Византийские источники 7 страница

Первый отрывок связан с предшествующим текстом, изла­гающим историю некоего придворного фаворита, настоящего шута, который в качестве комедианта (гжокрш^) достиг выс­шего положения; этот актер, посмевший ухаживать за аланкой и злоумышлять против императора, получил, тем не менее, прощение (Chron. 6, 145—50). После смерти Константина (1055 г.) севаста вернулась к своему положению заложницы (Chron. 6, 155 fj u£v аерЧштт| eiq 6цтре1(Х£ а$9ц uepi5a X.eX.6-уштоа); ср. Иоанн Зонара (§ 5.30.2).

 

5.33. Никифор Василаки


ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 305

и его приверженцам, среди которых был Адриан Комнин, став­ший патриархом Болгарии ок. 1140 г. под именем Иоанна (Лоуо<; eiq tov оерЧхатоу к/0р 'A8puxv6v).

Отцом Адриана был севастократор Исаак Комнин, племян­ник Исаака I (1057—1059) и брат Алексея I (1081—1118); его матерью была аланская царевна Ирина (ср. Никифор Вриен-ний § 5.34.1). Панегирик этому персонажу, отпрыску двух бли­стательных царских домов, начинается с восхваления его роди­телей. О его матери читаем: «что может заслуживать большего восхищения, величие ее народа или знатность ее происхожде­ния? Ее народ — аланы; мать [Адриана] их царица; и как подо­бает аланам, древнего богатства. Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и пер­вом плодом Кавказа. Они самый воинственный народ среди кавказцев; если ты посмотришь на их множество, то найдешь отвагу, которой нет нигде более; если ты заметишь их доблесть в бою, то ни во что не поставишь мириад врагов. Ибо иные народы выделяются множеством своих сил, а другие — храб­ростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми слова­ми и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан» ш.

Чтение akavox... dAxxvotq является корректурой Гарзи вмес­то даваемого рукописями dX.pavot... dX-Pavotq. Этот отрывок изобилует интересными фактами: аланы, не имеющие равных в



Член кружка Иоанна II Комнина, богослов и писатель Ни­кифор Василаки (XII в.) оставил панегирик этому императору

112 Mich. Psell. Hist. 6,153 (изд. Renauld CBB II, p. 46): кса тоге щхжщ
г\
tcov 'AXocvcov yfj tcov село Tfjq тщетёрок; 'Рсоцтц; щт&ккцато aya9fi>v
KcmVyovTO oijv vfjeq кои абвц avfiyovro <popxi5eq okca tcov roxp' fptv тцйсо\>
кой otq n&km то tcov 'Pconaicov £ntanno paoiXeiov.

113 Mich. Psell. Hist. 6, 154 (изд. Renauld CBB II, p. 46-^7): той yap
ётогх; 6ц лои ка! трц ёЕ, 'AA.avia<; лра; ttiv aePaoTfiv та-итт|\а цеграка латрахп
ecpoiTcov SepcxrcovTei;, оц 6 айтокрйтсор тайтт|У ii& вейтрот) 5evKvu<; бце-uveTvv
те ка1 |3aoiH6a ёкфитте ка1 со\юца^е.

114 NiKT|<p6pcx; BpDewioi; (изд. A. Garzya ВТ 1984); ByzLit 1124—25.


115 Niceph. Bas. In loan, episc. Bulg. 8 (изд. Garzya BTp. 32): ti yap Kai (кшцаоетса rcpoTepov, то цеуа той eOvotx; f) то urn yevovx; e7tk>T|u.ov; "AX,avoi то eGvoq, r\ ц/пттр fioxATacoa mi dx; "АХож>ц apxawnkovxoc,. тлю 8f| тойтср тер цеубЛср Ксажаскр то цеусс тог>то <p\jA,ov кса (xupuxpuXov рбскетт, ХрштоО (pair|v av eycoye Ttoiuviov ка! XkuGcov агохрхт^ кса. Коажаскуо JtpcoroXEiov ка! то (pi)A.ov Ъщ> хощ KauKcovai; (ргХожЛецог. kcxv КЬщ то 7i^fj9o<;, сокё-а ttiv dvcptav e7UCjTiTTioevi;- kcxv emyvoiric; опщ аретт|(; ёхогхп та жЛёцих, eiq X.fj9Tiv neoeiTat coi то u-opiav5pov" ot ^ev yap tcov e9vcbv ЬткфкХ'кяг rr\v KoXvnkf[Qe.ia\, а 5ё ttiv cxA.ktiv ка! то тцщ \ia.Xa4 ёц7сефол6Х£ЦОУ, nuvrcov 8' ётй ласа кекрйт^ке ка! Хрютф p.6vcp 8o\)A£iLiei. Totq yap eKeivoi) Jtavayeca


20-1031


306 ГЛАВА ПЯТАЯ

военном деле благодаря неким выдающимся качествам (dvSpla, dpexf|, акк% ср. осет.-диг. cexsarce, и. axsar «доблесть»< др.-иран. *xsa6ra-), организованы в племена или кланы (цирихргЛоу) и управляются царями (ср. р*асШоаа), которые пользуются полным превосходством среди своих соседей. Бо­лее того, христианизация, по крайней мере, правящего сосло­вия, отразившаяся в имени матери Адриана (Eipf|vr|), обуслов­ливает возможность политического и военного альянса с Ви­зантией.

5.34. Никифор Вриенний "6

Кесарь Никифор Вриенний (1062—1137) начал писать по просьбе своей тещи, императрицы Ирины Дукены историю ("YA/n 1атор1сс<;) правления Алексея I Комнина (1081—1118). Смерть оставила незавершенной эту работу, хотя его жена, Анна Комнина (§ 5.21) впоследствии ее продолжила. Четыре сохранившихся книги, в которых освещается период 1070— 1079 гг., известны только по editioprinceps П. Поссина (1661 г.), основанному на единственном манускрипте, ныне утерянном.

5.34.1. Когда император Роман IV Диоген (1068—1071) был разгромлен и взят в плен Алп Арсланом в сражении у армянс­кого города Манцикерта (то Ma^iicepTov) 19 августа 1071 г., его противники воспользовались этим, чтобы венчать на царство Михаила VII Дуку (1071—1078) "7. Турки, однако, освободили Романа, и началась гражданская война, которая завершилась лишь когда последний был захвачен и ослеплен, несмотря на обещанную ему неприкосновенность; вскоре после этого он скончался: «василевс Михаил, избавившись от Диогена, воз­вратил куропалатиссу Анну — упоминавшуюся выше как мать Комнинов — из ссылки вместе с ее сыновьями, и породнился с ними посредством брачного союза; поскольку он сам до этого

116 Nuaicpopoq Bpuewux; (изд. A. Meineke CSHB XXVI 1836 = PG 127
[1864] с. 24—216); ByzLit I 394—400; ByzTurc 1269—70.

117 Согласно некоторым мусульманским источникам (Имад ал-Дин,
ал-Фарихи), аланские войска сражались на стороне византийцев при
Маназкерте (ср. Cahen 1934: 629).


ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 307

взял в жены Марию, всемогущую дочь правителя Грузии, он выдал замуж ее племянницу, Ирину, дочь владетеля Алании, за Исаака, старшего сына куропалатиссы, с целью установить брачные связи» "8.

Куропалатисса — Анна Далассина, вдова Иоанна, брата императора Исаака I Комнина (1057—1059), низложенного Дукой, и мать Алексея и Исаака; об Eip4vr| (§ 5.40), дочери пра­вителя Алании (urn 'Ataxviaq e^otxna^ovToq), см. Никифор Васи-лаки (§ 5.33); Кулаковский 1899: 55 прим. 4. Его тетка Мария также была дочерью аланской принцессы, вышедшей замуж за царя Баграта IV (ср. Анна Комнина § 5.21.1).

5.34.2. После катастрофы под Манцикертом турки Алп Ар-слана под предлогом мести за Диогена разграбили всю визан­тийскую Анатолию и в одном из сражений захватили в плен Исаака Комнина. Его брат Алексей выкупил его, но на обрат­ном пути к Никомедии, после переправы через реку Сангарий, они подверглись нападению двух сотен турок. Вриенний вспо­минает в деталях этот эпизод, который датируется началом правления Михаила: «один из аланских наемников, бывших с благородным Исааком, по имени Арават, видя множество вар­варов, стремительно нападающих с неистовой яростью, рассу­дил, что братья, одни с немногими воинами, подвергаются вся­ческой опасности. Опасаясь, чтобы с одним из них не приклю­чилось какой беды, он призвал товарища, по имени Хаскарис, бывшего под началом у Алексея Комнина, вместе с ним сойти с лошадей и стрелами встретить врагов. Ибо будет постыдно,— сказал он,— если благородные и отважнейшие мужи подверг­нутся опасности в присутствии аланов, позор падет тогда на весь аланский народ! Так сказал он, но другой отверг его замы­сел, как скорее неразумный, нежели смелый, ибо они, поступив

118 Niceph. Bryenn. 2, 1 (изд. Meineke CSHB XXVI, p. 56 = PG 127, с. 92): 6 5ё РосЛет^ MixcxfiA, too Auryevoix; алюХкщехс, xr\v когэрожЛатитсау "Awav, r\v о \&(oq (pedoai; ё5г|Х.соое цт|тёра x&v К<щщш\, crov тоц uiicn. щс, ■wrepopiaq avaKaXeitm ка1 6ia кт^кпх; оготой; есажр оисеюшаг уцюс, yap ambq rcporepov tfiv жхукрсаеиху too ipfpcov Korrtxpxovroq Gwyatdpa Maplav Tf|v EKeivrii; ifyt№kq>T\v Eipf|vr|v Tf)v виуатёра тоО 'Akavwuc, e^owia^ovnx; тф лресРитфср t<bv raxiScov xfjq коирояаХашхп]!; loacmxp лрсх; убцкт koivcovuxv


308 ГЛАВА ПЯТАЯ

таким образом, подвергнутся опасности без всякой пользы для своих господ, так как местность была равнинная и открытая. "Но если ты веришь мне,— сказал он,— будучи неподалеку от теснины и добравшись туда, мы спешимся и отважно бросимся в бой, и таким образом прославим свой народ и послужим на­шим начальникам". [13] Так сказал Хаскарис; но Арават, пре­исполненный высокомерия перед ним — ибо был варваром — тотчас сошел с коня и, ударив ее хлыстом, чтобы она следовала за отходившими, занял оборонительную позицию на плоско­сти. Турки, пораженные неожиданностью этого зрелища, недо­умевали, что все это значит. В руке у него было легкое копье, которым он пронзил грудь первого из нападавших, сбив его с лошади. Один из врагов пустил в него стрелу и ранил его в пра­вую руку; но, вытащив ее из раны, [Арават] отомстил варвару тем же оружием, подобно Брасиду в былые времена. Варвары, устрашенные его мужеством, отошли на расстояние, и он, вос­пользовавшись этим, поднялся на крышу и оттуда осыпал их своими стрелами. Между тем остальные [его товарищи] уже подходили к теснине. Тогда варвары, оставив его, бросились на них с величайшей стремительностью. Но Алексей Комнин, обратившись назад с немногими из своих своих людей, первый поразил одного из них, а Хаскарис, о котором мы прежде упо­мянули, ранил в спину другого. Объятые великим страхом, [турки] отступили, оставили их, и они, немного отойдя, спеши­лись и встали лагерем в безопасном месте. По наступлении ночи подошел к ним и тот алан, что первым сошел со своего коня; и все они были спасены, никто из них не был взят в плен или убит» "9.

119 Niceph. Bryenn. 2, 12—13 (изд. Meineke CSHB XXVI, p. 70—72 = PG 127, с. 113—16): 'Afaxvbq 5ё xiq tcov em цктвф cruvovrcov тф yewaicp laaairicp, 'Ароф&тг)<; то ovop.a, rnv bp\ii\\ oti nteiavtyv Qeaaa\i£\oq tcov Pappapcov iced щ цета афобрш; хщ рг>цт1<; inr\ecav ка1 xovq aSeXxpoix; otv p.6voi 5uxiav5i)V£i)oixn cruv оНуоц, бешсц ц/п ti tcov avtiKecTcov tovkqv ci)|4kxi.T| -uvi, tov EToapov ф Хаакарт|<; оуоцос гото тф Kofwivft 'AAe^ico тарексЛег ljuv аитф yeveoQai, кот. ацсрсо tcov tinccov акфцчсп mi eiti тог*; жЛецюгх;. oriaxpov yap &pT|OEV ei 'Ataxvcov ё\тагЮа Jtapovrcov roxpaKivSuveaxnxnv avSpeq euyevetq те ml apiGTOV SveiSa; yap av абтсо racav e£ei то yevoq tcov 'AAxxvcov. ог^тсо niv oviv EKetvoq ё.щ, о 5ё if|v


ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 309

5.39) и Хасгкарг|<; (§ 5.50) — первые аланские на­емники, упоминаемые византийскими источниками и предвес­тники той важной роли, которую они играли на протяжении всего правления династии Комнинов (1081—1185). Этот текст, который представляет их как всадников, вооруженных луком (ср. xo^etieiv) и «коротким» или легким копьем фра%Ъ PeA,oq), отражает идеал воинской доблести (осет.-диг. oexsar, ср. ИЭСОЯ IV 224—5; Никифор Василаки § 5.33) и преданности вождю, в данном случае подкрепленной женитьбой Исаака на Ирине Аланской (ср. § 5.34.1). Не поступать в соответствии с этим идеалом было бы стыдом (aia%pov) и позором (oveiixx;) не только для них, но для всего их рода (cbrav то yevoq): в общем, ср. Кулаковский 1899: 55—56 прим 1; Vernadsky 1959: 41—42.

5.34.3. Предводитель норманских наемников Русель Бейль-ский (ОирсгёАлсч;), поднявший мятеж против Михаила VII, был разбит и взят в плен у Никомедии турецким предводителем

сотелёцлето ох; ог> cweTfiv цаМ-ov f\ xok\ir\pav amwbc, те уар KivS'uve'Oaai. ойтсо брастауток; Kdicetvovx; (XT)8ev -п. ёк тошоа) Jtpooe<pet>petv тои ovficaoGav, осте оцаХ-си ovzoc, тои толои ка1 JteSivofi. "aXk' ei т! \хл nei&rf, cpT|aiv, "enei гуущ nov tcov OTevamcov л5т\ yeyovajxev, e7tei5av ёке1ое (pG&oconev, алоРпасоцеба tcov inraov ка! yevvaicoi; aycovloaoeai. oitetioco|i.ev, ка1 ошсо то те yevoq Tt|i.rioo^ev ка! тогх; беалото^ 6vr|oonev". [13] хата о Хааксхрт|<; e^eyev. 6 5е 'АраЭаттц; p4xpp4xpiKCoq ец aUTov e^Dppiocx<; evObq тог) аяеРт), ка1 тр \i6xsxiji toOtov nXvfeaq, йоте ёяеовоа тоц cwtioOcnv, avxbc, ev тт| Jte8id5v. oi 5e Тойрког тф жхрасю^со xf\q 6eaq кахапХауё\гщ finopouv б ti кш efr| то Spco^evov. Ppax\i yow PeXoq et^ev ev Tfl xeipi. tov yow JtpcoTcoi; emovTa (i6:XX£i ката tcov oTepvcov тф тотф ка1 гШк, toutov KaxaPaXkei той 'innov. dcpeiq 5ё тц PeX.oq (ШАег тошог) xr\v fcfyav о 5' eKev9ev то PeXoq ЁХкпсас, аг>тф xomto tov PapPapov, кабатгер 6 BpaoiSou; nalax, finwaTo. oi yow fkippapoi 8eioavTe5 amoi) то yewatov ppaxu ti toutou Sieo-rnoav. 6 8' dSeicu; Xaponevoq em. ti Scona-nov dvep4xive KaKeiGev awoix; тоц то^етЗцасяу ё|ЗаА.А£, ка! тог^ Ахштой; et%ov r$ix\ та oTevcoTta tcov Xcoptcov. KaTaX.ut6vre<; oi5v eKetvov oi pdpPapoi цета ocpo5poTUTT|i; рщщ^ eKeivoiq eiifieoav. 6 5e Ko|i.vriv6q "АЩуос, i)7tooTpevj/a(; ^\)v oXiyoiq tcov ацср' awov JtpcoTOi; eva Tomcov катё|}аА£. ка1 6 Хасткарт)!;, ob JtpcoTov 6 ^.oyoq ёц\т|ст9т1, ката tcov neTcappevcov eTpcooev eTepov. форЧо ouv цеубЛю cruaxeBevreq, dcpevrei; amoix; ave%cbpouv. oi 8e oWyov Pa6iaavre<;, dOTOpavrei; tcov i^jkov dv ico ecrKTivow. vdktoi; 5 ' eitiyevonevTiq Kai 6 Jipiv алоРок; той innov г>той; катеХйцРа\«. ка17и5суте<; 6цо<) Sieocberioav, цсов' aXovrcx; цт|те eavovrcx; -nva;.


310 ГЛАВА ПЯТАЯ

Артухом ('Артстх), служившим императору, но был выкуплен своими людьми и вернулся в свои владения в бёца 'АрЦ£\аак6п>, откуда опустошал соседние области: «Узнав о том, василевс Михаил послал Никифора Палеолога к правителю Алании с тем чтобы привести оттуда наемное войско. Последний, отпра­вившись и собрав там около шести тысяч воинов, прибыл к Понту и пытался отражать набеги Руселя. Когда же аланы по­требовали условленной платы, он, не имея чем заплатить, был вынуждаем сразиться с Руселем прежде, чем аланы вернутся к себе. Но они настоятельно требовали своей платы и, так как [Палеолог] был не в состоянии дать им обещанного, все повер­нули назад, и только немногие остались. Вступив в сражение, Русель обратил их в бегство и немалое число перебил, осталь­ные же благополучно добрались до городов Понта» 120. Тогда, в качестве последнего резерва, против Руселя был послан мо­лодой Алексей Комнин с немногочисленным войском и еще меньшим количеством денег: «Пройдя Понт Пафлагонский, он прибыл к Амасии, где нашел спасшихся аланов, числом не бо­лее ста пятидесяти, и сдерживал врага, многократно нападая и побеждая его» т.

В конечном итоге норманн был пленен и передан Алексею дру­гим турецким вождем, по имени Тохп&х (согласно Byz Turk II 72, 328, вероятно, та же личность, что и *Артух). Мятеж Руселя мо-

120 Niceph. Bryenn. 2, 19 (изд. Meineke CSHB XXVI, p. 83—84 = PG
127, с. 125): 6 Ы\ \x.aQwv о fkxcnAevx; Mixaf)X tov naA.oaoA.6yov Nuajcpopov ярсх;
tov apxovra 'AA,avia<; ёкяёяоцфеу a^ovra стростеица jucrikxpopov. о 5ё
mteABcbv кса axpaxov etceiGev dvaA.afkbv тер! лох» е£ yikxa&ac, tov IIovtov
катаАцфЕ mi хщ орцск; тог> ОйроеАлог) dvaoxeXXeiv аяетефато. tcov 8'
'AA.avfi>v &шхшпла«л> tov оицфсоулвёуга [iioGov, ercei \п\ sX%zv eiceivcx;
■qvayKdoeii щ ОйроеАлф TtpoofkxA^tv яро xov> nakivoaxr\cai той; 'AAxxvotx;.
аХк' omoi eveKeivxo той; цшвой; алоато'Оутв;, 6v 5т| roxpaoxevv eKeivot) цт|

71ёсттрефоу aitavceq, 6A.tycov 5т|А.а5т) KataX^wpeevrcov. otq 8fi Kai 6 OvpaeXioc, ётреуатб те тотЗтоах; каг огж оАгуогх; dvetXev amcov, oi 5ё tanrcoi eiq xac, тоь П6\аои 8i£a(beri<rav 7юА£Ц.

121 Niceph. Bryenn. 2, 20 (изд. Meineke CSHB XXVI, p. 84 = PG 127,
с 128): SieMkbv Ы tov ev ПомрХауоуц» riovrov itepi tfiv 'Ацаоеиху y^yove, Kai
той; лершсовёутш; x&\ "A^avrav evpmv ox> j&eioix; ёкатоу Jtpoq Toti;
nevrriKovTa ovrai;, тог^ 7юХецюгх; dvecreAAe тюХк&щ, \ikv amotq щюсфаХлЬх,
хосахп&ки;
8' iy


ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 311

жет быть датирован приблизительно 1072/3 гг. и продолжался около двух лет (ср. Cheynet 1990:78—79 п° 97; С. М. Brand ODB III 1814—15). Это единственный засвидетельствованный случай на­бора «наемных войск» (атростеица цювосрброу) в Алании, кроме того, переговоры о нем велись с царем этой страны (6 ap%(ov 'AAavioa;). В повествовании Анны Комнины об этих событиях ала­ны не упоминаются, однако там содержится указание на «более подробный» (iiXjarbxepov) пассаж; ср. Кулаковский 1899: 56 прим. 2. Эти события должны были иметь место до столкновения братьев Комнинов с турками (§ 5.34.2), так как они, по-видимому, обозначают terminus post quern приема алан на службу Византии.

5.35. Никита Хониат 122

Исторический труд (mss. Xpovucn бпугпоц) в двадцати одной книге, принадлежащий Никите Хониату (ХП-ХШ вв.) охваты­вает период от правления Иоанна II Комнина (1118—1143) до времени несколько позднее взятия Константинополя латиняна­ми (1206 г.). Второе сообщение (§ 5.35.2) представляет особый интерес в отношении алан, поскольку с 1189 г. автор был пра­вителем Филиппопольской фемы.

5.35.1. Первой задачей императора Исаака II Ангела (1185—1195) после восшествия на престол было изгнание при­бывших с Сицилии (oi ЕисеЯхп) норманнов, которые незадолго перед тем захватили Фессалонику, второй город империи. 7 ноября 1185 г. его полководец Алексей Врана разбил захват­чиков на реке Струма (Етрг>цсоу), отогнав их и затруднив им по­садку на корабли: «многие из них, не найдя своих кораблей, были настигнуты в смятении блуждающими у предместий Фес-салоники и погибли различным образом, более всего от рук аланских наемников. Ибо последние, верша месть за причинен­ное теми зло когда была ими захвачена Фессалоника, не щади­ли никого из врагов, но наполнили улицы и притворы храмов их мертвыми телами. Вопрошая захваченных ими сицилийцев, где же их брат, то есть — аланский их соотечественник, кото-

q XcowdtTi<; (изд. I. Bekker CSHB XXIII1835 = PG 139 [1894] с. 320—1057); ByzLit 1430-41; ByzTurc 1270—75; Кулаковский 1899: 56.


312 ГЛАВА ПЯТАЯ

рого те убили при захвате города, [аланы] с этими словами по­ражали их своими мечами. Они даже перерезали глотки тем, кто искал убежища в церквах, спрашивая их, где был священ­ник, то есть церковнослужители, которых те люди убили, пре­небрегая тем, что вошли в святые места» 123.

Данный текст регистрирует присутствие аланских наемни­ков в Фессалонике в конце XII в.; ср. Евстафий (§ 5.24). После 'Ataxvcov, ms. В добавляет: «ибо среди жителей там было много аланов» (fjaocv yap k&toikoi ёкег rcoAAoi 'AAavol). Саркастичес­кие вопросы, задававшиеся аланами своим жертвам, вполне могли быть отражением некоторых аспектов обычая кровной мести, связанных с религиозными представлениями и осетинс­ким уголовным правом; ср. Kovalewsky 1893: 237 «apres avoir accompli la vengeance du sang, l'Ossete, d'apres Klaproth, court a la tombe de son parent, afin de lui annoncer a haute voix: 'j'ai tue ton meurtrier,' dit il, en s'adresant au defunt».

5.35.2. Второй отрывок описывает уничтожение контингента алан близ Филишгополя крестоносцами в конце августа 1189 г., во время противоборства между Исааком II Ангелом и германс­ким императором Фридрихом I Барбароссой: «вступив в бой, по­чти все эти аланы—которыми предводительствовал Феодор, сын Алексея Враны — погибли, будучи первыми и единственными, кто сражался против германцев, тогда как ромеи в страхе постыд­но бежали, не смея даже взглянуть врагу в лицо» 124.

123 Nic. Chon. Hist. 12 (изд. Bekker CSHB XXIII, p. 471 = PG 139, с 721):
лоА-Xoi 5ё цл evroxovrei; Tpvipecnv, e7nraTaAxxnfkxv6|a£voi exi ката -rf|v
0eooaXoviKT|v (Шюуш;, тюкхпропщ ёсрвегроуто, ка! ц&Алстта шб twv
ёзпко-upeov 'AXavcov. ofrroi yap avrippomx брюугв; cov Jien6v6acav fivixa
GteacaAoviicn eaAwKev, ov> (pei&b xiva; trav JtoA£|i.icov гкщфамом, хщ, 5'

rat та trav 9euov ot|ku>v щюоткха. ятооцатшу i\inkx\aav ejtepou£voi yap сгЛАацрауоцЕутх; EixeAxn)*; шо лоте о абеЯхрб;, 6 аоц<|тА£тт|1; 5T)XxxSf| 'AXav6<; 6v ката ttiv aXcooiv oX8e алектешху, en flyov аца тф Хоуф то ^tcpoq. aXka rai xobq, лроориоц^то-щ; Tejjivecnv атгёо<раттоу, лот) похк 6 латтс»; Xeyovrei;, tout' &mv охк; avrpf|Keaav ekeivoi ггрец eioecppTiKorei; ev6ov tcov vep&v.

124 Nic. Chon. Hist. 12 (изд. Bekker CSHB XXIII, p. 535 = PG 139,
с 773—76): еле! 6ё ка! о"иц.яА,акёуте<; ёц.ахо\то, oi ^ev 'AXavol ££,цуох>\1£\о\
amcov e.%ovxeq tov toO 'AA^^iou Bpava m6v tov 0e66capov щкротЗ £пеоо\

ox; \iovoi ка1 лрштог |xa%eaan.evoi тоц 'AA.a|iavot<;, oi 5ё 'Р лротрояа5т|У ка1 акЯес*;, ц^5ё ка9арсо<; £\


ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 313

Алексей Врана, победитель норманнов (§5.35.1), потерял жизнь, когда, облачившись в императорский пурпур, подвер­гал блокаде Константинополь; тем не менее, возможно, что аланы того корпуса (гауца), который возглавлял его сын Фео­дор как e^r\yo\)[xevoc,, были теми самыми, кем первый командо­вал в Фессалонике (ср. Cheynet 1990: 123 п. 6; 439 п. 68).

5.36. Феодор Аланский 125

До нас дошло послание, написанное во время патриархата Германа II (1222—1240) Феодором, епископом Алании (ёл1около<; 'AAmdoa;), адресованное Святому синоду и озаглав­ленное «После рукоположения [епископского] или Аланское» (Мета xfiv xeipotoviav fi 'AAxxvucoq). Эта эпистолярная пропо­ведь описывает пастырское путешествие, предпринятое Феодо­ром в свою митрополию (§ 5.37) и, хотя содержит некоторые интересные сведения, переполнено цитатами из Библии, Кано­нов и даже из Гомера, что зачастую делает его темным из-за беспрестанных аллегорий и метафор.

Первым этапом путешествия Феодора был Крымский полу­остров. После того, как он стал жертвой разбойников и затем некоего Цамана (Т^хцссутц;), который удерживал его как плен­ника, Феодор, несмотря ни на что, достиг Херсона, около ны­нешнего Севастополя: «близ Херсона живут аланы, столько же по своей воле, сколько и по желанию херсонесцев, словно но­вое ограждение и охрана (города). Их я увидал, и они сами ра­достно сбегались вокруг родного пастыря и окружали его. Же­лая, чтобы мы гостили у них, они оказывали нам всякие услуги. А мы воздавали им словом увещания, чтобы они жили согласно Христову званию. Они же по истине (не постыжусь сказать и да не будет это для меня проявлением малодушия) — были стадо, рассеянное по горам, пустыням и пропастям земным, не имею­щее ни стойла, ни навеса, выставленное на пожрание (диким) зверям. Не было пасущего их, хотя благовестие было для мно-

125 0e65copoq (изд. PG 140 [1865] с. 388—413;); KirchByzLit 689; ByzTurc 1324.

[места из «Аланского послания» Феодора приводятся по переводу Ю. А. Кулаковского. — прим. пер.]


314 ГЛАВА ПЯТАЯ

гих» ш. Пребывание Феодора среди этих алан, вызвало вражду к нему со стороны местного епископа Херсона: «этот старец и из давнего времени епископствовавший, считал для себя смертью, что аланы были у нас, или скорее, что мы были в Херсоне. Тот­час пошла речь о границах епархии, и что это его епископия, и что я здесь проездом и чужой. Известны эти увертки теперешних епископов, с целью прикрыть мелкодушие и зависть, чтобы не сказать — признаки их ничтожества. Они не знают ни основопо­ложных канонов, ни того, что по ним разрешается. Мы не пред­стояли во всенародном учении, не похитили рукоположения, чтобы он имел право думать, что его права нарушены. Но на вопросы некиих, быть может и алан, мы давали лишь ответы в углу (т. е. частным образом)» 127. В результате происшедшей кон­фронтации Феодор был заключен в тюрьму, доставлен на суд к синоду местного диоцеза, и принужден покинуть город: «но так как мы были беглецами в аланском селении неподалеку от Хер­сона (племя это рассеяно и простирается от Кавказских гор до ивериян, древний предел их родины; они возлюбили посылать некие многолюдные выселки, так что наполнили почти всю' Скифию и Сарматию),— то и оттуда он [Цаман] нас гнал своей злобой и своими коварствами, ища уже нашей смерти: ничего


ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 315

другого больше и не оставалось. Этот богоненавистный сделал набег и, очутившись в Херсоне, грозил войною малым аланам, если они нас не выдадут» 128. Феодору удалось бежать и среди зимы отправиться в Боспор (Boanopoq, нынешняя Керчь), под­вергшийся нападению монголов (£kv>9<xi), но тамошний прави­тель (apxcov) не пустил его в город, и ему пришлось продолжить свой путь на восток: «отец мой остался (там) среди самого не­большого числа алан, перенося всякие бедствия, бедность, по­ношения, обиды, ибо не все приемлют слово духовное, и явля­ются судьи и над теми, которые наиболее поставлены судить, и хуже того: они их осуждают» 129. После перехода через среднюю Скифию (u£gt|v Eici)9iav), через шестьдесят полных лишениями дней, Феодор увидел, наконец, свою паству (fj tcov 'AXav&v ёккА,т|сп.ос); картина, однако, была удручающей, так как его предшественник умер, а некий самозванец, родственник епис­копа Лазики, присвоил себе епископский сан, чтобы обога­щаться пребендами: «он в малое число дней открыл нам целый муравейник иереев. Этих двадцать он, говорят, посвятил, про­езжая верхом, прошептав сквозь зубы и невнятно несколько слов; слова не выходили у него из уст; других пятьдесят — насы­щаясь за трапезой и с чашей (вина) в руках, еще других — но­чью, лежа в постели» 13°. Иные из иереев пережили смену четы-



126 Theod. Alan. 6 (изд. PG 140, с. 393): ларогкогхп xfj Xepcraha ка!
'AXavol, ox>x fj'CTov 6eA/r|9evxE<; fj 8eA,f|oavTeq, dx; otov xi Jtepitetxvo|ia xamii
кос! лерирройртща. тошогх; ёуб те etSov, ка1 Jtepixctpcoq av>xoi xov raxxpiov
noipiva jtepiixpexov те ка! rapiioxavxo- рЧпЛоцеуо! те пар' amoiq fpaq
^eviaefjvai., Jtdvra ejtoiow то ёттпбеш. тщец 8ё avxeurnyonev xov xfjq
raxpouveceax; koyov, dx; av fkcoev d^iax; щс, кХт\аещ xov Хрютоб. fjoav 5e
аХт|0сск; (ov yap av aioxwoi^iriv Xeyew, цг|8ё \ioi yevovxo axpopao8ai
|длкро\|//их1а<; xivcx;) 7ioi|a.\aov ecncopmo)j.evov ец брц ка! ёртщогх; ка! (кхрабра,
огж £%о\ fidv5pav ovdt каХ/6|}т|У, etoi|xov ец кахаррсоца хоц 9тр1оц- ог> yap
fjv 6 7roi|xatva)v, ei ка1 ndkM>\ то ётихууе^ца.

127 Theod. Alan. 1 (изд. PG 140, с. 393—96): ойтсх; 6 yeptuv rai ctpxatcx;
ётпоколск; 9avatav eSo^ev, б-n тихр' цзлм 'AXavoi, fj |iaAAov oti згара Xepomvi
fmetq- ка! 6 тп<; evoptai; Axxycx; zxfibc,- каг dx; i.y%6ypioc, emoKOTtfi, mi xo що\
nocpoSevxov ка! rcapopiov xa ууюргца хаиха xcov vov emcncoTtcov xfjq
mKpov|/Dxta<; ка! xo\) cpGovou JtepiKa^.i5(i(xaxa, iva (xfi keyco каг xf\q a(ieX.XTipiai;
уусоршцаха. огбасп 5е оЬЫ. тоЪс, QEa\xoQ£xox>vxox, Kavovaq ка1 6 xi лохе
рог)Я.оцеуоц ekeivok; eaxlv ov) yap бтщоЫа xox> 5i6dcnceiv лроеохтщеу, ov
XEtpoTOvtav fpjtuoajiev, dx; 5okeiv eKetvov Ev6uxpdA.A£o9ai- ёрсоцеуоц 5ё xwnv
ioox; 'АЯауоц ёл1 ycoviaq ctT


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: