Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Характеристика недостаточной включенности молодежи в социально-экономические, социально-политические и социокультурные отношения связана с динамикой общественных изменений, которая не совпадает с темпами развития и взаимодействия традиционных институтов воспитания и темпами социального становления молодежи.

Ежегодно официальная экономика теряет от 2.3 до 2.6 миллионов человек в возрасте от 16 до 30 лет1.

По данным Департамента занятости населения Минтруда России, с 1999 по 2002 год доля безработной молодежи среди общего числа безработных (в соответствии с методологией МОТ) возросла на 2.5 процента.

Количество молодых людей, совершивших преступления в 2002 году по данным МВД составило 687700 человек, что на 40% превышает уровень начала девяностых годов.

Растет доля смертности молодого поколения от внешних причин. Основной группой риска является молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, на эту группу приходится наибольшее количество смертей по неестественным причинам.

К показателям проблемной ситуации могут быть отнесены:

- доля безработной молодежи от общего числа молодых людей;

- доля молодежи, находящейся в конфликте с законом;

- доля молодежи, включенной в деятельность общественных организаций;

- доля обучающейся и студенческой молодежи;

- доля молодых людей, представленной в органах власти всех уровней, от общего числа сотрудников.

Количественные и качественные характеристики по указанным показателям, убедительно показывают наличие устойчивых негативных тенденций в молодежной сфере, на фоне зарождения позитивных тенденций самоорганизации молодежи:

- включение в систему непрерывного образования,

- мобильности в поисках высокооплачиваемой работы и жилья,

- развитие молодежных общественных движений, объединений,

- создания собственного дела и развития бизнеса.

В рамках традиционных подходов к решению социальных проблем невозможно обеспечить эффективное взаимодействие субъектов воспитания и институтов гражданского общества. Только с применением программно-целевого подхода открывается перспектива системного объединения ресурсов гражданского общества России и органов государственного управления.

При сохранении сложившейся ситуации и подходов к организации и финансированию молодежной политики, будет фактически законсервирована традиционная практика реализации и поддержки отдельных мероприятий и реализации функций работы с молодежью в отраслевых, смежных с молодежной политикой профильных программах, таких как оздоровление, занятость молодежи, профилактика правонарушений и других.

Соответственно не будут выявлены и решены проблемы молодежи, имеющие общенациональное значение, не будет создана федеральная система распространения передового опыта и эффективных технологий решения проблем молодых людей.

Подобный вариант развития ситуации не позволит достичь цели заявленной в предлагаемом проекте концепции Программы и обеспечить эффективное включение молодого поколения в развитие России, что неизбежно приведет к снижению конкурентного потенциала страны и темпов социально-экономического развития.

Произойдет очевидное выделение группы самоорганизованной и социально мобильной молодежи, размер которой по данным ВЦОМ не превысит трех процентов.

Усугубится положение молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении указанной проблемы может стать, в том числе: сокращение доли экономически активного населения, дальнейшая изоляция от общества молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, сохранение удельного веса молодых граждан, имеющих доходы ниже прожиточного уровня, усиление тенденции девальвации семейных ценностей (сохранение доли бездетных, неполных семей, закрепление социального сиротства, как явления). Сохранится негативная динамика потребления алкоголя, психоактивных веществ и табака в молодежной среде.

Отсутствие целевых программных мер по преодолению экстремизма в молодежной среде создает реальную опасность закрепления криминальных структур среди молодежи, провоцирует недоверие значительной части молодежи к ценностям демократии, к институтам власти и гражданского общества, сохраняет вероятность отдельных вспышек экстремистских проявлений в молодежной среде.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Концепция Программы рассматривает три возможных варианта ее реализации, отличающихся объемами и направлениями финансирования. Таким образом, к числу наиболее значительных рисков концепция относит риски бюджетного недофинансирования разработанной программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: