Первый отрывок связан с предшествующим текстом, излагающим историю некоего придворного фаворита, настоящего шута, который в качестве комедианта (гжокрш^) достиг высшего положения; этот актер, посмевший ухаживать за аланкой и злоумышлять против императора, получил, тем не менее, прощение (Chron. 6, 145—50). После смерти Константина (1055 г.) севаста вернулась к своему положению заложницы (Chron. 6, 155 fj u£v аерЧштт| eiq 6цтре1(Х£ а$9ц uepi5a X.eX.6-уштоа); ср. Иоанн Зонара (§ 5.30.2).
5.33. Никифор Василаки
ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 305
и его приверженцам, среди которых был Адриан Комнин, ставший патриархом Болгарии ок. 1140 г. под именем Иоанна (Лоуо<; eiq tov оерЧхатоу к/0р 'A8puxv6v).
Отцом Адриана был севастократор Исаак Комнин, племянник Исаака I (1057—1059) и брат Алексея I (1081—1118); его матерью была аланская царевна Ирина (ср. Никифор Вриен-ний § 5.34.1). Панегирик этому персонажу, отпрыску двух блистательных царских домов, начинается с восхваления его родителей. О его матери читаем: «что может заслуживать большего восхищения, величие ее народа или знатность ее происхождения? Ее народ — аланы; мать [Адриана] их царица; и как подобает аланам, древнего богатства. Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первом плодом Кавказа. Они самый воинственный народ среди кавказцев; если ты посмотришь на их множество, то найдешь отвагу, которой нет нигде более; если ты заметишь их доблесть в бою, то ни во что не поставишь мириад врагов. Ибо иные народы выделяются множеством своих сил, а другие — храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан» ш.
Чтение akavox... dAxxvotq является корректурой Гарзи вместо даваемого рукописями dX.pavot... dX-Pavotq. Этот отрывок изобилует интересными фактами: аланы, не имеющие равных в
Член кружка Иоанна II Комнина, богослов и писатель Никифор Василаки (XII в.) оставил панегирик этому императору
112 Mich. Psell. Hist. 6,153 (изд. Renauld CBB II, p. 46): кса тоге щхжщ
г\ tcov 'AXocvcov yfj tcov село Tfjq тщетёрок; 'Рсоцтц; щт&ккцато aya9fi>v
KcmVyovTO oijv vfjeq кои абвц avfiyovro <popxi5eq okca tcov roxp' fptv тцйсо\>
кой otq n&km то tcov 'Pconaicov £ntanno paoiXeiov.
113 Mich. Psell. Hist. 6, 154 (изд. Renauld CBB II, p. 46-^7): той yap
ётогх; 6ц лои ка! трц ёЕ, 'AA.avia<; лра; ttiv aePaoTfiv та-итт|\а цеграка латрахп
ecpoiTcov SepcxrcovTei;, оц 6 айтокрйтсор тайтт|У ii& вейтрот) 5evKvu<; бце-uveTvv
те ка1 |3aoiH6a ёкфитте ка1 со\юца^е.
114 NiKT|<p6pcx; BpDewioi; (изд. A. Garzya ВТ 1984); ByzLit 1124—25.
115 Niceph. Bas. In loan, episc. Bulg. 8 (изд. Garzya BTp. 32): ti yap Kai (кшцаоетса rcpoTepov, то цеуа той eOvotx; f) то urn yevovx; e7tk>T|u.ov; "AX,avoi то eGvoq, r\ ц/пттр fioxATacoa mi dx; "АХож>ц apxawnkovxoc,. тлю 8f| тойтср тер цеубЛср Ксажаскр то цеусс тог>то <p\jA,ov кса (xupuxpuXov рбскетт, ХрштоО (pair|v av eycoye Ttoiuviov ка! XkuGcov агохрхт^ кса. Коажаскуо JtpcoroXEiov ка! то (pi)A.ov Ъщ> хощ KauKcovai; (ргХожЛецог. kcxv КЬщ то 7i^fj9o<;, сокё-а ttiv dvcptav e7UCjTiTTioevi;- kcxv emyvoiric; опщ аретт|(; ёхогхп та жЛёцих, eiq X.fj9Tiv neoeiTat coi то u-opiav5pov" ot ^ev yap tcov e9vcbv ЬткфкХ'кяг rr\v KoXvnkf[Qe.ia\, а 5ё ttiv cxA.ktiv ка! то тцщ \ia.Xa4 ёц7сефол6Х£ЦОУ, nuvrcov 8' ётй ласа кекрйт^ке ка! Хрютф p.6vcp 8o\)A£iLiei. Totq yap eKeivoi) Jtavayeca
20-1031
306 ГЛАВА ПЯТАЯ
военном деле благодаря неким выдающимся качествам (dvSpla, dpexf|, акк% ср. осет.-диг. cexsarce, и. axsar «доблесть»< др.-иран. *xsa6ra-), организованы в племена или кланы (цирихргЛоу) и управляются царями (ср. р*асШоаа), которые пользуются полным превосходством среди своих соседей. Более того, христианизация, по крайней мере, правящего сословия, отразившаяся в имени матери Адриана (Eipf|vr|), обусловливает возможность политического и военного альянса с Византией.
5.34. Никифор Вриенний "6
Кесарь Никифор Вриенний (1062—1137) начал писать по просьбе своей тещи, императрицы Ирины Дукены историю ("YA/n 1атор1сс<;) правления Алексея I Комнина (1081—1118). Смерть оставила незавершенной эту работу, хотя его жена, Анна Комнина (§ 5.21) впоследствии ее продолжила. Четыре сохранившихся книги, в которых освещается период 1070— 1079 гг., известны только по editioprinceps П. Поссина (1661 г.), основанному на единственном манускрипте, ныне утерянном.
5.34.1. Когда император Роман IV Диоген (1068—1071) был разгромлен и взят в плен Алп Арсланом в сражении у армянского города Манцикерта (то Ma^iicepTov) 19 августа 1071 г., его противники воспользовались этим, чтобы венчать на царство Михаила VII Дуку (1071—1078) "7. Турки, однако, освободили Романа, и началась гражданская война, которая завершилась лишь когда последний был захвачен и ослеплен, несмотря на обещанную ему неприкосновенность; вскоре после этого он скончался: «василевс Михаил, избавившись от Диогена, возвратил куропалатиссу Анну — упоминавшуюся выше как мать Комнинов — из ссылки вместе с ее сыновьями, и породнился с ними посредством брачного союза; поскольку он сам до этого
116 Nuaicpopoq Bpuewux; (изд. A. Meineke CSHB XXVI 1836 = PG 127
[1864] с. 24—216); ByzLit I 394—400; ByzTurc 1269—70.
117 Согласно некоторым мусульманским источникам (Имад ал-Дин,
ал-Фарихи), аланские войска сражались на стороне византийцев при
Маназкерте (ср. Cahen 1934: 629).
ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 307
взял в жены Марию, всемогущую дочь правителя Грузии, он выдал замуж ее племянницу, Ирину, дочь владетеля Алании, за Исаака, старшего сына куропалатиссы, с целью установить брачные связи» "8.
Куропалатисса — Анна Далассина, вдова Иоанна, брата императора Исаака I Комнина (1057—1059), низложенного Дукой, и мать Алексея и Исаака; об Eip4vr| (§ 5.40), дочери правителя Алании (urn 'Ataxviaq e^otxna^ovToq), см. Никифор Васи-лаки (§ 5.33); Кулаковский 1899: 55 прим. 4. Его тетка Мария также была дочерью аланской принцессы, вышедшей замуж за царя Баграта IV (ср. Анна Комнина § 5.21.1).
5.34.2. После катастрофы под Манцикертом турки Алп Ар-слана под предлогом мести за Диогена разграбили всю византийскую Анатолию и в одном из сражений захватили в плен Исаака Комнина. Его брат Алексей выкупил его, но на обратном пути к Никомедии, после переправы через реку Сангарий, они подверглись нападению двух сотен турок. Вриенний вспоминает в деталях этот эпизод, который датируется началом правления Михаила: «один из аланских наемников, бывших с благородным Исааком, по имени Арават, видя множество варваров, стремительно нападающих с неистовой яростью, рассудил, что братья, одни с немногими воинами, подвергаются всяческой опасности. Опасаясь, чтобы с одним из них не приключилось какой беды, он призвал товарища, по имени Хаскарис, бывшего под началом у Алексея Комнина, вместе с ним сойти с лошадей и стрелами встретить врагов. Ибо будет постыдно,— сказал он,— если благородные и отважнейшие мужи подвергнутся опасности в присутствии аланов, позор падет тогда на весь аланский народ! Так сказал он, но другой отверг его замысел, как скорее неразумный, нежели смелый, ибо они, поступив
118 Niceph. Bryenn. 2, 1 (изд. Meineke CSHB XXVI, p. 56 = PG 127, с. 92): 6 5ё РосЛет^ MixcxfiA, too Auryevoix; алюХкщехс, xr\v когэрожЛатитсау "Awav, r\v о \&(oq (pedoai; ё5г|Х.соое цт|тёра x&v К<щщш\, crov тоц uiicn. щс, ■wrepopiaq avaKaXeitm ка1 6ia кт^кпх; оготой; есажр оисеюшаг уцюс, yap ambq rcporepov tfiv жхукрсаеиху too ipfpcov Korrtxpxovroq Gwyatdpa Maplav Tf|v EKeivrii; ifyt№kq>T\v Eipf|vr|v Tf)v виуатёра тоО 'Akavwuc, e^owia^ovnx; тф лресРитфср t<bv raxiScov xfjq коирояаХашхп]!; loacmxp лрсх; убцкт koivcovuxv
308 ГЛАВА ПЯТАЯ
таким образом, подвергнутся опасности без всякой пользы для своих господ, так как местность была равнинная и открытая. "Но если ты веришь мне,— сказал он,— будучи неподалеку от теснины и добравшись туда, мы спешимся и отважно бросимся в бой, и таким образом прославим свой народ и послужим нашим начальникам". [13] Так сказал Хаскарис; но Арават, преисполненный высокомерия перед ним — ибо был варваром — тотчас сошел с коня и, ударив ее хлыстом, чтобы она следовала за отходившими, занял оборонительную позицию на плоскости. Турки, пораженные неожиданностью этого зрелища, недоумевали, что все это значит. В руке у него было легкое копье, которым он пронзил грудь первого из нападавших, сбив его с лошади. Один из врагов пустил в него стрелу и ранил его в правую руку; но, вытащив ее из раны, [Арават] отомстил варвару тем же оружием, подобно Брасиду в былые времена. Варвары, устрашенные его мужеством, отошли на расстояние, и он, воспользовавшись этим, поднялся на крышу и оттуда осыпал их своими стрелами. Между тем остальные [его товарищи] уже подходили к теснине. Тогда варвары, оставив его, бросились на них с величайшей стремительностью. Но Алексей Комнин, обратившись назад с немногими из своих своих людей, первый поразил одного из них, а Хаскарис, о котором мы прежде упомянули, ранил в спину другого. Объятые великим страхом, [турки] отступили, оставили их, и они, немного отойдя, спешились и встали лагерем в безопасном месте. По наступлении ночи подошел к ним и тот алан, что первым сошел со своего коня; и все они были спасены, никто из них не был взят в плен или убит» "9.
119 Niceph. Bryenn. 2, 12—13 (изд. Meineke CSHB XXVI, p. 70—72 = PG 127, с. 113—16): 'Afaxvbq 5ё xiq tcov em цктвф cruvovrcov тф yewaicp laaairicp, 'Ароф&тг)<; то ovop.a, rnv bp\ii\\ oti nteiavtyv Qeaaa\i£\oq tcov Pappapcov iced щ цета афобрш; хщ рг>цт1<; inr\ecav ка1 xovq aSeXxpoix; otv p.6voi 5uxiav5i)V£i)oixn cruv оНуоц, бешсц ц/п ti tcov avtiKecTcov tovkqv ci)|4kxi.T| -uvi, tov EToapov ф Хаакарт|<; оуоцос гото тф Kofwivft 'AAe^ico тарексЛег ljuv аитф yeveoQai, кот. ацсрсо tcov tinccov акфцчсп mi eiti тог*; жЛецюгх;. oriaxpov yap &pT|OEV ei 'Ataxvcov ё\тагЮа Jtapovrcov roxpaKivSuveaxnxnv avSpeq euyevetq те ml apiGTOV SveiSa; yap av абтсо racav e£ei то yevoq tcov 'AAxxvcov. ог^тсо niv oviv EKetvoq ё.щ, о 5ё if|v
ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 309
5.39) и Хасгкарг|<; (§ 5.50) — первые аланские наемники, упоминаемые византийскими источниками и предвестники той важной роли, которую они играли на протяжении всего правления династии Комнинов (1081—1185). Этот текст, который представляет их как всадников, вооруженных луком (ср. xo^etieiv) и «коротким» или легким копьем фра%Ъ PeA,oq), отражает идеал воинской доблести (осет.-диг. oexsar, ср. ИЭСОЯ IV 224—5; Никифор Василаки § 5.33) и преданности вождю, в данном случае подкрепленной женитьбой Исаака на Ирине Аланской (ср. § 5.34.1). Не поступать в соответствии с этим идеалом было бы стыдом (aia%pov) и позором (oveiixx;) не только для них, но для всего их рода (cbrav то yevoq): в общем, ср. Кулаковский 1899: 55—56 прим 1; Vernadsky 1959: 41—42.
5.34.3. Предводитель норманских наемников Русель Бейль-ский (ОирсгёАлсч;), поднявший мятеж против Михаила VII, был разбит и взят в плен у Никомедии турецким предводителем
сотелёцлето ох; ог> cweTfiv цаМ-ov f\ xok\ir\pav amwbc, те уар KivS'uve'Oaai. ойтсо брастауток; Kdicetvovx; (XT)8ev -п. ёк тошоа) Jtpooe<pet>petv тои ovficaoGav, осте оцаХ-си ovzoc, тои толои ка1 JteSivofi. "aXk' ei т! \хл nei&rf, cpT|aiv, "enei гуущ nov tcov OTevamcov л5т\ yeyovajxev, e7tei5av ёке1ое (pG&oconev, алоРпасоцеба tcov inraov ка! yevvaicoi; aycovloaoeai. oitetioco|i.ev, ка1 ошсо то те yevoq Tt|i.rioo^ev ка! тогх; беалото^ 6vr|oonev". [13] хата о Хааксхрт|<; e^eyev. 6 5е 'АраЭаттц; p4xpp4xpiKCoq ец aUTov e^Dppiocx<; evObq тог) аяеРт), ка1 тр \i6xsxiji toOtov nXvfeaq, йоте ёяеовоа тоц cwtioOcnv, avxbc, ev тт| Jte8id5v. oi 5e Тойрког тф жхрасю^со xf\q 6eaq кахапХауё\гщ finopouv б ti кш efr| то Spco^evov. Ppax\i yow PeXoq et^ev ev Tfl xeipi. tov yow JtpcoTcoi; emovTa (i6:XX£i ката tcov oTepvcov тф тотф ка1 гШк, toutov KaxaPaXkei той 'innov. dcpeiq 5ё тц PeX.oq (ШАег тошог) xr\v fcfyav о 5' eKev9ev то PeXoq ЁХкпсас, аг>тф xomto tov PapPapov, кабатгер 6 BpaoiSou; nalax, finwaTo. oi yow fkippapoi 8eioavTe5 amoi) то yewatov ppaxu ti toutou Sieo-rnoav. 6 8' dSeicu; Xaponevoq em. ti Scona-nov dvep4xive KaKeiGev awoix; тоц то^етЗцасяу ё|ЗаА.А£, ка! тог^ Ахштой; et%ov r$ix\ та oTevcoTta tcov Xcoptcov. KaTaX.ut6vre<; oi5v eKetvov oi pdpPapoi цета ocpo5poTUTT|i; рщщ^ eKeivoiq eiifieoav. 6 5e Ko|i.vriv6q "АЩуос, i)7tooTpevj/a(; ^\)v oXiyoiq tcov ацср' awov JtpcoTOi; eva Tomcov катё|}аА£. ка1 6 Хасткарт)!;, ob JtpcoTov 6 ^.oyoq ёц\т|ст9т1, ката tcov neTcappevcov eTpcooev eTepov. форЧо ouv цеубЛю cruaxeBevreq, dcpevrei; amoix; ave%cbpouv. oi 8e oWyov Pa6iaavre<;, dOTOpavrei; tcov i^jkov dv ico ecrKTivow. vdktoi; 5 ' eitiyevonevTiq Kai 6 Jipiv алоРок; той innov г>той; катеХйцРа\«. ка17и5суте<; 6цо<) Sieocberioav, цсов' aXovrcx; цт|те eavovrcx; -nva;.
310 ГЛАВА ПЯТАЯ
Артухом ('Артстх), служившим императору, но был выкуплен своими людьми и вернулся в свои владения в бёца 'АрЦ£\аак6п>, откуда опустошал соседние области: «Узнав о том, василевс Михаил послал Никифора Палеолога к правителю Алании с тем чтобы привести оттуда наемное войско. Последний, отправившись и собрав там около шести тысяч воинов, прибыл к Понту и пытался отражать набеги Руселя. Когда же аланы потребовали условленной платы, он, не имея чем заплатить, был вынуждаем сразиться с Руселем прежде, чем аланы вернутся к себе. Но они настоятельно требовали своей платы и, так как [Палеолог] был не в состоянии дать им обещанного, все повернули назад, и только немногие остались. Вступив в сражение, Русель обратил их в бегство и немалое число перебил, остальные же благополучно добрались до городов Понта» 120. Тогда, в качестве последнего резерва, против Руселя был послан молодой Алексей Комнин с немногочисленным войском и еще меньшим количеством денег: «Пройдя Понт Пафлагонский, он прибыл к Амасии, где нашел спасшихся аланов, числом не более ста пятидесяти, и сдерживал врага, многократно нападая и побеждая его» т.
В конечном итоге норманн был пленен и передан Алексею другим турецким вождем, по имени Тохп&х (согласно Byz Turk II 72, 328, вероятно, та же личность, что и *Артух). Мятеж Руселя мо-
120 Niceph. Bryenn. 2, 19 (изд. Meineke CSHB XXVI, p. 83—84 = PG
127, с. 125): 6 Ы\ \x.aQwv о fkxcnAevx; Mixaf)X tov naA.oaoA.6yov Nuajcpopov ярсх;
tov apxovra 'AA,avia<; ёкяёяоцфеу a^ovra стростеица jucrikxpopov. о 5ё
mteABcbv кса axpaxov etceiGev dvaA.afkbv тер! лох» \щ е£ yikxa&ac, tov IIovtov
катаАцфЕ mi хщ орцск; тог> ОйроеАлог) dvaoxeXXeiv аяетефато. tcov 8'
'AA.avfi>v &шхшпла«л> tov оицфсоулвёуга [iioGov, ercei \п\ sX%zv eiceivcx;
■qvayKdoeii щ ОйроеАлф TtpoofkxA^tv яро xov> nakivoaxr\cai той; 'AAxxvotx;.
аХк' omoi eveKeivxo той; цшвой; алоато'Оутв;, 6v 5т| roxpaoxevv eKeivot) цт|
71ёсттрефоу aitavceq, 6A.tycov 5т|А.а5т) KataX^wpeevrcov. otq 8fi Kai 6 OvpaeXioc, ётреуатб те тотЗтоах; каг огж оАгуогх; dvetXev amcov, oi 5ё tanrcoi eiq xac, тоь П6\аои 8i£a(beri<rav 7юА£Ц.
121 Niceph. Bryenn. 2, 20 (изд. Meineke CSHB XXVI, p. 84 = PG 127,
с 128): SieMkbv Ы tov ev ПомрХауоуц» riovrov itepi tfiv 'Ацаоеиху y^yove, Kai
той; лершсовёутш; x&\ "A^avrav evpmv ox> j&eioix; ёкатоу Jtpoq Toti;
nevrriKovTa ovrai;, тог^ 7юХецюгх; dvecreAAe тюХк&щ, \ikv amotq щюсфаХлЬх,
хосахп&ки; 8' iy
ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 311
жет быть датирован приблизительно 1072/3 гг. и продолжался около двух лет (ср. Cheynet 1990:78—79 п° 97; С. М. Brand ODB III 1814—15). Это единственный засвидетельствованный случай набора «наемных войск» (атростеица цювосрброу) в Алании, кроме того, переговоры о нем велись с царем этой страны (6 ap%(ov 'AAavioa;). В повествовании Анны Комнины об этих событиях аланы не упоминаются, однако там содержится указание на «более подробный» (iiXjarbxepov) пассаж; ср. Кулаковский 1899: 56 прим. 2. Эти события должны были иметь место до столкновения братьев Комнинов с турками (§ 5.34.2), так как они, по-видимому, обозначают terminus post quern приема алан на службу Византии.
5.35. Никита Хониат 122
Исторический труд (mss. Xpovucn бпугпоц) в двадцати одной книге, принадлежащий Никите Хониату (ХП-ХШ вв.) охватывает период от правления Иоанна II Комнина (1118—1143) до времени несколько позднее взятия Константинополя латинянами (1206 г.). Второе сообщение (§ 5.35.2) представляет особый интерес в отношении алан, поскольку с 1189 г. автор был правителем Филиппопольской фемы.
5.35.1. Первой задачей императора Исаака II Ангела (1185—1195) после восшествия на престол было изгнание прибывших с Сицилии (oi ЕисеЯхп) норманнов, которые незадолго перед тем захватили Фессалонику, второй город империи. 7 ноября 1185 г. его полководец Алексей Врана разбил захватчиков на реке Струма (Етрг>цсоу), отогнав их и затруднив им посадку на корабли: «многие из них, не найдя своих кораблей, были настигнуты в смятении блуждающими у предместий Фес-салоники и погибли различным образом, более всего от рук аланских наемников. Ибо последние, верша месть за причиненное теми зло когда была ими захвачена Фессалоника, не щадили никого из врагов, но наполнили улицы и притворы храмов их мертвыми телами. Вопрошая захваченных ими сицилийцев, где же их брат, то есть — аланский их соотечественник, кото-
q XcowdtTi<; (изд. I. Bekker CSHB XXIII1835 = PG 139 [1894] с. 320—1057); ByzLit 1430-41; ByzTurc 1270—75; Кулаковский 1899: 56.
312 ГЛАВА ПЯТАЯ
рого те убили при захвате города, [аланы] с этими словами поражали их своими мечами. Они даже перерезали глотки тем, кто искал убежища в церквах, спрашивая их, где был священник, то есть церковнослужители, которых те люди убили, пренебрегая тем, что вошли в святые места» 123.
Данный текст регистрирует присутствие аланских наемников в Фессалонике в конце XII в.; ср. Евстафий (§ 5.24). После 'Ataxvcov, ms. В добавляет: «ибо среди жителей там было много аланов» (fjaocv yap k&toikoi ёкег rcoAAoi 'AAavol). Саркастические вопросы, задававшиеся аланами своим жертвам, вполне могли быть отражением некоторых аспектов обычая кровной мести, связанных с религиозными представлениями и осетинским уголовным правом; ср. Kovalewsky 1893: 237 «apres avoir accompli la vengeance du sang, l'Ossete, d'apres Klaproth, court a la tombe de son parent, afin de lui annoncer a haute voix: 'j'ai tue ton meurtrier,' dit il, en s'adresant au defunt».
5.35.2. Второй отрывок описывает уничтожение контингента алан близ Филишгополя крестоносцами в конце августа 1189 г., во время противоборства между Исааком II Ангелом и германским императором Фридрихом I Барбароссой: «вступив в бой, почти все эти аланы—которыми предводительствовал Феодор, сын Алексея Враны — погибли, будучи первыми и единственными, кто сражался против германцев, тогда как ромеи в страхе постыдно бежали, не смея даже взглянуть врагу в лицо» 124.
123 Nic. Chon. Hist. 12 (изд. Bekker CSHB XXIII, p. 471 = PG 139, с 721):
лоА-Xoi 5ё цл evroxovrei; Tpvipecnv, e7nraTaAxxnfkxv6|a£voi exi ката -rf|v
0eooaXoviKT|v (Шюуш;, тюкхпропщ ёсрвегроуто, ка! ц&Алстта шб twv
ёзпко-upeov 'AXavcov. ofrroi yap avrippomx брюугв; cov Jien6v6acav fivixa
GteacaAoviicn eaAwKev, ov> (pei&b xiva; trav JtoA£|i.icov гкщфамом, хщ, 5'
rat та trav 9euov ot|ku>v щюоткха. ятооцатшу i\inkx\aav ejtepou£voi yap сгЛАацрауоцЕутх; EixeAxn)*; шо лоте о абеЯхрб;, 6 аоц<|тА£тт|1; 5T)XxxSf| 'AXav6<; 6v ката ttiv aXcooiv oX8e алектешху, en flyov аца тф Хоуф то ^tcpoq. aXka rai xobq, лроориоц^то-щ; Tejjivecnv атгёо<раттоу, лот) похк 6 латтс»; Xeyovrei;, tout' &mv охк; avrpf|Keaav ekeivoi ггрец eioecppTiKorei; ev6ov tcov vep&v.
124 Nic. Chon. Hist. 12 (изд. Bekker CSHB XXIII, p. 535 = PG 139,
с 773—76): еле! 6ё ка! о"иц.яА,акёуте<; ёц.ахо\то, oi ^ev 'AXavol ££,цуох>\1£\о\
amcov e.%ovxeq tov toO 'AA^^iou Bpava m6v tov 0e66capov щкротЗ £пеоо\
ox; \iovoi ка1 лрштог |xa%eaan.evoi тоц 'AA.a|iavot<;, oi 5ё 'Р лротрояа5т|У ка1 акЯес*;, ц^5ё ка9арсо<; £\
ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 313
Алексей Врана, победитель норманнов (§5.35.1), потерял жизнь, когда, облачившись в императорский пурпур, подвергал блокаде Константинополь; тем не менее, возможно, что аланы того корпуса (гауца), который возглавлял его сын Феодор как e^r\yo\)[xevoc,, были теми самыми, кем первый командовал в Фессалонике (ср. Cheynet 1990: 123 п. 6; 439 п. 68).
5.36. Феодор Аланский 125
До нас дошло послание, написанное во время патриархата Германа II (1222—1240) Феодором, епископом Алании (ёл1около<; 'AAmdoa;), адресованное Святому синоду и озаглавленное «После рукоположения [епископского] или Аланское» (Мета xfiv xeipotoviav fi 'AAxxvucoq). Эта эпистолярная проповедь описывает пастырское путешествие, предпринятое Феодором в свою митрополию (§ 5.37) и, хотя содержит некоторые интересные сведения, переполнено цитатами из Библии, Канонов и даже из Гомера, что зачастую делает его темным из-за беспрестанных аллегорий и метафор.
Первым этапом путешествия Феодора был Крымский полуостров. После того, как он стал жертвой разбойников и затем некоего Цамана (Т^хцссутц;), который удерживал его как пленника, Феодор, несмотря ни на что, достиг Херсона, около нынешнего Севастополя: «близ Херсона живут аланы, столько же по своей воле, сколько и по желанию херсонесцев, словно новое ограждение и охрана (города). Их я увидал, и они сами радостно сбегались вокруг родного пастыря и окружали его. Желая, чтобы мы гостили у них, они оказывали нам всякие услуги. А мы воздавали им словом увещания, чтобы они жили согласно Христову званию. Они же по истине (не постыжусь сказать и да не будет это для меня проявлением малодушия) — были стадо, рассеянное по горам, пустыням и пропастям земным, не имеющее ни стойла, ни навеса, выставленное на пожрание (диким) зверям. Не было пасущего их, хотя благовестие было для мно-
125 0e65copoq (изд. PG 140 [1865] с. 388—413;); KirchByzLit 689; ByzTurc 1324.
[места из «Аланского послания» Феодора приводятся по переводу Ю. А. Кулаковского. — прим. пер.]
314 ГЛАВА ПЯТАЯ
гих» ш. Пребывание Феодора среди этих алан, вызвало вражду к нему со стороны местного епископа Херсона: «этот старец и из давнего времени епископствовавший, считал для себя смертью, что аланы были у нас, или скорее, что мы были в Херсоне. Тотчас пошла речь о границах епархии, и что это его епископия, и что я здесь проездом и чужой. Известны эти увертки теперешних епископов, с целью прикрыть мелкодушие и зависть, чтобы не сказать — признаки их ничтожества. Они не знают ни основоположных канонов, ни того, что по ним разрешается. Мы не предстояли во всенародном учении, не похитили рукоположения, чтобы он имел право думать, что его права нарушены. Но на вопросы некиих, быть может и алан, мы давали лишь ответы в углу (т. е. частным образом)» 127. В результате происшедшей конфронтации Феодор был заключен в тюрьму, доставлен на суд к синоду местного диоцеза, и принужден покинуть город: «но так как мы были беглецами в аланском селении неподалеку от Херсона (племя это рассеяно и простирается от Кавказских гор до ивериян, древний предел их родины; они возлюбили посылать некие многолюдные выселки, так что наполнили почти всю' Скифию и Сарматию),— то и оттуда он [Цаман] нас гнал своей злобой и своими коварствами, ища уже нашей смерти: ничего
ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ 315
другого больше и не оставалось. Этот богоненавистный сделал набег и, очутившись в Херсоне, грозил войною малым аланам, если они нас не выдадут» 128. Феодору удалось бежать и среди зимы отправиться в Боспор (Boanopoq, нынешняя Керчь), подвергшийся нападению монголов (£kv>9<xi), но тамошний правитель (apxcov) не пустил его в город, и ему пришлось продолжить свой путь на восток: «отец мой остался (там) среди самого небольшого числа алан, перенося всякие бедствия, бедность, поношения, обиды, ибо не все приемлют слово духовное, и являются судьи и над теми, которые наиболее поставлены судить, и хуже того: они их осуждают» 129. После перехода через среднюю Скифию (u£gt|v Eici)9iav), через шестьдесят полных лишениями дней, Феодор увидел, наконец, свою паству (fj tcov 'AXav&v ёккА,т|сп.ос); картина, однако, была удручающей, так как его предшественник умер, а некий самозванец, родственник епископа Лазики, присвоил себе епископский сан, чтобы обогащаться пребендами: «он в малое число дней открыл нам целый муравейник иереев. Этих двадцать он, говорят, посвятил, проезжая верхом, прошептав сквозь зубы и невнятно несколько слов; слова не выходили у него из уст; других пятьдесят — насыщаясь за трапезой и с чашей (вина) в руках, еще других — ночью, лежа в постели» 13°. Иные из иереев пережили смену четы-
126 Theod. Alan. 6 (изд. PG 140, с. 393): ларогкогхп xfj Xepcraha ка!
'AXavol, ox>x fj'CTov 6eA/r|9evxE<; fj 8eA,f|oavTeq, dx; otov xi Jtepitetxvo|ia xamii
кос! лерирройртща. тошогх; ёуб те etSov, ка1 Jtepixctpcoq av>xoi xov raxxpiov
noipiva jtepiixpexov те ка! rapiioxavxo- рЧпЛоцеуо! те пар' amoiq fpaq
^eviaefjvai., Jtdvra ejtoiow то ёттпбеш. тщец 8ё avxeurnyonev xov xfjq
raxpouveceax; koyov, dx; av fkcoev d^iax; щс, кХт\аещ xov Хрютоб. fjoav 5e
аХт|0сск; (ov yap av aioxwoi^iriv Xeyew, цг|8ё \ioi yevovxo axpopao8ai
|длкро\|//их1а<; xivcx;) 7ioi|a.\aov ecncopmo)j.evov ец брц ка! ёртщогх; ка! (кхрабра,
огж £%о\ fidv5pav ovdt каХ/6|}т|У, etoi|xov ец кахаррсоца хоц 9тр1оц- ог> yap
fjv 6 7roi|xatva)v, ei ка1 ndkM>\ то ётихууе^ца.
127 Theod. Alan. 1 (изд. PG 140, с. 393—96): ойтсх; 6 yeptuv rai ctpxatcx;
ётпоколск; 9avatav eSo^ev, б-n тихр' цзлм 'AXavoi, fj |iaAAov oti згара Xepomvi
fmetq- ка! 6 тп<; evoptai; Axxycx; zxfibc,- каг dx; i.y%6ypioc, emoKOTtfi, mi xo що\
nocpoSevxov ка! rcapopiov xa ууюргца хаиха xcov vov emcncoTtcov xfjq
mKpov|/Dxta<; ка! xo\) cpGovou JtepiKa^.i5(i(xaxa, iva (xfi keyco каг xf\q a(ieX.XTipiai;
уусоршцаха. огбасп 5е оЬЫ. тоЪс, QEa\xoQ£xox>vxox, Kavovaq ка1 6 xi лохе
рог)Я.оцеуоц ekeivok; eaxlv ov) yap бтщоЫа xox> 5i6dcnceiv лроеохтщеу, ov
XEtpoTOvtav fpjtuoajiev, dx; 5okeiv eKetvov Ev6uxpdA.A£o9ai- ёрсоцеуоц 5ё xwnv
ioox; 'АЯауоц ёл1 ycoviaq ctT