Как обучать

Давайте обсудим сам процесс обучения: каким образом можно хоро­шо обучать.

Сначала рассмотрим, что такое обучение в ЧЮЦ.

Здесь мы говорим, что обучениеэто искусство. Когда мы говорим, что обучение — это искусство, имеется в виду, что обучение не может быть просто хобби. Что мы имеем в виду, используя слово «искусство»?

Это своего рода Творчество. Искусство рождает Человек искусства.

Кто такой Человек искусства?

Давайте обдумаем это на следующем примере: можно ли считать ак­тера человеком искусства?

Искусство предполагает индивидуальность. Искусство означает, что вы создаете что-то новое, отличающееся от вещей, явлений или про­изведений подобного типа. И когда вы показываете это людям, то они могут оценить, что это красиво или приятно... Мы считаем, что искусст­во должно пробуждать в людях чувство прекрасного или ощущение гармонии, как работы музыкантов, художников, как выступления пев­цов и танцоров... Сейчас мы говорим, что врач — это тоже человек ис­кусства. В древние времена говорили об искусстве врачевания.

Почему мы говорим, что обучение — это искусство?

Потому что для хорошего обучения необходимо творчество. Ведь все ученики, все слушатели разные, и к ним необходим индивидуаль­ный подход, даже если они занимаются в одной группе. Вам нужно по­нимать характер каждого вашего слушателя, его личность, его психоло­гию. При этом вы должны понимать, как с кем говорить. Некоторых лю­дей нужно подталкивать, нужно требовать от них, нужно давать им за­дания: вот это надо выучить и вот это надо сделать — только тогда они начинают заниматься. А люди с другим характером могут, наоборот, ис­пугаться давления и вашей настойчивости, вашего контроля — они про­сто уйдут от вас: некоторые уйдут к другому инструктору, а некоторые уйдут вообще. Поэтому, если у вас появляется группа учеников, вы должны понимать, что каждый из них собой представляет.

Мы говорим о том, что обучение — это искусство. Это значит, что, когда вы начинаете обучать, каждый раз для вас должен быть как бы но-


вым. Вы должны при этом использовать свои творческие возможности. Искусство предполагает понятие индивидуальной работы, подобно ручной работе. Вы не можете это тиражировать, копировать каждый раз. И я убежден в том, что на каждом семинаре ваше обучение для раз­личных людей должно отличаться.

Ваше обучение должно приводить к гармонии, пробуждать добрые чувства, вызывать хорошее эмоциональное состояние. Слушателям должно быть приятно, комфортно, интересно... В противном случае они больше не придут. Вот поэтому мы и говорим, что в данной системе обу­чение — это искусство.

А если обучение — искусство, то тогда обучающий, т. е. учитель,это человек искусства. Конечно, речь идет о хорошем учителе!

Что это значит? Когда мы говорим, что учитель — это человек искус­ства, то это значит, что во время преподавания вы — это не Вы обычный, а Учитель. Это значит, что вы должны играть роль Учителя. Учительэто роль, это роль во время процесса обучения. В этот период времени вы должны играть не самого себя, а образ учителя.

Итак, учитель — это человек искусства, потому что он должен прояв­лять себя определенным образом — он должен играть определенную роль для того, чтобы обучить других людей. А раз вы играете роль, то опять-та­ки вы — не Вы обычный, а вы — актер. В этом случае вам не нужно думать о том, кто вы. Когда вы выходите перед группой, перед аудиторией и начинаете обучать, вы забываете о том, кто вы на самом деле — Андрей или Наташа, — вы перевоплощаетесь, подобно актеру на сцене, и превращае­тесь в учителя ЧЮЦ. Вы должны это запомнить. И всегда, начиная обу­чать, вы должны помнить, что вы — учитель ЧЮЦ. Это очень важно. В этом случае вы не должны тревожиться по поводу того, кто вы и как вы обучаете. Если вы не сможете играть роль учителя ЧЮЦ, то вы не смо­жете хорошо обучать, потому что на этот период вы не станете актером.

Допустим, по профессии вы — программист. И вот вы пришли про­читать лекцию по ЧЮЦ. А на лекцию пришли друзья или знакомые, ко­торые знают, что вы программист. Вы их увидели неожиданно, и у вас возникает мысль о том, что же они о вас подумают, как вас воспримут. Если вы не сможете тут же эти мысли отбросить, то вы — не актер. Ког­да вы приходите на лекцию, то для вас нет кого-то особенного, все для вас — это слушатели. Они — ваши слушатели, здесь они не ваши родст­венники, не ваши друзья, не ваши соседи, все они — ваши ученики, как и все остальные в зале. Это очень важно: не имеет значения, кто при­шел на вашу лекцию, кто присутствует на вашем семинаре — каждый из присутствующих — ваш ученик, ваш студент.


На лекции может присутствовать президент или губернатор — не нужно думать об их положении. На вашей лекции каждый из них — ваш слушатель. В зале могут присутствовать люди, которые тоже являются учителями, которые обучают намного лучше, чем вы, у которых большой опыт и стаж преподавания, но, тем не менее, вам нужно представить, что все слушатели — равны. Иначе вы не сможете хорошо обучать, слуша­тели не смогут правильно и хорошо воспринимать материал.

В этой области обучение означает передачу преподавателем спо­собностей и знаний учащимся: из вашего мозга в мозг слушателя, из ва­шего сердца — в сердце слушателя. А если вы будете думать, что слуша­тель, например, президент и занимает более высокое положение, чем вы, то знания не смогут перейти от вас к нему напрямую. Правильно, ес­ли в момент обучения вы не являетесь самим собой, а играете роль, вы — актер.

Итак, чтобы стать учителем ЧЮЦ, вам необходимо стать во время обучения актером, отречься от самого себя, своей личности и играть роль Учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: