Ценности милостыни

«… Я приказываю вам творить милостыню. Дающий его, похож на человека, которого пленили враги, связали ему руки к шее, а когда его повели на казнь, он предложил им: «Давайте я откуплюсь от вас». И освободил себя таким образом».

Милостыня удивительным образом предотвращает различные беды, даже у грешников, нечестивцев и неверных. АЛЛАh отталкивает ею несчастия, все люди, просвещенные и простые, знают и могут подтвердить это, так как испробовали это на своем опыте.

Тирми з и передавал от Анаса ибн Малика, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Милостыня гасит гнев Господа и отталкивает дурную смерть»[70]. Также милостыня тушит не только гнев Господа, но и грехи и ошибки, также, как вода гасит пламя.

Тирми з и от Му’а з а ибн Джабала рассказывал: «Я был вместе с посланником АЛЛАhа в путешествии. Одно утро я оказался рядом с ним, и когда мы шли рядом (друг с другом), он сказал мне: «Указать ли тебе на врата блага? Пост — это щит. Милостыня тушит прегрешения, как вода гасит огонь. Молитва мужчины глубокой ночью — один из признаков праведности». После этого он прочитал (следующий) аят: «Их бока отклоняются от их лож; они взывают к cвoeмy Гocпoдy co cтpaxoм и жeлaниeми pacxoдyют из тoгo, чем Мы иx нaдeлили [71]»[72].

В некоторых источниках говорится: «Спешите с милостыней! Поистине, беда не может перешагнуть через нее».

В обоих «Са х и х ах» со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им АЛЛАh, сообщается, что он сказал) приводится, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Каждому из вас придется говорить с АЛЛАhом без всякого посредника, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, а потом он посмотрит вперед и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада), так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика!»[73]

‘Умар ибн Хаттаб говорил: «Мне рассказывали, что когда дела хвалятся меж собой и милостыня утверждает: «Я лучшая из вас»».

В обоих «Достоверных сборниках» со слов Абу Хурайры, да будет доволен им АЛЛАh, передается, что он слышал, как посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал:

«Скупого и расходующего можно сравнить с двумя людьми в железных джуббах из железа, (т.е. в кольчугах) от сосков до ключиц. Что касается расходующего, то что бы он ни потратил, (его джубба кольчуга) обязательно удлиняется (или: …увеличивается), (покрывая собой) его кожу, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока она не покроет собой кончики пальцев (его ног) и не станет сглаживать его следы. Что же касается скупого, то всякий раз, как вознамерится он потратить что-нибудь, каждое кольцо её обязательно пристаёт к своему месту, и он старается увеличить (свою джуббу кольчугу), но она не увеличивается»[74].

Абу Бурда от своего отца передал, что Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Каждый мусульманин должен давать садакъу». (Один человек) спросил: " Скажи мне, а если у него ничего не найдётся (для этого)? " Он сказал: «Пусть потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст садакъу». (Человек) спросил: «О посланник АЛЛАhа, а что если он не сможет сделать этого?» Он сказал: «Тогда пусть поможет оказавшемуся в очень затруднительном положении». (Человек) спросил: «А если он не сможет (сделать этого)?» Он сказал: «(Тогда пусть) побуждает к одобряемому (или: к благому) и воздерживается от совершения дурного, и это станет садакъой» [75].

Всевышний АЛЛАh сказал: «Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости»[76]. Щедрость бывает двух видов:

1) трата того, что в руках других. Это наихудший вариант.

2) расходование того, что в твоих руках.

Бывает, что наищедрейший человек ничего не тратит из своего кармана.

Именно это имеют в виду, когда говорят: «Щедрость — это когда ты расходуешь свое имущество, остерегаясь чужих денег».

Я слышал, что ибн Таймия говорил: «Однажды Всевышний АЛЛАh спросил пророка Иброhима: «Знаешь, почему Я взял тебя своим приближенным другом?» Он ответил: «Нет». Тогда АЛЛАh сказал: «Я увидел, что милее и любимее для тебя — давать, а не брать»».

