Водный поток вытекает из трубы с высокой скоростью, которая в нижнем бьефе в зоне растекания потока Vp = 1,5V, где V – скорость воды в трубе = 3,40 м/с. В связи с этим неизбежен разлив в логу за укреплением, которое должно заканчиваться предохранительным откосом, заложенным глубже дна возможной ямы размыва Выполним расчет для трубы. Длина плоского укрепления за трубой считаем по формуле:
lyкp = 3d = 3 * 1,5 = 4,5 м. (2.9)
Ширину плоского укрепления принимаем ву = 7,5 м. Скорость воды в зоне растекания потока составит Vp= 1,5 V,
Vp= 1,5 * 3,4 = 5,1 м/с
При такой скорости в зоне растекания проектируем укрепление отводящего русла из бетонных плит. Толщина укрепления у выходного оголовка:
S = 0,35H,
S = 0,35* 1,73 = 0,60м.
Площадь плоского укрепления:
F = 1укр * by = 4,5 * 7,5 = 35 м2. (2.10)
Известно, что экономичнее устраивать короткие укрепления, заканчиваемые предохранительными откосами, над которыми и располагается яма размывов, безопасная, если низ откоса заложен ниже дна ямы на 0,5 м. Для определения глубины размыва за укреплением:
|
|
Δ hp = 0,72Н.
lукр / в – относительная длина укрепления;
Δ hp / Н – относительная глубина размыва.
а = 40° – угол растекания воды для типового раструбного оголовка,
где b = d = 1,5 м.
lyкp tg а / в = 4,5 * tg40 / 1,5 = 4,5 * 0,84 / 2 = 2,52 lyкp = 4,5м. (2.11)
Этому значению соответствует Δhp / H= 0,72 отсюда глубина размыва за укреплением hp = 0,72Н = 0,72 * 1,73 = 1,24 м.
Глубина заложения предохранительного откоса:
h3 = hp + 0,5 = 1,24 + 0,5 = 1,74 м.
Длина предохранительного откоса при его заложении 1:1 составит:
1п = (1,74 + 1,74)*0,5 = 2,46 м, а площадь при ширине 7,5 м
F = 7,5 * 5,46 = 18,45 м2.
Общая площадь укрепления нижнего бьефа:
F ук = 35 + 18,45 = 53,45 м2.
2.4 Расчет отверстия малого моста на ПК 161 + 00
Расчет выполняется на максимальный расход ливневых вод:
Qл = 7,62 мЗ/с по схеме свободного истечения.
1 Задаемся скоростью Vc = 3м/с, т. к. грунт суглинок и чтобы не происходило вымывания укрепляем дно под сооружением каменной наброской.
2 Вычисляем напор при известной Vc = 3 м/с,
Н = 1,5 * Vc2 / g = 1,45 * 27 / 9,81 = 1,33 м. (2.12)
3 Определяем объем пруда при а =10 + 20 / 6 * io = 5000, по формуле:
Wnp = а * Н3, то Wnp = 5000 * 1,333 = 11763 мЗ. (2.13)
По отношению Wnp: Wл = 11763 / 12318 и при F < 10 км2 λ = 1,0 и устанавливаем действительный расход проходящий через сооружение:
Qc = λ * Qл = 1,0 * 7,62 = 7,62 м2/с (2.14)
По формуле в = Qc / 1,35 Н3/2 (2.15)
находим отверстие моста:
в = 7,62 / 1,35 * 1,33 3/2 = 3,68 м.
Пользуясь таблицей о данных типовых мостах выбираем мост со сборным плитным пролетным строением h = 6 м и типовым отверстием в = 5,6 м.
Пересчитываем напор (глубину воды перед мостом) по формуле:
Н = 0,83 * (Qc / во)2/3 = 0,83 * (7,62 / 3,68)2/3 = 1,34 м, (2.16)
при котором отметка горизонта подпертой воды ГПВ равна отметке лога плюс высота напора Н, т. е, ГПВ = 108,50 + 1,34 = 108,84 м. В связи с тем, что напор Н = 1,34 м и ранее определенный одинаковы, изменять тип укрепления нет надобности. Определяем минимальную высоту моста по формуле:
|
|
Нм = 0,88 * Н + z + hкон, (2.17)
где z – зазор от воды до низа пролетного строения z = 0,5 м. а при наличии корчехода 1,0 м, hкон = 0,42 м.
Конструктивная высота принятого типа моста:
Нм = 0,88 * 1,34 + 0,5 + 0,42 = 2,10 м.
Длина моста в нашем случае (сопряжение пролетного строения осуществляется с помощью заборных стенок) lm = 6 м. Укрепление лога в пределах верхнего и нижнего бьефов, а также под мостом принято в виде каменной наброски, укрепление откосов насыпи на высоту:
Н + 0,25 = 1,34 + 0,25 = 1,59 м ≈ 2м – бетонными плитами.
Общая площадь укрепления на мостовом переходе Fук = 280 м2.
Таблица 2.1 – Технико-экономическое обоснование выбора варианта
Показатели | Вариант отверстий | |
Труба d =1,5м | Мост с пролетом 6м | |
Длина трубы без оголовков или мост, м | 17,1 м | 6 м |
Расход ж /б на 1пм. тела фундамента трубы, мЗ | 1,41 | 6 м |
Расход ж/б на два оголовка, мЗ | 24,0 | - |
Общий расход ж/б на устройство трубы, мЗ | 48,1 | - |
Расход ж/б на однопролетный мост (Г-8,Ом), Н = 2,70 м на свайных опорах, мЗ | - | 45,3 |
Удельная стоимость ж/б, руб/мЗ | ||
Полная стоимость трубы или моста, руб. | ||
Площадь укрепления, м2 | 106,9 | |
Стоимость укрепительных работ, руб. | ||
Общая стоимость, руб. | 8258,0 |
Из таблицы видно, что наименьшая стоимость соответствует трубе Ø = 1,5 м. Так как труба по сравнению с мостом оказалась наиболее экономичной, то в проекте по трассе запроектированы металлические гофрированные трубы Ø = 1,5 м.