Эта глава даст в сжатой форме представление о том, на что необходимо обратить внимание для лучшего понимания системного смысла сказок и историй. Здесь я изменяю своему привычному подходу и вытаскиваю невод с рыбой на берег. Этих рыбок можно рассматривать с близкого расстояния, хотя они уже не могут ни жить ни плавать. Затем я снова возвращаюсь к жизни и привожу примеры того, как при помощи историй можно помогать детям и их родителям.
Судьбы в зеркале сказок и историй
Многие живут по сценарию какой-либо истории, например сказки. Такая сказка становится историей семьи. Задача психотерапии заключается в том, чтобы разоблачить такую сказку и тем самым прекратить ее воздействие на семью. При этом необходимо учитывать следующее.
Собственно тема
Часто сказки называют по их началу, например: «Волк и семеро козлят» — исключенный отец; «Громыхтишунчик» («Румпелъштилъцхен») — отданные дети; «Гензель и Гретелъ» — дети, отосланные прочь; «Бременские музыканты» — обреченные на смерть собираются вместе.
Иногда собственно тема озвучивается в середине, например: «Король-лягушка» — отвращение к мужчине.
Иногда - в конце, например:
«Красная Шапочка» — волк в постели бабушки (или дедушки) совершает насилие над внучкой.
Иллюзия
Все подобные истории содержат иллюзии, которые скрывают собственно тему. Иллюзия поставляет энергию, при помощи которой проблема поддерживается. С развенчанием иллюзии, наступлением разочарования эта энергия иссякает. Такая иллюзия часто возникает в конце сказки, например:
«Спящая красавица» («Терноваярозочка») — проснувшись через сто лет, она все еще остается молодой девушкой;
«Золушка» — если только терпеливо ждать, принц придет;
«Звездные талеры» («Бедная девушка») — если девушка отдала все, что у нее есть, за это ей воздастся.