Из качеств Всевышнего то, что Он дает, но не берет, кормит, но Сам не ест. Он самый щедрый и великодушный. Для Него любимее те рабы, которые пытаются подражать Ему в этих свойствах. АЛЛАh щедр и любит щедрых, Знающий и любит знающих. Могуществен и Ему нравятся храбрые. Красивый и Он

любит красоту. Тирми з и в своем «Сборнике» пишет: «Нам передал Му х аммад ибн Башшар от Абу Амира от Халида ибн Ильяса от Сали х а ибн Абу Х асана, что он слышал, как Са’ид ибн Мусаиб говорил: «Поистине, АЛЛАh Благой и Он любит благое, Чистый и Он любит чистоту, Щедрый и Он любит щедрость, Великодушен и Он любит великодушие. Держите ваши дворы чистыми, не уподобляйтесь в этом евреям иудеям». Я рассказал это Мухаджиру ибн Мисмару и он сказал, что слышал подобное от Амира ибн Са’да от его отца от пророка, да благословит его АЛЛАh и приветствует, кроме слов: «Держите ваши дворы чистыми». Эта часть х ади с а странна, так как Халид ибн Ильяс считается слабым передатчиком».

Тирми з и в «Книге благодеяний» пишет: «Нам передал Х асан ибн Арафа от Са’ида ибн Му х аммада аль-Варрака от Я х ья ибн Са’ида от Араджа от Абу Хурайры, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Щедрый близок к АЛЛАhу, близок к Раю, близок к людям и далек от Огня. Скупой удален от АЛЛАhа, далек от Рая, далек от людей и близок к Геенне. Щедрый невежда милее для АЛЛАhа нежели скупой поклонник»»[77].

Так же есть достоверный х ади с: «Поистине, АЛЛАh Один и Он любит нечетное»[78].

Всевышний АЛЛАh Милосерден — Он любит милосердных и проявляет к ним милость. Он скрывающий — любит тех, кто скрывает грехи Его рабов. Снисходителен — любит тех, кто относится снисходительно к Его рабам. Прощающий — любит тех, кто прощает Его рабов. Добр — любит добрых. Он ненавидит грубых, жестоких, черствых и скупых богачей. Он Кроток и Благодетелен и любит таковых. Справедлив — любит справедливость. Принимает оправдания — и любит тех, кто принимает оправдания у рабов Его.

В х ади с е пришло, что: «Тот, кто покроет мусульманина, АЛЛАh покроет в этом мире и в День воскресения того, кто избавит мусульманина от печали этого мира, АЛЛАh избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто облегчит тому, кто испытывает затруднительное положение, тому АЛЛАh облегчит расчет в День Суда»[79].

В х ади с е, который приводится у Тирми з и и у других составителей сборников приводится то пророк, мир ему, однажды сказал в проповеди: «О те, кто уверовал только на словах, тогда как до сердец ваших вера не дошла! Не обижайте верующих и не следите неотступно за их недостатками, ибо, поистине, АЛЛАh выставит напоказ того, кто танет неотступно следить за недостатками своего брата в исламе, и Он покроет его позором, даже если он будет в своем доме!»[80].

Тебя будут судить в соответствии с тем, как ты относишься к другим. Живи как пожелаешь, а АЛЛАh даст тебе в соответствии с тем как ты относишься к Нему и к Его рабам. Лицемерам внешне объявившим принятие Ислама, но затаившим в сердцах неверие, Всевышний АЛЛАh даст свет в День Суда, чтобы они смогли перейти Мост. Он не затушит свет и не помешает им сделать это. Точно так же те, которые показывают людям противное тому, что знает о них Всевышний АЛЛАh. Он проявит для них в этом ближнем мире и мире будущем причины удачи, успеха и победы и скроет противоположное. Также есть х ади с: «АЛЛАh выставит напоказ того, кто будет делать что-либо напоказ другим, и обесславит того, кто будет рассказывать»[81].

Подытожив можно сказать, что АЛЛАh дает щедрому подателю милостыни больше, чем скупому накопителю. Расширяет, развивает его личность, телосложение, расширяет удел, душу и причины для существования. Воздаяние соответствует делам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: