Такого рода люди, как правило, не постоянны в своих увлечениях, поэтому они не могут проводить занятия, не могут стать инструкторами, особенно хорошими, — у них это не будет получаться.
Помимо техники обучения, помимо понимания психологии слушателей, помимо определенных методов обучения, инструктору необходимо обладать настоящей силой обучения. Если у вас нет достаточного собственного опыта практики и качество вашей медитации недостаточно хорошее, то вы не сможете хорошо обучать, не сможете хорошо преподносить информацию. Если при этом, тем не менее, вы хотите обучать людей, то это будет очень трудно и для вас, и для них.
|
|
Однако иногда и в самом деле бывает так, что кто-то внезапно добивается успеха. Но это подобно выигрышу в казино. Если усердно не трудиться, добиться успеха, особенно в этой области, невозможно. Некоторые люди выглядят очень удачливыми, и хотя они не прилагают много усилий, но добиваются успеха. Но если вы посмотрите внутрь, то окажется, что они, на самом деле, не столь уж счастливы и удачливы. На самом деле, для того, чтобы добиться хоть в чем-то успеха, они очень много трудятся.
Я снова хочу сравнить это с врачебной деятельностью: там вы сначала учитесь, но и, начав работать, должны продолжать постоянно повышать свой уровень. Здесь ситуация очень похожа: вы усердно учитесь,
практикуете, начинаете преподавать, но при этом продолжаете посещать семинары и медитировать, и снова преподаете, затем снова учитесь... Так, постепенно, ваш уровень повышается.
Еще следует помнить, что нет ни одного человека, который был бы единственным в своем роде. Обязательно есть группа похожих на вас людей. Вы можете попробовать заинтересовать их, основываясь на собственном опыте. Можно с уверенностью сказать, что если вы интересуетесь этой областью, то похожие на вас люди наверняка могут этим же заинтересоваться и у них будут похожие цели. Поэтому самый простой способ заинтересовать людей — это рассказать им о том, как вы сами пришли в цигун, каким был ваш путь, что именно вас заинтересовало, почему вы этим занимаетесь. Конечно, если говорить только об этом, вы не сможете заинтересовать многих людей, а только группу людей, подобных вам.
Если вы хотите заинтересовать многих людей, то вам нужно использовать доказательства из различных областей знаний. Вы должны говорить с ними и с позиции своих способностей, и с научной точки зрения, и с точки зрения исследований. Самое важное — вы должны исходить из результатов, которые получают обучающиеся люди.
У хорошего инструктора на первой ступени ЧЮЦ тоже интересно заниматься, потому что люди получают достаточно разносторонние знания. Но нас, прежде всего, интересует такой результат, вследствие которого люди получают особые способности.
|
|
В принципе, каждый человек может быть хорошим учителем, но в своей собственной области. Человек может хорошо преподавать свой предмет, потому что знает его специфику и терминологию. Но в другой области иногда мы не знаем, какие термины использовать или чем их заменить. В каждой области знаний — свой специфический язык: и в математике, и в философии, и в медицине... — везде свои термины. Поэтому при обучении цигун словарный запас должен быть очень широким — ведь цигун связан с очень большим количеством дисциплин. Он связан с анатомией и физиологией человека, поэтому в нем много медицинских терминов, он связан с философией и некоторыми аспектами различных религий. Кроме того, его истоки — древняя китайская культура, но исследования проводятся современной восточной и западной наукой. Цигун включает в себя все.
Когда люди приходят учиться прямо из школы в университет, то там они изучают одно направление у соответствующего преподавателя — специалиста в своей области, в одном, как правило, направлении. А к вам на семинар приходят люди разного уровня: из разных областей зна-
ний и с разными специальностями. Поэтому вопросы, которые они могут вам задавать, иногда связаны и с их собственной профессией. Вот почему для преподавания цигун нужно иметь очень обширные знания.
Мы можем сказать, что к практике и преподаванию предъявляются разные требования. Собственно обучение не требует широких знаний, более того, они могут помешать успешной практике. В этом случае вам не надо читать много книг, потому что чем больше у вас знаний, тем больше препятствий в вашей собственной практике. Вам нужно заниматься одним направлением, чтобы углубляться в него все больше и больше. А для того, чтобы обучать других, они необходимы. Но для того, чтобы хорошо обучать, вам нужно и то, и другое: широкие знания и в то же время собственная глубокая практика. Если у вас не будет достаточно собственного опыта, практикующие не смогут получить от вас квалифицированный ответ. Настоящему инструктору необходимо обладать различного рода знаниями.
Инструктор должен не только обучать практике, но уметь объяснять, как это делать, исходя из собственного опыта. Например, если у вас человек будет спрашивать о «третьем» глазе, а вы не умеете видеть «третьим» глазом, конечно, вы можете что-то ответить, но вы никогда не будете уверены в том, правильно ли вы ответили. Вы сможете сказать только то, что говорил учитель, или то, что написано в книгах. То есть вы будете ориентироваться на эту информацию. И вы не сможете рассказать или показать, что такое Третий глаз.
Возможен и такой вариант: кто-то из вас может почувствовать особое желание обучать какую-то конкретную возрастную группу или людей конкретной профессии. Некоторые, например, любят учить детей, а не взрослых, они хорошо их чувствуют и любят. А люди пенсионного возраста могут знать и лучше чувствовать людей своего возраста. Врачу легче найти общий язык с медицинскими работниками, а инженеру — с представителями технических профессий... Конечно, бывают и исключения. Поэтому каждый из вас должен определиться, что у вас лучше идет, в чем ваша специализация, кому вам удобнее преподавать и какую категорию слушателей вы удовлетворяете больше.