Введение
По данным Минтранса РФ, на начало 2012 г. не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, связывающей наиболее богатые полезными ископаемыми регионы России с центральными районами страны.
В настоящее время нормативным требованиям соответствуют лишь около 39% автомобильных дорог федерального значения.
Не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым
покрытием 46,6 тыс. населенных пунктов, или 31% от общего числа. Из них 260 населенных пунктов имеют население более 1000 человек.
Большинство Федеральных автомобильных дорог исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти 27% дорог страны.
Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам.
Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился.
По данным Минтранса РФ 2014 г., при увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза.
Однако, не смотря на определенные сложности, в настоящее время при поддержке Правительства Российской Федерации ведется активная работа над долгосрочной программой развития национальной сети российских автомобильных дорог до 2025 года. Ставятся новые задачи, определяются основные направления, выявляются приоритеты с одной целью - сделать Россию страной развитой автомобилизации и отличных дорог.
Решению поставленных задач по развитию сети региональных дорог в районах Севера и посвящен настоящий проект.
Характеристика района строительства
Для проектирования малых искусственных сооружений, дорожных одежд необходимы данные климатических факторов в районе проектирования.
Климат
Климат Тюменской области континентальный, основными формирующими факторами, которыми являются перенос воздушных масс с запада. Взаимодействие указанных факторов придает своеобразие условиям циркуляции атмосферы над рассматриваемой территорией и определяет относительно быструю смену циклонов и антициклонов, способствующую частым изменениям погодных характеристик. Климат отличается суровой продолжительной зимой с сильными морозами и коротким прохладным летом, с весенними возвратами холодов, поздними весенними и ранними осенними заморозками. Район проектирования относится ко второй дорожно-климатической зоне.
Температура воздуха
Среднегодовая температура воздуха в районе равна минус 3,1 оС. Самым холодным месяцем является январь (минус 22 оС), самым теплым – июль (16,9 оС). Средние многолетние данные наблюдений сведены в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Температура воздуха по месяцам
В градусах Цельсия
Период | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | год |
Температура | -22,0 | -19,6 | -13,3 | -3,5 | 4,1 | 13,0 | 16,9 | 14,0 | 7,8 | -1,4 | -13,2 | -20,3 | -3,1 |
Для характеристики климата района проектирования автомобильной дороги приняты данные многолетних наблюдений на метеостанции г. Тобольска.
В отдельные годы наблюдаются дни с понижением температуры до минут 57 оС. Первый месяц в году с положительной температурой – апрель. Для весны характерно относительно быстрое повышение среднесуточных температур. От апреля к маю среднемесячная температура воздуха повышается в среднем на 7,7 оС, а от мая к июню на 8,8 оС.
Наряду с быстрым повышением среднемесячных температур воздуха летнего периода возможен возврат отрицательных температур, обусловленный вторжением арктического воздуха. Даже в июле, самом теплом месяце в году, возможно похолодание до минус 1 оС. В летний период почти ежегодно температура воздуха повышается до 30 оС. Данные сведены в таблицу 1.2.
таблица 1.2 – Даты последнего заморозка различной вероятности
Средняя дата | Даты различной вероятности | Самая поздняя дата | ||||||
95% | 90% | 75% | 50% | 25% | 10% | 5% | ||
25.05 | 6.05 | 10.05 | 17.05 | 23.05 | 29.05 | 5.06 | 8.06 | 14.06 |
В отдельные годы заморозков не бывает до 6 октября, а иногда они возможны в разгар лета после длительного безморозного периода.
По средним многолетним данным первый заморозок отмечается 15 сентября, самая ранняя дата заморозка – 19 августа, а самая поздняя – 6 октября.
4 сентября происходит устойчивый переход температуры воздуха через 10оС, а 29 сентября – через 5 оС.
Средняя продолжительность безморозного периода – 98 дней. Средние из абсолютных максимумов температуры воздуха характеризуются данными таблицы 1.3.
В начале октября (около 16.10) среднемноголетняя -среднесуточная температура воздуха принимает отрицательные значения, а после 24 октября происходит устойчивый переход температуры через минус 5,0 оС.
Таблица 1.3 – Средний из абсолютных максимумов температуры воздуха
В градусах Цельсия
Месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июлб | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | год |
Температура | -5,0 | -3,0 | 4,0 | 14,0 | 23,0 | 29,0 | 30,0 | 27,0 | 23,0 | 13,0 | 1,0 | -3,0 | 12,4 |
Средняя температура воздуха наиболее холодной пятидневки равняется минус 43,0 оС, наиболее холодных суток – минус 47 оС, а наиболее холодного периода (зимняя вентиляционная) минус 28 оС.