Дорожную одежду проектируют из расчета, чтобы под действием кратковременных или длительных нагрузок в подстилающем грунте или мало связных (песчаных) слоях за весь срок службы не накапливались недопустимые остаточные деформации формоизменения. Недопустимые деформации сдвига в конструкции не будут накапливаться, если в грунте земляного полотна и в мало связных (песчаных) слоях обеспечивается условно:
, (4.10)
где – требуемое минимальное значение коэффициента прочности, определяемое с учетом заданного уровня надежности;
Т – расчетное активное напряжение сдвига (часть сдвигающего напряжения, непогашенного внутренним трением) в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции от действия временной нагрузки;
Тnp – предельная величина активного напряжения сдвига (в то же точке), превышение которой вызывает нарушение прочности на сдвиг.
При практических расчетах многослойную дорожную конструкцию приводят к двухслойной расчетной модели.
При расчете дорожной конструкции на прочность по сдвигоустойчивости грунта земляного полотна в качестве нижнего принимают грунт (с его характеристиками), а в качестве верхнего – всю дорожную одежду. Толщину верхнего слоя принимают равной сумме толщины слоев одежды (Σ hi)
|
|
Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляют как средневзвешенный по формуле:
, (4.11)
где n – число слоев дорожной одежды;
Ei – модуль упругости i - го слоя;
hi – толщина i - го слоя.
При расчете по условию сдвигоустойчивости в песчаном слое основания с помощью номограммы нижнему слою двухслойной модели условно присваивают обычные характеристики песчаного слоя (Cn; φn), а модель упругости принимают равным общему модулю на поверхности песчаного слоя; толщину верхнего слоя модели принимают равной общей толщине слоев, лежащих над песчаным, а модуль упругости Е вычисляют как средневзвешенное значение для этих слоев.
Действующие в грунте или в песчаном слое активные напряжения сдвига вычисляют по формуле:
Т = τн · Р, (4.12)
где τн – удельное активное напряжение сдвига от единичной нагрузки, определяе-
мое с помощью номограмм τ;
р = 0,6 МПа – расчетное давление от колеса на покрытие.
Предельное активное напряжение сдвига Тпр в грунте рабочего слоя определяют по формуле:
Тnp = CN · К¶ + 0,1 уф · Zon · tg jcm, (4.13)
где CN – МПа, сцепление в грунте земляного полотна принимаемое с учетом повторной нагрузки;
К¶ – коэффициент, учитывающий особенности работы конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания;
Zon – глубина расположения поверхности слоя, проверяемого на сдвигоустойчивость, от верха конструкции;
|
|
уф – средневзвешенный удельный вес конструктивных слоев, расположенных выше проверяемого слоя;
jcm – расчетная величина угла внутреннего трения материала проверяемого слоя при статистическом действии нагрузки.
Результаты расчета сдвигающего усилия в подстилающем слое следующие:
1 вариант: Требуемый коэффициент прочности - 1,000
Коэффициент прочности - 1,003 – условие выполняется;
2 вариант: Требуемый коэффициент прочности - 1,000
Коэффициент прочности - 1,105– условие выполняется;
3 вариант: Требуемый коэффициент прочности - 1,000
Коэффициент прочности - 1,844– условие выполняется;
4 вариант: Требуемый коэффициент прочности - 1,000
Коэффициент прочности - 1,102– условие выполняется.