ТЕМА 11. Методы исследования личности

Соотношение теоретического и эмпирического исследования личности. Основные проблемы эмпирического исследования личности. Значение исследований личности. Достоинства и ограничения эмпирического подхода.

Наблюдение как неотъемлемый компонент любого исследования личности. Стихийное и научное наблюдение, критерии научности. Виды наблюдений: открытое и скрытое, включенное и невключенное, прямое и косвенное.

Метод анамнеза, специфика применения. Преимущества и недостатки метода анамнеза.

Корреляционный метод. Коэффициент корреляции Спирмена. Виды корреляций: положительная и отрицательная. Преимущества и недостатки корреляционного метода.

Эксперимент: зависимая и независимая переменные. Создание репрезентативной выборки, случайное распределение. Контрольная и экспериментальная группа. Этические вопросы, связанные с проведением эксперимента. Артефакты.

Личностные тесты. Требования к личностным опросникам: надежность и валидность. Стандартизация. Одномерные и многомерные опросники. Самоотчеты. Методы шкалирования. Семантический дифференциал.

Интервью как метод исследования личности. Виды интервью: структурированное, полуструктурированное, неструктурированное, глубинное. Типы вопросов в интервью. Особенности применения метода интервью при работе с детьми.

Проективные методы: принципы построения и особенности применения. Классификация проективных методов: ассоциацивные, конструктивные, методы завершения, методы выбора и экспрессивные.

ТЕМА 12. Профессиональная компетентность личности психолога. Пути интеграции различных подходов.

Профессионализм и профессиональная компетентность. Виды и компоненты профессиональнаой компетентности. Понятие «профессионализм». Профессионализм как системное свойство личности
человека-профессионала. (Бодров, Климов, Поваренков, Самоукина и др.). Стадии развития профессионализма. Критерии профессионализма. Профессионализм и формы использования индивидуального ресурса
в деятельности психолога. Становление профессионализма психолога
как овладение концептуальной моделью деятельности
и формирование профессионального самосознания (Самоукина Н.В, Солнцев Г.И., Степанов В.Р., Хейзинга Й., Шадриков В.Д.).

Понятие интеграции. Интегративный подход (В.А. Янчук). Особенности интегративного подхода. Пути интеграции.

3.3 ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

ТЕМА 1. Проблема личности в социальной психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: