Причины неудач

У меня были случаи, когда инструкторы говорили мне: «Знаете, я нашел очень хорошего организатора, он организовал мне большое ко­личество людей, но после семинара ко мне больше никто не пришел». Почему?

Потому что у них нет достаточно широких знаний. Даже у способ­ных и хорошо практикующих людей бывают сложности с обучением других из-за недостатка широких знаний. Поэтому инструктору с само­го начала нужно обладать широкими и глубокими знаниями в разных областях. Кроме того, нужно уметь отвечать на всевозможные вопросы умно. Нет никого, кто бы знал все. Но если в вас присутствует муд­рость, то вы можете ответить на любые вопросы, даже если у вас нет зна­ний по этому направлению. Вот почему инструкторы должны расши­рять свои знания и в то же время развивать свои способности.

Еще бывают такие ситуации, когда слушатели хорошо оканчивают инструкторские курсы, но не становятся преподавателями. Был у меня такой случай и с инструктором в Сиэтле. Он действительно обладал об­ширными знаниями, очень хорошо практиковал, но не мог провести се­минар. Во время обычной встречи — за столом во время обеда или на прогулке — он мог очень много интересного рассказать людям, но во время семинара — не мог. Почему?

Проблема таких людей в том, что они стесняются говорить перед аудиторией, они не уверены в себе, боятся и теряются под взглядами людей. Действительно, есть боязливые люди и очень стеснительные люди. Но с этим тоже можно работать.

Обычно я немногословен и люблю молчать, но во время занятий я вхожу в Состояние цигун и тогда обнаруживаю, что существует масса слов, которые просятся из меня в аудиторию без всякого усилия с моей стороны. Тогда я говорю обычно в тех нужных пропорциях, ко­торые необходимы слушателям. Если я иногда смотрю на свои фото­графии или видеоматериалы, снятые во время проведения такого семинара, то всегда удивляюсь: «Неужели это я?» Дело в том, что обычное наше состояние и состояние Преподавания в системе цигун существенно отличаются, в этих состояниях вы — это как бы два раз­ных человека.


КТО МОЖЕТ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА НА ЭТОМ ПОПРИЩЕ

После многих лет работы в различных странах мира я могу сделать заключение о том, что добиться успеха в качестве преподавателей могут два типа людей.

Первый тип — это люди которые хорошо практикуют сами и у кото­рых хорошо «подвешен язык». Это люди с нормальной грамотной и внятной речью, умеющие свободно общаться и обладающие достаточно большим количеством знаний. Они хорошо эрудированны и в своей профессии уже добились успеха. Например, это врачи или философы... Такой человек уже нечто представляет собой как специалист в данной области. Когда он начинает преподавать, то легко добивается успеха.

Второй тип — это люди без определенного положения в обществе, у которых нет хорошей работы, нет широкой эрудиции — это обычные люди, но в них присутствует очень большой энтузиазм, они очень хотят работать в этой области: обучать других и обучаться самому. Они ис­пользуют такую формулировку: «Мое обучение других — это одновре­менно и мое личное обучение. В процессе обучения я тоже буду учить­ся у своих учеников». Тогда, если в первый раз такой человек потерпит неудачу, то попытается провести семинар во второй раз. Если и во вто­рой раз он потерпел неудачу, он попытается в третий. И так до тех пор, пока у него наконец не получится.

Вы должны помнить, что если вы можете обучать, то это еще не зна­чит, что вы можете обучать хорошо. Никто не может очень хорошо ра­ботать с самого начала. В любом случае, вам нужно приобрести опыт.

Самое трудное — начать. Это связано не только с тем, как учить в этой области, но и с вашими знаниями и умением в других областях, — например, с вашими организаторскими способности или вашим поло­жением в социуме.

Итак, если вас можно отнести к категории успешных людей, т. е. ес­ли к тому моменту, когда вы начинаете обучать, вы что-то собой пред­ставляете — состоялись как личность, — то люди вам больше доверяют, и, естественно, результат обучения будет выше.

В самом начале вашей новой деятельности у вас еще не установи­лись хорошие отношения с различными организациями, вы не известны широко, о вас знает небольшое количество людей, в т. ч. знакомых и друзей. Если вас знают как совершенно обычного человека, у которого нет никаких особых способностей, а вы вдруг собираетесь организовы­вать такой семинар, то вам, естественно, не поверят. Вот почему очень


трудно именно начать работать. Даже если вы талантливы и очень хо­рошо владеете ораторским и актерским мастерством, все равно начать обучать очень трудно.

Бывает и так, что какая-то организация пригласила вас поработать с группой из 20 человек или кто-то для вас организовал семинар, а вы провалились в качестве инструктора. Причин может быть несколько:

во-первых, волнение, поскольку это ваш первый семинар;

во-вторых, вы не поняли уровень слушателей, которые к вам при­шли, и поэтому не знали в точности, о чем говорить;

в-третьих, вы не смогли ответить на ряд вопросов, которые вам за­давали, поскольку не знали, как на них отвечать.

Но постепенно вы приобретете необходимый опыт, если будете на­стойчивы в своих целях.

Однако есть еще одна группа людей с совершенно противоположным характером. Эти люди, потерпев неудачу при проведении занятий, прихо­дят к выводу, что не могут проводить групповые семинары для большого количества людей, следовательно, не могут заработать достаточно денег. Человек с такой психологией попробует еще раз. И если опять что-то у не­го не так получается, он бросает это направление, эту деятельность и пере­ходит на что-то другое. Там он тоже что-то пробует, что-то опять не так по­лучается. Такого рода люди, как правило, не постоянны в своих увлечени­ях, поэтому они не могут проводить занятия, не могут стать инструктора­ми, особенно хорошими, — у них это не будет получаться.

Помимо техники обучения, помимо понимания психологии слуша­телей, помимо определенных методов обучения, инструктору необходи­мо обладать настоящей силой обучения. Если у вас нет достаточного собственного опыта практики и качество вашей медитации недостаточ­но хорошее, то вы не сможете хорошо обучать, не сможете хорошо пре­подносить информацию. Если при этом, тем не менее, вы хотите обучать людей, то это будет очень трудно и для вас, и для них.

Однако иногда и в самом деле бывает так, что кто-то внезапно добива­ется успеха. Но это подобно выигрышу в казино. Если усердно не трудить­ся, добиться успеха, особенно в этой области, невозможно. Некоторые лю­ди выглядят очень удачливыми, и хотя они не прилагают много усилий, но добиваются успеха. Но если вы посмотрите внутрь, то окажется, что они, на самом деле, не столь уж счастливы и удачливы. На самом деле, для то­го, чтобы добиться хоть в чем-то успеха, они очень много трудятся.

Я снова хочу сравнить это с врачебной деятельностью: там вы снача­ла учитесь, но и, начав работать, должны продолжать постоянно повы­шать свой уровень. Здесь ситуация очень похожа: вы усердно учитесь,


практикуете, начинаете преподавать, но при этом продолжаете посе­щать семинары и медитировать, и снова преподаете, затем снова учи­тесь... Так, постепенно, ваш уровень повышается.

Еще следует помнить, что нет ни одного человека, который был бы единственным в своем роде. Обязательно есть группа похожих на вас людей. Вы можете попробовать заинтересовать их, основываясь на собственном опыте. Можно с уверенностью сказать, что если вы интересу­етесь этой областью, то похожие на вас люди наверняка могут этим же заинтересоваться и у них будут похожие цели. Поэтому самый простой способ заинтересовать людей — это рассказать им о том, как вы сами пришли в цигун, каким был ваш путь, что именно вас заинтересовало, почему вы этим занимаетесь. Конечно, если говорить только об этом, вы не сможете заинтересовать многих людей, а только группу людей, по­добных вам.

Если вы хотите заинтересовать многих людей, то вам нужно ис­пользовать доказательства из различных областей знаний. Вы долж­ны говорить с ними и с позиции своих способностей, и с научной точки зрения, и с точки зрения исследований. Самое важное — вы должны ис­ходить из результатов, которые получают обучающиеся люди.

У хорошего инструктора на первой ступени ЧЮЦ тоже интересно заниматься, потому что люди получают достаточно разносторонние знания. Но нас, прежде всего, интересует такой результат, вследствие которого люди получают особые способности.

В принципе, каждый человек может быть хорошим учителем, но в своей собственной области. Человек может хорошо преподавать свой предмет, потому что знает его специфику и терминологию. Но в другой области иногда мы не знаем, какие термины использовать или чем их заменить. В каждой области знаний — свой специфический язык: и в математике, и в философии, и в медицине... — везде свои термины. По­этому при обучении цигун словарный запас должен быть очень широ­ким — ведь цигун связан с очень большим количеством дисциплин. Он связан с анатомией и физиологией человека, поэтому в нем много меди­цинских терминов, он связан с философией и некоторыми аспектами различных религий. Кроме того, его истоки — древняя китайская куль­тура, но исследования проводятся современной восточной и западной наукой. Цигун включает в себя все.

Когда люди приходят учиться прямо из школы в университет, то там они изучают одно направление у соответствующего преподавателя — специалиста в своей области, в одном, как правило, направлении. А к вам на семинар приходят люди разного уровня: из разных областей зна-


ний и с разными специальностями. Поэтому вопросы, которые они мо­гут вам задавать, иногда связаны и с их собственной профессией. Вот почему для преподавания цигун нужно иметь очень обширные знания.

Мы можем сказать, что к практике и преподаванию предъявляются разные требования. Собственно обучение не требует широких знаний, более того, они могут помешать успешной практике. В этом случае вам не надо читать много книг, потому что чем больше у вас знаний, тем больше препятствий в вашей собственной практике. Вам нужно зани­маться одним направлением, чтобы углубляться в него все больше и больше. А для того, чтобы обучать других, они необходимы. Но для то­го, чтобы хорошо обучать, вам нужно и то, и другое: широкие знания и в то же время собственная глубокая практика. Если у вас не будет до­статочно собственного опыта, практикующие не смогут получить от вас квалифицированный ответ. Настоящему инструктору необходимо об­ладать различного рода знаниями.

Инструктор должен не только обучать практике, но уметь объяснять, как это делать, исходя из собственного опыта. Например, если у вас че­ловек будет спрашивать о «третьем» глазе, а вы не умеете видеть «тре­тьим» глазом, конечно, вы можете что-то ответить, но вы никогда не бу­дете уверены в том, правильно ли вы ответили. Вы сможете сказать только то, что говорил учитель, или то, что написано в книгах. То есть вы будете ориентироваться на эту информацию. И вы не сможете рас­сказать или показать, что такое Третий глаз.

Возможен и такой вариант: кто-то из вас может почувствовать осо­бое желание обучать какую-то конкретную возрастную группу или лю­дей конкретной профессии. Некоторые, например, любят учить детей, а не взрослых, они хорошо их чувствуют и любят. А люди пенсионного возраста могут знать и лучше чувствовать людей своего возраста. Врачу легче найти общий язык с медицинскими работниками, а инженеру — с представителями технических профессий... Конечно, бывают и исклю­чения. Поэтому каждый из вас должен определиться, что у вас лучше идет, в чем ваша специализация, кому вам удобнее преподавать и какую категорию слушателей вы удовлетворяете больше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: