К нежестким дорожным одеждам относятся одежды со слоями, устроенными из разного вида асфальтобетона (дегтебетонов), из материалов и грунтов, укрепленных битумом, цементобетонном, известью, комплексными и другими вяжущими, а также из слабосвязанных зернистых материалов (щебня, шлака, гравия и др.) [16].
Различают следующие элементы дорожной одежды:
Покрытие – верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов. На поверхности покрытия могут быть устроены слои поверхностных обработок различного назначения (слои для повышения шероховатости, защитные слои и т.п.).
Основание – часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции.
Следует отличать несущую часть основания (несущее основание) и дополнительные слои основания.
|
|
Несущая часть основания должна обеспечивать прочность дорожной одежды и быть морозоустойчивой. Дополнительные слои основания – слои между несущим основанием и подстилающим грунтом, предусматриваемые при наличии неблагоприятных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условий. Эти слои совместно с покрытием и основанием должны обеспечивать необходимые морозоустойчивость и дренирование конструкции и создавать условия для снижения толщины вышележащих слоев из дорогостоящих материалов. В соответствии с основной функцией, которую выполняет дополнительный слой, его называют: морозозащитным, теплоизолирующим, дренирующим.
К дополнительным слоям и прослойкам относят так же гидро- и пароизолирующие, капилляропрерывающие, противозаиливающие и др. Дополнительные пески устраивают из песка и других местных материалов в естественном состоянии или укрепленных органическими, минеральными или комплексными вяжущими, из местных грунтов, обработанных вяжущими, из укрепленных смесей с добавками пористых заполнителей и т.д., а также из различного рода специальных индустриально выпускаемых материалов (геотекстиль, пенопласт, полимерная пленка и т.п.). При применении дополнительных слоев в проекте необходимо учитывать технологические проблемы, связанные с движением по ним построечного транспорта.
Для проектирования принимаем два варианта дорожной одежды на основной дороге, запроектированных и рассчитанных для второй технической категории автомобильной дороги. Интенсивность движения на 2014 год составляет 3587 авт./сут, ежегодный прирост интенсивности движения 3 %, в составе движения 70 % грузовых и 30 % легковых автомобилей. Интенсивность движения на срок службы дорожной одежды (15 лет) составила 5201авт./сут. На эту интенсивность и будет произведен расчет дорожной одежды.
|
|
Данные расчета сведены в таблицу 4.1.
Таблица 4.1 – Интенсивность движения.
Тип транспортного средства | Процент | Интенсивность движения, авт./сут. | |
2014 год | 2029 год | ||
Легковые | 30 % | ||
до 2х т | 14 % | ||
от 2х до 5 т | 19 % | ||
От 5 до 8 т | 18 % | ||
Более 8 т | 10 % | ||
автобусы | 9 % | ||
Итого: | 100 % | Σ = 3587 | Σ = 5201 |
Вариант 1: Покрытие двухслойное асфальтобетонное: верхний слой –асфальтобетон горячий плотный тип А на вязком битуме БНД марки 90/130 E=2400МПа, h=7,00 см; нижний слой – асфальтобетон горячий пористый крупнозернистый на вязком битуме БНД марки 90/130 E=1400 МПа, толщиной hi = 11,0 см. Основание - щебень фракционированный 40-80 мм трудноуплотняемый (гранитн) с заклинкой фракционированным мелким щебнем E=350 МПа толщиной h=46,00 см; дополнительный слой основания из песка средней крупности содержание пылевато-глинистой фракции 5% h=40,00 см, устраивается на все ширину земляного полотна. Грунт – суглинок тяжелый.
Краевые полосы шириной 0,75 м имеют такую же конструкцию, как и дорожная одежда.
Вариант 2: Покрытие трехслойное асфальтобетонное: верхний слой из асфальтобетона горячего плотного тип А на вязком битуме БНД марки 90/130 E=2400 МПа, толщиной h=5,00 см; нижние слои из пористой и высокопористой песчаной асфальтобетонной смеси на вязком битуме БНД марки: 90/130 E=1400 МПа толщиной hi = 7,0 и hi = 8,0 см. Основание из щебеночно-гравийно-песчаной смесь, обработанной цементом соответствующей марке 20 E=500 МПа толщиной ha = 40,0 см, на песчаном подстилающем слое средней крупности толщиной hi = 40,0 см. Грунт – суглинок тяжелый.
В проекте такжеконструируются два варианта дорожной одежды на съезде третей технической категории на Новоалексанровку и кольце запроектированного и рассчитанного для второй технической категории дороги.
Вариант 3: на съезде на Новоалексанровку.
Покрытие двухслойное асфальтобетонное: верхний слой из асфальтобетона горячего плотного тип А на вязком битуме БНД марки 90/130 E=2400 МПа толщиной h = 5,0 см и асфальтобетона горячего пористого крупнозернистого на вязком битуме БНД марки 90/130 E=1400 МПа, толщиной h = 8,0 см. Основание из черного щебня, уложенного по способу заклинки E=600 МПа, толщиной h3 = 9,0 см и щебеня фракционированного 40-80 мм трудноуплотняемого я с заклинкой фракционированным мелким щебнем E=350 МПа, толщиной h=39,00 см. Дополнительный слой основания из песка средней крупности толщиной h4 = 40,0 см устраивается на все ширину земляного полотна. Грунт суглинок тяжелый.
Интенсивность движения на 2029 год с учетом 3х полос движения на кольце по каждой полосе составляет 3587 авт./сут, ежегодный прирост интенсивности движения 3 %, в составе движения 70 % грузовых и 30 % легковых автомобилей.
Вариант 4: На кольце.
Покрытие трехслойное асфальтобетонное: верхний слой из асфальтобетона горячего плотного тип А на вязком битуме БНД марки 90/130 E=2400 МПа, толщиной h=5,00 см; нижние слои из пористой и высокопористой песчаной асфальтобетонной смеси на вязком битуме БНД марки: 90/130 E=1400 МПа толщиной hi = 7,0 и hi = 10,0 см. Основание из щебеночно-гравийно-песчаной смесь, обработанной цементом соответствующей марке 20 E=500 МПа толщиной ha = 40,0 см, на песчаном подстилающем слое средней крупности толщиной hi = 40,0 см. Грунт – суглинок тяжелый.