Арабские источники

6.1. Аланы и ислам

Когда в середине VII в. первые арабские завоеватели достиг­ли Восточного Закавказья, Кавказ представлял собой раздели­тельную линию между миром кочевников на севере и древними оседлыми цивилизациями на юге, равно как и между греческой культурой на западе и иранской на востоке. На пути распрост­ранения ислама оказались с одной стороны — могущественная тюркская империя иудеев-хазаров, а с другой— христианские царства Армении и Грузии, поддерживаемые Византией. Та­ким образом Кавказ на целые столетия стал, и остается по сей день, одним из главных полей сражений между крупнейшими монотеистическими религиями и одной из северных границ му­сульманского мира. Как только арабское господство над тер­риторией современного Азербайджана и городом-крепостью Дербент (Bab al-Abwdb "Ворота ворот") было установлено, арабские исследователи, торговцы и миссионеры, несмотря на все трудности, стали пересекать безопасные границы исламского мира (mamlakatal-Islam), основали общины во владениях неверных и доставили первые сведения о дальнем севере, дотоле неведомом. Арабские литературные источники III—VIII вв. х. / IX-XIV вв.1 содержат изобильные сведения об аланах (j*5U I al-Lari), ошибочно вместо (^i I A Ian; ^Ji I al-As, ^aH I al-As)2, рассказывающие нам о неприступной крепости Дарья-ла Bab al-Lan ("Аланские ворота"), о могущественном и часто агрессивном аланском царстве конца первого тысячелетия и его постепенном упадке под ударами монголов.

1 Двойная датировка в этой главе всегда указывает на первом месте
год или столетие хиджры (начиная с 20 сентября 622 г. н. э.), а затем соот­
ветствующий год или столетие христианского летоисчисления; в данном
случае, например, III-VIII вв. хиджры и IX-XIV вв. н. э.

2 Ср. W. Barthold-[V. Minorsky] ЕР I [1960] 354 s. v. Alan.


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 323

АРАБСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

6.2. Аланы в арабской географической традиции III-IVIIX-X вв.ъ

Появление «географии» (араб, surat al-ard = греч. у арабов вне пределов, определенных коранической герменев­тикой, является результатом перевода на арабский язык индий­ских, персидских и греческих научных трудов, поощрявшихся со времен царствования аббасидского халифа Абу Джафара ал-Мансура (135—158 г. х. / 753—775). Это сделало возможным для образованных людей ознакомление с работой Птолемея (§ 3.15), которая была объектом различных переводов и адап­тации (Kitab Surat al-ard) Мухаммадом б. Мусой ал-Хорезми (ум. после 232 г. х. / 847 г.), основой арабской географии, — так же как и с греческой системой климатов (греч. кАлцатос, араб. aqallm, ед. ч. iqlTm) и иранской — кешваров (kesvar). С середи­ны III в. х. / IX в. уже накопленные знания использовались для создания работ практического направления (главным образом с названиями Kitab al-Masalik wa'1-mamalik "Книга путей и царств" или Kitab al-Buldan "Книга стран"), которые рассказы­вали путешественнику о топографии и дорогах в державе Аб-басидов (mamlakat al-Islam), и могут быть классифицированы по двум главным школам:

— иракская школа, занимавшаяся изучением всего извест­ного мира, хотя наиболее подробно описывавшая страны му­сульманского мира; представлена Ибн Хордадбехом, ал-Йаку-би, Ибн Руста (§ 6.15), Ибн ал-Факихом, ал-Масуди (§ 6.18) и анонимной персидской географией Hududal-'dlam (§ 11.9)4;

3 Обзор см.: F. Taeschner EL2l\ [1965] 575—84 s. v. Djughrafiya; Miquel
1967—88 [I] passim. Что касается изучения сведений о Кавказе, даваемых
всеми этими авторами, весьма ценным является TAVO В VII 16
("Armenien und Georgien im 10. und 11. Jahrhundert").

4 Авторы иракской школы (для Ибн Руста, Ал-Масуди и Hudud al-
'alam,
см. выше):

— Ибн Хордадбех; Абу'л-Касим 'Убайд Аллах б. 'Абд Аллах (var. Ахмад); изд. М. J. de Goeje, Kitab al-Masalik wa 'l-mamalik (= BGA VI), Leiden 1889; cp. M. Hadj-Sadok, EP III [1971] 839—40.

21*


324 ГЛАВА ШЕСТАЯ

— школа Абу Зайда Ахмада б. Сахля ал-Балхи, занимавша­яся исключительно исламским миром и лишь попутно — гра­ничащими с ним регионами; представлена самим ал-Балхи и его последователями ал-Истахри, Ибн Хаукалом и ал-Мукад-даси5.

6.2.1. Пассажи об аланах в сочинениях авторов иракской школы:

(а) Среди 360 «ворот» (abwdb) Кавказа (gabal al-Qabq), укреплений при горных проходах, мы встречаем Баб Сул (Дер­бент), Баб ал-Лан (Дарьял), Баб ал-Шабиран, Баб Ладика, Баб

ал-Йакуби, Ахмад б. Аби Йакуб б. Джафар б. Вааб б. Вадих ал-
Катиб ал-'Аббаси; изд. М. J. de Goeje, Kitab al-Buldan (= BGA VII), Leiden
1892; ср. С Brockelmann, EP IV [1934] 1215—16.

— Ибн ал-Факих ал-Хамадани; изд. М. J. de Goeje, Kitab al-Buldan
(= BGA V), Leiden 1885; ср. Н. Masse, ЕРШ. [1971] 761—62.

5 Авторы школы ал-Балхи (его работа под названием Suwar al-aqallm "Таблица климатов" не сохранилась):

— ал-Истахри, Абу Исхак Ибрахим б. Мухаммад ал-Фариси ал-Кар-
хи; изд. М. J. de Goeje, Kitab al-Masalik wa'l-mamalik (= BGA I), Leiden
19272; cp. A. Miquel, EP IV [1978] 222—23.

— Ибн Хаукал, Абу'л-Касим б. Али ал-Насиби; изд. М. J. de Goeje,
Kitab al-Masalik wa'l-mamalik (= BGA II), Leiden 1872 (более известно, как
Kitab §urat al-ard); франц. пер. J. H. Kramers и G. Wiet, Ibn Hauqal.
Configuration de la terre,
I—II, Beirut-Paris 1964; cp. A. Miquel, EP [1971]
786—88.

— ал-Мукаддаси, Шамс ал-Дин Абу 'Абд Аллах Мухаммад б. Ахмад
б. Аби Бакр ал-Банна ал-Шами; изд. М. J. de Goeje, Kitab Ahsan al-taqasim
fi ma'rifat al-aqallm
("Налучшее распределение сведений о провинци­
ях" = BGA III), Leiden 19062; англ. пер. G. S. A. Ranking и R. F. Azoo
Bibliotheca Indica 1—4, 1897—1910 (репринтное изд. F. Sezgin, Frank-
furta. M. 1989); cp. A. Miquel, EP VII [1991] 492—93.

Работы школы ал-Балхи являются, в основном, комментариями к картам; Н. Mzik, Al-Istabrl und seine Landkarten im Buch Suwar al-akallm, Wien 1965, исследование карт Cod. Mixt. 344 из Osterreichische Na-tionalbibliothek (персидский пер. ал-Истахри); Allan можно найти на "Karte I" ("Weltkarte") sub 45 и на "Karte VII" ("Meer von Rum") sub 14 (cp. p. 22,47); см. также "области аланов" (nawahlal-Lari) и дальний север на карте 15 sub 5 из перевода Ибн Хаукала Kramers-Wiet (surat Armimyah wa-Adarbaygan wa 7 -Ran) -TAVOBS2.


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 325

Барика, Баб Самсахи, Баб Сахиб ал-Сарир, Баб Филаншах, Баб Карунан, Баб Табарсараншах, Баб Лираншах и Баб Ануширван (о происхождении этих ворот см. ал-Баладури § 6.5.1)б.

(b) Аббасидский халиф ал-Васик биллах (227—232 г. х. /
842—847), узнав, что «в стене, воздвигнутой Александром меж­
ду нами и Гогом и Магогом» (bind' dul-Qarnayn bainna wa-bain
Ydgug wa-Mdgug)
есть трещина, послал для обследования это­
го повреждения переводчика (al-turgumdn) Саллама, который
мог говорить на тридцати языках. На протяжении своих стран­
ствий, вплоть до двора хазарского царя (Tarhdn malik al-Hazar),
Саллам получал охранные грамоты для проезда через кавказ­
ские земли, находившиеся под управлением Исхака б. Исмаи-
ла, в то время арабского правителя Армении {sahib al-Ar­
mimyah),
и наместника в Тбилиси (Taflls), и далее через земли,
подвластные повелителям аварцев (sahib al-Sarlr), аланов
(malik al-Ldri) и филаншаху (Fildn sdh: что касается j'>Lj FTldn,
это, возможно, метатеза из арм. Lp'ink'& Plin. Nat. 6,29 Lupenii,
ср. Minorsky 1937:454 п. 1; 1958: 100—101; Miquel 1967—88 [II]:
262 п. 3)7.

(c) Царство дагестанских аварцев находится между алана­
ми и Дербентом (mamlakat sahib al-Sarlr bain al-Ldn wa-Bdb al-
Abwdb)
8.

(d) Завоевание Аланских Ворот (Bab al-Ldn) было осуще­
ствлено Йазидом б. Усайдом ал-Сулами; ср. ал-Баладури
(§ 6.5.2)9.

(e) На горе Кавказ (gabal al-Qabq), которая находится ря­
дом с Грузией (bildd al-Rum), граница хазаров (hadd al-ffazar),

6 Ibn Hurdadbih Kitab al-Masalik wa'l-mamalik 106 (BGA VI, p. 123—
24); расширенное изложение см.: Ibn al-Faqlh Kitab al-Buldan (BGA V,
p. 286—88); cp. A. Miquel 1967—88 [II]: 271.

7 Ibn Hurdadbih Kitab al-Masalik wa'l-mamalik 138 (BGA VI, p. 163);
Ibn al-Faqlh Kitab al-Buldan (BGA V, p. 30 lh, со ссылкой на пассаж Ибн
Хордадбеха); текст приводится у Ибн Руста (§ 6.15.2.d) и ал-Мукадда­
си — Kitab Ahsan al-taqaslm (BGA III, p. 362); cp. A. Miquel 1967—88 [II]:
498—503 (особ. р. 499 n. 3).

8 Ibn al-Faqlh Kitab al-Buldan (BGA V, p. 291).

9 Ibn al-Faqlh Kitab al-Buldan (BGA V, p. 294).


326 ГЛАВА ШЕСТАЯ

аланов (al-Lari) и областей славян (bildd al-Saqdlibah), живут только армяне (Armari), а также некоторые славяне 10.

(f) За Дербентом — царь сабиров и лесгов, царь Филана, царь маскутов (ка.,■>«.II = арм. Mazk'owt'k', см. § 7.6.1), прави­тель аваров и хазарский город Самандар (wa-hdrig al-Bdb malik S(u)war wa'l-Lakz wa-malik al-Ldn wa-malik Filan wa-malik al-Masqut wa- sahib al-Sanr wa-madmat Samandar) ".

6.2.2. Пассажи об аланах у авторов школы ал-Балхи:

(a) Византийская империя (mamlakat al-Rum) простирается
до границ славян (al-Saqalibah) и их соседей, русов (al-Rus), да­
гестанских аварцев (al-Sanr), аланов (al-Lari), албанов (al-Rari),
армян (Armari) и всех христиан (dan bi'l-nasramyah). С другой
стороны, к северу от халифата (mamlakat al-Isldm), находится
Византийская империя и соседние народы — армяне, аланы,
албаны, авары, хазары (al-tfazar), русы, болгары (Bulgdr) и сла­
вяне, а также некоторые тюркские племена (td'ifat min al-
Turk) n.

(b) горы Азербайджана, Кавказа, аланов и Византийской
империи (gibdlAdarbaygdn wa'l-Qabq wa'l-Ldn wa-baladal-Rum),
помимо других, образуют часть всемирной горной системы,
которая простирается от страны Китай (balad al-STri) до грани­
цы африканской области Awdagust и Океана.13

(c) мусульмане, которые живут в индийском городе Саймур
(jjjb^o = Ptol. 7,1, 6 XT|uiL)A,a, современный Чаул в Колаба, рай­
оне Бомбея; ср. Minorsky 1937: 245) управляются одним из сво­
их людей по поручению местного государя — обычай, кото­
рый Ибн Хаукал наблюдал также в мусульманских общинах
других стран, населенных неверными, таких как страны хаза-
ров, дагестанских аварцев, аланов, а также в некоторых афри-

10 Ibn al-Faqlh Kitab al-Buldan (BGA V, p. 295); для Rum = ("Грузия"),
ср. Hudud(§ 11.9.1) и Miquel 1967—88 [II]: 270 n. 10.

11 Ibn al-Faqih Kitab al-Buldan (BGA V, p. 297—8); Minorsky 1937:454—
56.

12 Al-Istahn Kitab al-Masalik wa 'l-mamalik (BGA I, p. 4—5); Ibn Hawqal
Kitab Surat al-ard 9—11 (BGA II, p. 9—10; пер. Kramers-Wiet, p. 9—10).

13 Ibn Hawqal Kitab Surat al-ard 169 (BGA II, p. 110a; Kramers-Wiet,
p. 166).


_______________ АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ_____________ 327

канских областях (mulk al-kufur ka'l-ffazar wa'l-Sanr wa'l-Ldn wa-Gdnah wa-Kugah) M.

(d) Армения, Албания и Азербайджан составляют геогра­
фическое объединение, которое на западе и севере граничит с
аланами 15.

(e) город Дербент (Bab al-Abwdb) у Каспийского моря (bahr
al-tfazar),
является портом дагестанских аварцев (al-Sanr), ала­
нов (al-Lari), всех областей Табаристана, Гургана, областей, на­
селенных неверными (bulddn al-kufur), и Дейлема .

(f) работа ал-Мукаддаси, посвященная почти исключитель­
но миру ислама, содержит, однако, любопытное сообщение: в
стране аланов нет ни одного известного города (ff bildd al-Ldn
bildmudun ma'rufat)X1.

6.3. Абу'л-Фида 18

Среди работ сирийского принца, историка и географа Абу'л-Фиды (672 г. х. / 1273—732 г. х. / 1331), есть описатель­ная география, — «Таблица стран» (Kitab TaqwTm al-bulddri), за­конченная приблизительно в 721/1321 г., которая представляет собой компиляцию из более ранних источников, главным об­разом арабского перевода Птолемея (Kitab al-Atwdl), ал-Биру-ни (§ 6.7) и Ибн Сайда ал-Магриби.

Глава, посвященная описанию северной части земли, насе­ленной помимо прочих «франками» (al-Farang) и «тюрками»

14 Ibn Hawqal Kitab $urat al-ard 320 (BGA II, p. 227; Kramers-Wiet, p.
313).

15 Al-Istabrl Kitab al-Masalik wa'l-mamalik (BGA I, p. 181); Ibn Hawqal
Kitab Surat al-ard 331 (BGA II, p. 237; Kramers-Wiet, p. 325).

16 Ibn Hawqal Kitab Surat al-ard 339 (BGA II, p. 242d; Kramers-Wiet, p.
332).

17 Al-Muqaddasi Kitab Ahsan al-taqdsim (BGA III, p. 61; пер. [Ranking-
Azoo]-Sezgin, p. 102).

18 АЬп'1-Fida', Isma'Tl b. (al-Afdal) 'All b. (al-Muzaffar) Mahmud b. (al-
Mansur) Muhammad b. TaqI al-Dln Umar b. Sahansah b. Ayyub, al-Malik al-
Mu'ayyad 'Imad al-Dln; изд. J. T. Reinaud & MacGuckin de Slane,
Geographic d'Aboulfeda, Paris 1840; cp. H. A. R. Gibb El21 [1960] 118—19.


328 ГЛАВА ШЕСТАЯ

(al-Atrak), сообщает, что, согласно Ибну Са'иду, к востоку от Абхазии был «город Алания» {madinat 'Alldniyah), населенный народом аланов (qaum min al- 'Allan), и, поблизости от них, тюр­кский народ {qaum min al- Turk), называемый ал-Ac {al-As), ко­торый имел тот же образ жизни и ту же религию, что и аланы 19. Абхазией (jliyVI al-Abhdz, ms. jL>0VI al-Angdz) могла быть названа Грузия; см. W. Barthold-[V. Minorsky] ЕР I [1960] 100b. Этноним ^мЧ I al-As в действительности обозначает вовсе не ка­кой-либо тюркский народ, а часть аланов (j4*)l al- 'Allan), воз­можно из-за их кочевого образа жизни, схожего с тюркским; ср. Marquart 1903: 165 («offenbar sind unter den As hier speziell die in der Steppe zuruckgebliebenen Alanen zu verstehen, im Unterschiede von denen im Kaukasus»), также как Minorsky 1937: 456 n. 1; Lewicki 1976: 32 n. 18 «cette derniere transcription serait celle du nom medieval des Aorsoi, a savoir *Ors».

 

6.4. Абу Хамид ал-Гарнати

Абу Хамид из Гранады (473 г. х. / 1080 — 565 г. х. / 1169— 1170), который провел большую часть своей долгой жизни в путешествиях по Северной Африке, Ближнему Востоку и евро­пейским степям, написал об этом две работы, «Антологию чу­дес Запада» {al-Mu 'rib an ba 'd 'agd 'ib al-Magrib) и «Дар для умов и собрание чудес» {Tuhfat al-albab wa-nuhbat al-a 'gab).

В отрывке из al-Mu'rib автор вспоминает своего друга Абу'л-Касима, эмира Дербента, в чьем доме он жил приблизи­тельно в 524 г. х. /1130, и который говорил, помимо тюркско-

19 АЬп'1-Fida' Kitdb Taqwlm al-buldan (изд. Reinaud-MacGuckin de
Slane, p. 203).

20 Abu Hamid (или Abu' Abd Allah) Muhammad b. 'Abd al-Rahman (или
al-Rahlm) b. Sulayman b. RabT' al-MazinT al-Qays! al-AndalusI al-Garnati al-
UqlTsT b. Tamlm al-Qayrawanl; ред. и пер. fol. 96v-114v единственной руко­
писи al-Mu'rib (араб. рук. из собрания Gayangos n. XXXIV. Real
Academia de la Historia) С. Dubler, Abu Hamid el Granadino у su relation de
viajepor tierraseuroasiaticas,
1953 Madrid; cp. E. Levi-Provencal EPl [1960]
122. Более современное изд. и пер. I. Bejarano (1991 Madrid) посвящено
части, не изученной Даблером (vol. Iv-95v2).


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 329

го, персидского и арабского, на различных кавказских языках, среди которых были языки народов ал-Лакзан, Табаллан, ал-Филан, ал-Зикалан, ал-Хайдак, ал-Гумик, ал-Сарир, ал-Лан, Арса и ал-Закхакаран 21.

Большинство этих названий народов и стран, часто персид­ского происхождения (с окончанием множественного числа -an), встречается в областях Восточного Кавказа, прилегающих к Дербенту: лесги или лакз (al-Lakzdn, m. s. jlj£JI al-Kazdn), та­басаранцы {Tabbaldn) и загадочное княжество al-Fildn (по дан­ному вопросу см. § 6.2.l.b), кайтаки {al-tfaydaq), кази-кумухцы (al-Gumiq), дагестанские аварцы {al-Sarlr) и «изготовители кольчуг» (jljlSLff^JI al-Zaqhakdrdn = н.-перс. j\j\£j>jj Zereh-gdrdn) - жители селения Кубачи (тюрк, kobeci "изготовители кольчуг", ср. Minorsky 1958: 155 п. 3). Все эти народы (за ис­ключением тюрков кайтаков) говорили на нахско-дагестанс-ких языках, таких как аварский, дидойский, табасаранский или лакский. К западу от этой зоны мы находим аланов (al-Ldn) и, вблизи Черного моря, черкесов (j*>UcjJI al-Zi'qaldn = греч. Ziyxoi, Zi%oi). Что касается L/J Arsd (гапакс) = греч. "Aopaoi, см. ал-Масуди (§ 6.18.2); в целом, ср. пер. Даблера, ее. 254—58.

 

6.5. Ал-Баладури

«Книга завоеваний стран» {Kitdb Futuh al-buldan), написан­ная историком ал-Баладури (ум. ок. 279 г. х. / 892), краткая вер­сия более обширной работы, описывает события, начиная с войн Мухаммеда и отступничества {al-riddah) арабских племен после смерти Пророка, историю мусульманских завоеваний Сирии, Месопотамии {al-6azirah), Армении, Египта, Запада {al-Magrib), Ирака и Персии; глава, посвященная завоеванию Армении {Futuh Armlnlyah) упоминает в некоторых отрывках об Аланских Воротах.

21 Abu Hamid al-Garnati al-Mu 'rib fol. 96v (изд. Dubler, p. 3—4).

22 Al-Baladurl, Ahmad b. Yahya b. Gabir b. Dawud; изд. M. J. de Goeje,
Liber expugnationis regionum, Leiden 1863—66 и Salah al-Dln al-Munaggid,
Kitab Futuh al-Buldan, Cairo 1956; пер. Р. К. Hitti, The Origins of the Islamic
State,
New York 1916 (репринт Beirut 1966); ср. С. Н. Becker-[F. Rosenthal]
EP I [1960] 971—72.


330 ГЛАВА ШЕСТАЯ

6.5.1. Из-за набегов на Армению хазаров, которые достигли
Динавара, царь Кубад б. Фируз послал во главе двенадцати ты­
сяч воинов одного из своих полководцев, который разорил Ал­
банию (bildd Arrdri) и захватил область между рекой ал-Рас и
Ширваном. После этого сам Кубад основал города ал-Байла-
кан, Бардаа и Кабалах в Албании и воздвиг «кирпичную дам­
бу» {sudd al-libri) между Ширваном и Дарьялом (Bab al-Ldri).
Вдоль этой дамбы Кубад построил 360 городов, которые пре­
вратились в руины после воздвижения Дербента (al-Bdb wa'l-
Abwab)
его сыном и преемником Кисрой Ануширваном, кото­
рый наряду с многими другими местами, укрепил Баб ал-
Лан 23.

Qubdd b. FTruz al-Malik (арабизированная форма н.-перс. Qobdd-e Flruz) — является сасанидским шахом Кавадом I (488— 531), сыном Пероза и отцом Хосрова I Ануширвана (531—578: араб. Anusirwdn Kisra); об укреплении Дербента последним см. ал-Масуди (§ 6.18.3.а) и Фирдоуси (§ 11.8.5). ArminTyah у ал-Ба-ладури включает также Албанию и Грузию, где можно найти различные «ворота» (abwab, ед. ч. bah), среди которых находят­ся «Аланские Ворота» (Bab al-Lari), то есть Дарьяльский про­ход, расположенный к востоку от горы Казбек и к югу от со­временного Владикавказа. Что касается числа городов, осно­ванных Кавадом, Ибн Хордадбех (§ 6.2.1.а) также говорит о 360 кавказских abwab.

6.5.2. Труд ал-Баладури также содержит краткие заметки,
которые касаются деятельности двух арабских правителей Ар­
мении в Дарьяле (Bab al-Lari). Марван б. Мухаммад начал свою
кампанию 119/737 г. против Хазарии (ard al-tfazar) перейдя
Дарьял, чтобы соединиться с армиями Асида б. Зафира ал-Су-
лами Абу-Йазида и «горных царей» (muluk al-gibat), которые

23 Al-Baladun Kitab Futuh al-Buldan 227—28 (изд. de Goeje, p. 194—95 и al-Munaggid, p. 231—32; пер. Hitti, p. 305—7). Текст приписывает Ану-ширвану постройку городов (madlnah) ал-Шабиран, Маскат и ал-Баб ва'л-Абваб; в Албании (Arrdri), Абваб Шаккан, ал-Камибаран, Абваб ал-Дуданийа и ал-Дурдукийа; и в Грузии (Curzari), города Сугдабиля, зам­ков (qasr) Баб Фирузикубад, Баб Ладика и Баб Бариках, крепостей (qal'ah) Баб ал-Лан, Баб Самсахи, ал-Джардаман и Шамшулда.


__________________ АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ_____________ 331

пришли из Дербента (al-Bab wa'l-Abwdb) 24. Позднее, Йазид б. Усайд ал-Сулами захватил Дарьял приблизительно в 141 г. х. / 758 и разместил в нем конную стражу с регулярным денежным содержанием25.

О кампаниях Марвана, см. ал-Табари (§§ 6.21.2.h; З.с); для датировки обоих событий, D. M. Dunlop ЕР I [1960] 837а л. v. Bab al-Lan 26.

 

6.6. Бейбарс ал-Мансури

Мамлюкский полководец и историк Бейбарс (ум. в 725 г. х. / 1325) был рабом султана ал-Малика ал-Мансура Калауна; от­сюда его прозвание al-Мащпп. Став впоследствии наместни­ком Египта, он написал историю ислама до 1324 г., под назва­нием «Сливки размышления об анналах хиджры» (Zubdat al-fikrahjt ta 'riff al-Higrah).

6.6.1. В 698 / 1298—99 году монгол Нугайа, одержав победу над Токтой, законным ханом Золотой Орды, послал своего внука Актаджи для сбора дани с городов Крыма (bildd Qirirri). Однако, когда Актаджи пришел в Каффу (Kafd), которая при­надлежала «генуэзским франкам» (al-Farang al-Ganawlyah), он был предательски убит; в отместку Нугайа послал сильное вой­ско, которое разорило город, уничтожило большинство его

24 Al-Baladun Kitab Futuh al-Buldan 242 (изд. de Goeje, p. 207 и al-Mu­
naggid, p. 244; пер. Hitti, p. 325).

25 Al-Baladun Kitab Futuh al-Buldan 245 (изд. de Goeje, p. 209—10 и
al-Munaggid, p. 246; пер. Hitti, p. 328—29).

26 Другой отрывок (Al-Baladurl Kitab Futuh al-Buldan 247; изд. de
Goeje, p. 202—3 и al-Munaggid, p. 239; пер. Hitti, p. 318) упоминает место
под названием J4)l v-jL Bab al-Lal (v.l. jVJI yL Bab al-Lan, игнорируется
De Goeje и al-Munaggid) в связи с грузинскими областями Qalargit,
Taryallt, ffahitnHuhit
(груз. Klarjet'i, T'rialefi, Kaxet'i, Kuxet'i). Minorsky
1930: 111—12 идентифицировал Баб ал-Лал с горой Лалвар, в Сомхети
(«Armenie georgienne»); к Дарьялу на юге прилегает грузинская область
Хеви.

27 Baybars al-Mansurl; изд. и русский пер. отрывков по Золотой Орде:
Тизенгаузен 1884: 76—123; ср. Е. Ashtor ЕР I [I960] 1127—28.


332 ГЛАВА ШЕСТАЯ

жителей и заключило в тюрьму «мусульманских, аланских и франкских купцов» (tigar al-Muslimin wa'l-'Allan wa'l-Farang), которые находились там в это время28.

Об араб. Nugayah, Toqta, AqtagT- монг. Noyai, Toqtai, Aqtaci см. Pelliot 1949: 67—71, 73—74; Moravcsick 1943: 183. 267 s. v. Noyag, Тоиктош;. О междоусобных войнах между Ногаем и за­конным ханом Тохтой (1291—1312) за контроль над Ордой, см. Vernadsky 1953: 187—89; Spuler 1965: 75—77. Об аланских куп­цах в Крыму, см. § 4.38 и Ибн ал-Захир (§ 6.10).

6.6.2. В 700 /1300-1 гг., после гибели Нугайа в сражении при Куканлыке от руки русского воина из войска Токты, его стар­ший сын *Джека, который унаследовал его владения к югу от Золотой Орды, убил своего брата *Теку и поссорился с одним из своих эмиров Тунгузом и своим зятем Тазом, который напал на него и вынудил бежать в «землю аланов» (у>\ i% bilad As); но несмотря на то, что Джеке удалось собрать там десять тысяч воинов (tuman), он был разбит своими противниками29.

Об араб. 1£> Ска, l£j Т.ка = монг. Joge, *Tiige, см. Pelliot 1949: 79—81; Moravcsick 1943: 261 s. v. Т^ахас; [З] и библиогра­фию к § 6.6.1. Аланы, которые поддерживали Джуге (Джеку), пришли в Молдавию в середине XIII в. будучи на службе у его отца и заняли область в устье Дуная. Некоторые из них пере­шли на службу к Византийской империи в 1302 г. из-за пораже­ния Ногаидов (ср. Георгий Пахимер § 5.25.2).

 

6.7. Ал-Бируни

Один из величайших ученых исламского средневековья, иранец ал-Бируни (362 г. х. / 973 — ок. 442 г. х. / 1050), оставил

28 Baybars al-Mansfln Zubdat al-fikrah в: Тизенгаузен 1884: 88—89
(изд.), 111—12 (пер.); ср. пер. на франц. Grekov-Iakoubovski 1939: 87.

29 Baybars al-Mansurt Zubdat al-fikrah в: Тизенгаузен 1884: 92—93
(изд.), 116—17 (пер.).

30 Al-BlrunI (Вёгаш), Abu'l-Rayhan Muhammad b. Ahmad; изд.
P. Botschakoff, TahdTd nihayat al-amakin li-tashih masqfat al-masakin, Cairo
1964; cp. D. J. Boilol El2 1 (1960) 1236—38.


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 333

около ста восьмидесяти работ по всем отраслям знания свое­го времени. Его «Описание границ мест для определения рас­стояния между поселениями» (TahdTd nihayat al-amakin li-tashTh masafat al-masakin), законченное ок. 416 / 1025 г., яв­ляется небольшим географическим исследованием метода правильного определения долготы и широты различных стран.

В отрывке из предисловия к этой работе ал-Бируни гово­рит о «племени аланов и асов» (gins al-Lan wa 7 As), которые населяли бывшую «землю печенегов» (ard al-Bagnaklyah) в нижнем течении реки Амударьи, между Хорезмом и Гурга-ном, но из-за изменений в расположении русла реки пересе­лившихся вместе с печенегами на побережье Каспийского моря (bahr al-JFfazar). Согласно ал-Бируни, их язык тогда со­стоял из смеси хорезмийского и печенежского (wa-lugathum al-an mutarakkibat min al-J)warizmiyah wa'l- BagndkTyah)31.

Одна из редких записей о присутствии аланов к востоку от Каспийского моря; ср. полемическое сообщение Фирдоу­си об Alanandez (§ 11.8.1). Племя печенегов (Bagndk), которое одно время входило в конфедерацию западных тюрков (рас­павшуюся ок. 630 г.), переселилось к югу Аральского моря под давлением карлуков, и, позднее, в область между Волгой и Уралом, где они оставались, пока хазары и огузы не выну­дили их переселиться в 889 г. еще раз в западном направле­нии (Grousset 1965: 238—40; Miquel 1967—88 [II]: 216—17; Harmatta 1952: 10—11; 1970: 64). Что касается утверждения относительно языка аланов, то эта информация (достовер­ная или же только передаваемая?) предполагает иранский язык с сильным тюркским влиянием; автор был уроженцем пригорода (Ыгпп) Ката, столицы Хорезма, и хорезмийский, как и аланский, был среднеиранским языком северо-восточ­ной группы.

31 Al-BlrunI TahdTd nihayat al-amakin (изд. P. Botschakoff p. 46—47; пас­саж, прокомментированный Zeki Validi Togan 1936: *28*; cp. Minorsky 1937: 481).


334 ГЛАВА ШЕСТАЯ

 

6.8. Ал-Дахаби

Отрывок из «Истории ислама» (Ta'rih al-Islam), написанной историком и богословом ал-Дахаби (673 г. х. / 1274—748 г. х. / 1348) информирует нас о том, что в 105 г. х. / 724 ал-Джаррах б. Абд Аллах ал-Хаками вторгся в Хазарию через Дарьяльский путь (Bab al-Ldn), и что на следующий год он собрал подати с аланов, как подушную (gizyah), так и поземельную (hardg). Ис­точником этого сообщения, как и всей первой части (I—III вв. х. / VII-X) сочинения ал-Дахаби, является, видимо, ал-Табари (ср. §6.21.2.d)33.

6.9. Ал-Димашки 34

Сочинение «Избранное из времен о чудесах суши и моря» (Nuhbat al-dahr fi 'agd'ib al-barr wa'l-bahr) написанное ал-Ди-машки (ум. в 727 г. х. / 1327), шейхом и имамом в ал-Рабва (око­ло Дамаска), является некритической компиляцией, посвящен­ной географии в самом широком смысле, которая, однако, со­держит большое количество сведений, не встречающихся в других источниках.

(а) к западу от Каспийского моря {bahr al-ffazar) шестой климат (iqlim) включает землю аланов, дагестанских аварцев, землю дунайских болгар, Грузию, Крымское море и Сугдайу (ard al-Ldn wa 'l-Sarlr wa-ard Burgdn wa 'l-Kurg wa- bahr Qirim wa-Srdaq), jb^ = jbj—i *Sudaq, греч. EovyScria, современный Су-


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 335

дак, расположенный на побережье Крыма между Алуштой и Феодосией35.

(b) барьер Кубада б. Фируза простирается от земли Шир-
ван до аланов (min ard Sirwan ila 'l-Ldri) более чем на сотню фар-
сахов (farsah); ср. ал-Баладури (§ 6.5.1)Зб.

(c) река Кура (nahr al-Kurr), вытекая из страны аланов (bildd
al-Lan),
пересекает страну абхазов (bildd al-Abhdz) до Тифлис­
ского приграничья (tagr Tiflls) и гор AjijjLJI al-Sdwardlyah
(арм. Sewordik', греч. ZdPapToi ctacpaA,oi; по Marquart 1903: 36—
40; ByzTurc II 261—62: мадьяры). Здесь источником, по-види­
мому, является Murug ал-Масуди II74—75 (по изд. Pellat § 506),
который, однако не упоминает аланов; ср. Ибн Руста
(§ 6.15.2.а); ал-Казвини (§ 6.20.а)37.

(d) говоря о Черном море, ал-Димашки упоминает запад­
ную и восточную Черкесию, землю дунайских болгар и аланов
{bildd al-Azkasiyah wa-bildd al-Tarkasiyah wa-ard Burgdn wa'l-
Ldri),
которые все были христианами. Кроме того, берега
Азовского моря (bahr *Suddq [рук. Srddq] wa-Saqsln wa Ч-Qibgdq)
населены тюркскими племенами (tawd'ifmin al-Turk), западны­
ми черкесами (al-Azkas), аланами (al-Ldn), финноязычной мор­
двой (Burtds) и народом, называемым *ljy&^\ al-K.ldbiah. Со­
гласно автору книги под названием «Дар чудес» (Tuhfat al-
gard'ib),
на земле аланов (ard al-Ldn), к северу от этого моря,
есть серебряные копи, которым нет равных во всем мире 38.

(e) татары, продвигаясь по побережью Черного моря (bahr
al-Rum),
уничтожили племена аланов, западных черкесов, рус­
ских, венгров, башкиров и кипчаков (^i\ Allan wa-Azkas wa'l-
Rus wa'l-Hunkar wa'l-Basgird wa'l-Qibgdq);
ср. Ибн ал-Асир
(§6.11)39.



32 Al-Dahabl, Sams al-Dln Abu 'Abd Allah Muhammad b. 'Utman
b. Qaymaz b. 'Abd Allah al-Turkumanl al-Fariql al-Dimasqi al-Safi'I. Та 'rib
al-Islam
(изд. Cairo 1367/1947; cp. Moh. ben Cheneb-[J. de Somogyi] EP II
[1965] 214—16) была для нас недоступна.

33 Краткое изложение этого пассажа см.: D. M. Dunlop ЕР I [1960]
837а s. v. Bab al-Lan (= al-DahabT Ta'rlfr al-Islam изд. Cairo IV, 88).

34 Al-Dima§ql, Sams al-DTn Abu 'Abd Allah Muhammad b. AbT Talib
al-Ansari al-$uff; изд. A. F. Mehren, St. Petersburg 1866; французский пер.
A. F. Mehren, Manuel de la Cosmographie du Moyen Age, Copenhagen 1874
(репринт Amsterdam 1964); cp. D. M. Dunlop EP II [1965] 291.


35 Al-DimasqT Nubbat al-dahr (изд. Mehren, p. 21; Manuel, p. 18—19).

36 Al-DimasqT Nubbat al-dahr (изд. Mehren, p. 32; Manuel, p. 31).

37 Al-DimasqT Nuhbat al-dahr (изд. Mehren, p. 107; Manuel, p. 131).

38 Al-DimasqT Nubbat al-dahr (изд. Mehren, p. 145—46; Manuel, p. 192—
94).

39 Al-DimasqT Nubbat al-dahr (изд. Mehren, p. 189; Manuel, p. 255—256).


336 ГЛАВА ШЕСТАЯ

(О аланы и дунайские болгары (al-Lan wa'1-Burgan), так же как и западные черкесы (al-Azkas), граничат с русскими и, как считается, являются их братьями; все они — христиа­не40.

(g) аланы (al-Lan) также находятся в пятом климате — кото­рый является чрезвычайно холодным — вместе с византийца­ми, армянами и русскими (al-Rum wa'l-Arman wa'l-Rus) 41.

(h) Наконец, ал-Димашки упоминает кипчакское племя ^Ji I al-Ars, название которого Левицкий (Lewicki 1976: 33) читает как *al-'Urs/*al-'Ors "Aorsoi"42.

6.10. Ибн 'Абд ал-Захир 43

Личный секретарь мамлюкских султанов Египта, каирец Ибн 'Абд ал-Захир (620—92 г. х. / 1223—92) написал биогра­фию ал-Малика ал-Захира Бейбарса I (STrat al-sultan al-Malik al-Zahir Baybars), который правил между 658 г. х. /1260 и 677 г. х. / 1277. Эта работа только частично сохранилась в рукописях в Британском Музее, Париже и Стамбуле.

В 660 г. х. /1261 мамлюкский султан ал-Малик ал-Захир на­правил письмо к Беркэ, мусульманскому правителю Золотой Орды, чтобы побудить его к священной войне (gihad) против его кузена Хулагу, правителя Ирана, уничтожившего Аббасид-ский халифат Багдада. Послание было передано через доверен­ного человека «из аланских купцов» (min tuggar al- 'Allan)4A. По­зднее, в отчете о путешествии нового посольства в Золотую


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 337

Орду в 662 г. х. /1263-64 упоминается о присутствии кипчаков, русских и аланов в Крыму45.

О дипломатических отношениях между Египтом и Золотой Ордой в то время см. Grousset 1965: 475; ср. Бейбарс ал-Мансу-ри (§ 6.6.1), который также упоминает об аланских купцах в Каффе (Крым) в этот период.

6.11. Ибн ал-А сир 46

Наиболее известная работа Ибн ал-Асира (555 г. х. /1160— 630г. х. / 1233) — «Совершенная хроника» (al-KamilJi al-Ta"-rlh), — анналистическая история от начала мира до 628 г. х. / 1230-31, которая отмечает высокое развитие этого литератур­ного жанра.

В 619 г. х. /1222, после нападения на лесгов, татары двину­лись на территорию аланов. Узнав об этом, те обратились к кипчакам за помощью, и вместе с ними встретили захватчиков в сражении. Однако, ни одной из сторон не удалось одержать победы. Тогда татары послали к кипчакам вестников, взывая к тюрко-монгольскому братству и предлагая им часть предыду­щей добычи в обмен на их отступничество: «Мы с вами — од­ного рода, эти же аланы вам не родня, даже по религии они являются христианами, а вы другой веры» (nahnu wa-antum gins wahid wa-ha'ula" al-Lan laysu minkum hatta tansuruhum wa-la dinukum mitla dlnihim). Так между ними было заключено согла­шение о ненападении, и получив товары, о которых было уго-



40 Al-Dimasql Nubbat al-dahr (изд. Mehren, p. 262; Manuel, p. 378).

41 Al-Dimasql Nubbat al-dahr (изд. Mehren, p. 275; Manuel, p. 399).

42 Al-Dimasql Nubbat al-dahr (изд. Mehren, p. 264; Manuel, p. 382).

43 Ibn 'Abd al-Zahir, Muhyi'1-Dln Abu 1-Fadl 'Abd Allah b. RasTd al-Dln
Abu Muhammad 'Abd al-Zahir b. Naswan b. 'Abd al-Zahir b. Nagdah al-Sa'dl
al-Rawhl; изд. и русск. пер. отрывков о Золотой Орде см. Тизенгаузен
1884: 46—64; ср. J. Pedersen ЕР III [1971] 679—80.

44 Ibn 'Abd al-Zahir STrat al-Malik al-Zahir, см.: Тизенгаузен 1884: 47
(изд.), 55 (пер.); ср. Grekov-Iakoubovski 1939:25 п. 1; Vernadsky 1953: 162;
Amitai-Preiss 1995: 81 п. 17.


45 Ibn 'Abd al-Zahir STrat al-Malik al-Zahir см.: Тизенгаузен 1884: 54
(изд.), 63 (пер.); ср. нем. пер. Spuler 1968: 218.

46 Ibn al-Atlr, 'Izz al-Dln Abu'l-Hasan 'All; изд. С. J. Tornberg, Ibn-el-
Athiri Chroniconquodperfectissimum inscribitur,
I-XII, Leiden 1851—76 [реп­
ринт Beirut 1965—67]; отрывки о Золотой Орде (рус. пер.) см.: Тизенгау­
зен 1884: 1—45; ср. F. Rosenthal ЕР III [1971] 723—25 sub (2). Помимо
хорошо известного пассажа, который мы рассматриваем, al-Kamil содер­
жит и другие сведения относительно аланов из более ранних авторов:
напр., изд. Tornberg I, р. 414, 441 = Кубад и Ануширван на Кавказе (al-
Baladurt § 6.5.1); V, p. 155 = кампания Масламы в ПО г. х. / 728-9 (ал-
Табари§6.21.2.{), ит. д.


338 ГЛАВА ШЕСТАЯ

ворено, кипчаки ушли. Сразу после этого, татары напали на аланов и перебили их, совершая все виды злодеяний, грабя и захватывая пленников. Однако они не сдержали свое слово, и беспощадно обрушились на кипчаков, которые, доверяя согла­шению, разошлись и, оказавшись застигнутыми врасплох, были вынуждены искать убежища в горах и болотах47.

Тюрки-кипчаки (араб, Hifsdh, Qifgdq; греч. Kcuuavoi; русск. Половцы), пришедшие в середине XI в. в степи Южной Рос­сии, со временем составили этническую основу Золотой Орды (н.-перс. dast-e Qipcaq). Это описание происшедших событий представляет большой интерес, поскольку оно составлено со­временником, начиная с первого рейда монголов на запад (в 1220—1223 гг.),— во главе с полководцами Джебэ и Субэтэ-ем,— который имел место при последних годах жизни Ибн ал-Асира.

 

6.12. Ибн ал-А зрак

Манускрипты Ог. 5803 и Or. 6310 из Британского Музея со­хранили историю города Маййафарикин в 70 км к северо-вос­току от Амида (Дийарбакр, около Тигранокерта, старой сто­лицы Армении), сочинение Ибн ал-Азрака, написанное вскоре после 572 г. х. /1176.

Автор повествует, как в 548 г. х. / 1153 он ушел в Тифлис и поступил на службу к грузинскому царю Димитрию I (1125— 1154), и добавляет: «дальше я пошел с ним и путешествовал вместе с ним по его стране (wildyah) в течение приблизительно 70 дней. Затем он пошел к ал-Лану, в сторону Дербента и к стране (wildyah) Абхаз»49. Более поздний отрывок текста под-


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 339

тверждает этот факт: «я был в стране (wildyah) курджей (Гру­зия) на службе у царя абхазов Димитрия, сына Дауда, царя всей страны. Я приехал в Тифлис в 548 г. х. / 1153 и поступил на службу к царю, путешествуя с ним в страну ал-Лан и Абхаз и Дербент»50.

Дауд, отец Димитрия, был грузинским царем Давидом II (1089—1125). Информация об отношениях между царями ди­настии Багратидов и ал-Лан арабского источника представля­ет большой интерес, поскольку она наглядно отражает полити­ку брачных союзов, документированную грузинской хроникой Картлис Цховреба (§ 9.7). Abhdz в источниках этого периода тождественно Грузии, но Минорский (Minorsky 1949: 33 п. 2) полагает, что нельзя исключать возможность путаницы между jLstfVI al-Abhdz и jLsDUl al-Ldygdn, название округа в Ширван «поскольку царь Димитрий действовал в восточной части Кав­каза, Лайзан... мог бы вписываться в географические пределы его кампании. Более важным является упоминание Дербента и аланской территории, что указывает на большой размах дей­ствий Димитрия».

6.13. Ибн Баттута 5|

Книга путешествий (rihlah), написанная Ибн Баттутой (703 г. х. / 1304 — 770 г. х. /1368-9 или 779 г. х. /1377), под назва­нием «Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах странствий» (Tuhfat al-nuzzdr Jtgard'ib al-amsdr wa-'agd'ib al-asfdr), является собранием его приключений в большей части известного тогда мира между 725—754 / 1325—1353 гг., со­держащим многочисленные описания стран, которые он по­сетил.



47 Ibn al-Atir, al-Kamil изд. Tornberg XII, p. 252—53; русск. пер. Тизен-
гаузен 1884: 25—26; ср. Кулаковский 1899: 57; Grekov-Iakoubovski 1939:
54; Ayalon 1963: 49; Grousset 1965: 307; Spuler 1965: 12.

48 Ibn al-Azraq al-Fariql, Ahmad b. Yusuf b. 'AIT; отрывки из его [нео­
публикованного] труда, относящиеся к миру Кавказа, собраны Минорс-
ким (Minorsky 1949).

49 Ibn al-Azraq, ms. Or. 5803 British Museum, fol. 161b; Minorsky 1949:
33.


50 Ibn al-Azraq, ms. Or. 5803 British Museum, fol. 176; Minorsky 1949:
35.

51 Ibn Battutah, Sams al-Dln Abu 'Abd Allah Muhammad b. 'Abd Allah b.
Muhammad b. Ibrahim b. Muhammad b. Ibrahim b. Yusuf al-Lawati al-
Tangi; изд. и фр. пер. С. Defremery и В. R. Sanguinetti, Voyages d'lbn
Batoutah,
I-IV, Paris 1853—59; англ. пер. Н. A. R. Gibb, The travels of Ibn
Battuta,
I— III, Cambridge 1958—71; рус. пер. отрывков о Золотой Орде см.:
Тизенгаузен 1884: 278—314; ср. A. Miquel ЕР III [1971] 735—36.

22*


340 ГЛАВА ШЕСТАЯ

В описании своего пребывания (ок. 734 г. х. / 1333) в Золотой Орде, которая тогда управлялась ханом Узбеком (1313—1341), Ибн Баттута рассказывает нам о столице Орды, al-Sard (Сарай Берке или Новый Сарай). Живут там шесть различных наро­дов: монголы (al-Mugut), которые являются жителями страны и ее султанами, некоторые из них — мусульмане; аланы (al-As), которые мусульмане; кипчаки (al-Qifgaq), черкесы (al-Oarkas), русские (al-Rus) и западные народы (al-Rum), которые все — христиане. Каждый народ живет в своем квартале отдельно, там у них и свои базары52.

Слово tawd '«/"народы, группы людей" (мн. ч. от ta'ifah) мог­ло означать «войска»; а это предполагает, что некоторые из этих этнических групп были ничем иным, как военным континген­том. Последние четыре народа — христиане (nasdra "назаряне"), а что касается монголов, то только «некоторые из них — мусуль­мане» (wa-ba 'dhum muslimun); аланы, похоже, единственный пол­ностью мусульманский народ в ал-Сара, что маловероятно; ср., однако, ал-Масуди (§6.18.2). Принимая во внимание, что хан Узбек был одним из самых главных защитников и распростра­нителей исламской веры в Орде, это могло указывать на бли­зость к власти (или даже выдающееся положение) аланов. Упо­минаемые народы описаны у ал-Умари (§ 6.23).

6.14. ИбнХалдун

Всеобщая история, написанная тунисцем Ибн Халдуном (732 г. х. /1332 — 808 г. х. / 1406), под названием «Книга приме-

52 Ibn Battutah Tuhfat al-nuzzar (изд. и франц. пер. Defremery-Sangui-
netti, vol. II, p. 448; англ. пер. Gibb, изд. II, p. 516; русский пер. Тизенгау-
зен 1884: 306; ср. Grekov-Iakoubovski 1939: 137; Vernadsky 1953: 198;
W. Barthold-V. Minorsky ЕР I [1960] 354b; Spuler 1965: 268; 1968: 237.

53 Ibn Haldun, Wall al-Dln 'Abd al-Rahman b. Muhammad b. Mu­
hammad b. Abu Bakr Muhammad b. al-Hasan; изд. Kitab al-'Ibar, I-XIV,
Beirut 1981; англ. пер. F. Rosenthal, The Muqaddimah. An Introduction to
History,
I—III, New York 1958; франц. пер. V. Monteil, Al-Muqaddima.
Discours sur I'histoire universelle,
I—III, Paris 19782 (последовательная паги­
нация); рус. изд. и пер. отрывков о Золотой Орде см.: Тизенгаузен 1884:
365—394; cf. M. Talbi, ЕР III [1971] 825—31.


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 341

ров и собрание сообщений о днях арабов, чужеземных народов и берберов» {Kitab al-'Ibar wa-dlwan al-mubtada" wa'l-habar Ji aiyam al-'arab wa'l-'agam wa'l-barbar), зачастую не самый на­дежный источник, стала известной благодаря своему введению (al-Muqaddimah), которое является энциклопедическим синте­зом культурных и методологических знаний, необходимых для проведения действительно научного исторического исследова­ния, и которое со временем стало независимой работой.

6.14.1. Географические экскурсы Muqaddimah содержат не­которую информацию относительно аланов:

(a) к северу от Каспийского моря (bahr Ourgdn wa-
Tabaristari)
лежит земля хазаров и аланов (ard al-IJazar wa'l-
Ldn)
54.

(b) в восточной части пятой секции iguz') шестого климата
(iqlim) находится страна аланов, с ее главным поселением, Сав-
тали (Sawtalt), расположенным на Черном море (bildd al-
Ldmyah wa-qd 'idathd Sawtali 'ila bahr Nitas);
на север, в шестой
секции того же самого климата находится остальная часть
страны аланов (baqTyat bildd al-Ldnlyah), которая здесь расши­
ряется, простираясь на север 55. Что касается J^j Nitas, это —
известная испорченная форма вместо j-Jxj Buntus < греч.
riovtcx;. По бейрутскому изданию названием столицы аланов
является <_5JLf^L/ Sawtali, но Розенталь и Монтейль передают его
как «Синоп» (греч. Zivowrn, современный Синоп).

(c) на севере мира есть отдельные народы и многочислен­
ные племена, называемые различными именами: тюрки, славя­
не, тогуз-огузы, хазары, аланы, большинство «франков», а так­
же Гог и Магог (al-Turk wa'l-Saqalibah wa'l-Tuguzguz wa'l-tfazar
wa'l-Lan wa'l-kaffr min al-Ifrangah wa-Yagug wa-Mdgug)
56.

54 Ibn Haldun Muqaddimah (изд. Beirut, vol. I, p. 80; пер. Rosenthal,
vol. I, p. 101; пер. Monteil, p. 97).

55 Ibn Haldun Muqaddimah (изд. Beirut, vol. I, p. 134—35; пер.
Rosenthal, vol. I, p. 160; пер. Monteil, p. 158—159).

56 Ibn yaldun Muqaddimah (изд. Beirut, vol. I, p. 146; пер. Rosenthal,
vol. I, p. 172; пер. Monteil, p. 170).


342 ГЛАВА ШЕСТАЯ

6.14.2. Третья книга Kitab al-'Ibar содержит также краткие сообщения о кампании Марвана б. Мухаммада (см. §6.5.2; 6.21.2.h; З.с) и о нападении монголов на страну аланов (balad al-Lan); источником Ибн Халдуна здесь, кажется, является Ибн ал-Асир (§ 6.11), который со своей стороны следует ал-Табари (§ 6.21) при описании более ранних событий 57. Другая часть текста описывает как монгол *Джака б. Нугай (бака b. Nugay) был атакован Тунгузом (Tunguz) и Тазом (Таг), когда отпра­вился в поход против страны аланов и русских (bilad j4II *al-Lan wa'l-Rus, рукописи j">UI al-Laz), а затем отошел к стране молдавских аланов (bi-bildd As; v.l. bi-bildd J_^> I Umuq P; bi-bi-ladhu В). Версия событий Бейбарса ал-Мансури (§ 6.6.2) кажет­ся более надежной 58.

6.15. Ибн Руста59

Сохранилась лишь седьмая часть «Книги драгоценных ук­рашений» (Kitab al-A 'laq al-nafisa), написанная ок. 290 г. х. / 903— 300 г. х. / 913 иранцем Ибн Руста. Это труд по математической, описательной и этнической географии, так же как и по истории и другим предметам, что превратило его в небольшую энцик­лопедию своего времени. Главный источник книги Ибн Руста, кажется, более не существует — это «Книга путей и царств» (Kitab al-Masdlik wa 'l-mamdlik), написанная саманидским вази-ром (wazlr) Абу Абд Аллахом ал-Джайхани, который в свою очередь является продолжателем работы Ибн Хордадбеха (§6.2.1).

6.15.1. Путешествуя в левую сторону (на запад) от царства дагестанских аварцев (mulk al-Sarlr) три дня странствуешь сре­ди гор и лугов, чтобы дойти до царства аланов (mulk al-Lan).

57 Ibn HaldQn Kitab al-'Ibar (изд. Beirut, vol. Ill, p. 285—86, 1101).

58 Ibn Haldun Kitab al-'Ibar в: Тизенгаузен 1884: 370 (изд.), 383 (пер.).

59 м1Ьп Rustah, Abu 'AH Ahmad b. 'Umar; изд. М. J. de Goeje, Kitab al-
A'laq al-nafisa, BGA
VII, Leiden 1892; франц. пер. G. Wiet, Les atoms
precieux,
Cairo 1955; англ. пер. и подробный комментарий отрывков, от­
носящихся к Кавказу, в приложении IV к: Minorsky 1958; ср. S. Maqbul-
Ahmad, ЕР III [1971] 920—21.


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 343

Царь аланов (malik al-Lan) — христианин в сердце (ft nafsa nasrdnt), но все люди, населяющие его царство — язычники, по­клоняющиеся идолам (wa-'ammat ahl mamlukathu kuffar ya'bu-duna al-asndm). Затем проходишь расстояние в десять дней пути среди рек и лесов и достигаешь крепости (qal'at), называемой «Аланские ворота» (Bab al-Lan). Она стоит на вершине горы, у подножия которой проходит дорога; крепость окружена высо­кими горами. Тысячи людей из числа ее обитателей охраняют ее стены днем и ночью. Народ аланов состоит из четырех пле­мен (qaba'il), но благородство и царская власть (al-asraf wa'l-mulk) принадлежат племени, называемому D.hsas. Царь аланов называется В.gay.r (§ 6.28), имя, которое носят все их цари (ism li-kull min mulk 'alaihum) 60.

Этот пассаж перекликается (идолопоклонство и гарнизон из тысячи воинов) со сведениями анонимной персидской гео­графии Hudud al- 'Alam (§ 11.9.1). Другая информация, однако, является уникальной, например, существование четырех пле­мен, превосходство племени ^l—^o D.hsas (возможно * ^-LJ-j *Ruhs-As - греч. 'Pco^oAxxvoi; ср. Bleichsteiner 1918: 15; Minorsky 1937:445 п. 5; 1958: 169) и название царского титула jAju В.gay.r вместо £l-uf/ K.rk.nddg по Масуди (§ 6.18.1; 4.Ь). Другим аланским племенем, вероятно, было Tulas (§ 6.15.2.с). 6.15.2. Еще четыре отрывка дают краткие пояснения: (а) в «Описании рек» (sifat al-anhar) Ибн Руста говорит о Куре (al-nahr al-Kurr, греч. Kfipoq, груз. Mtkavari), которая вы­текает из страны аланов (bilad al-Ldn), проходит через Тафлис (TaflTs) и Бардаа и далее впадает в Каспийское море (bahr Tabaristari). Эти сведения неверны, поскольку исток Куры на­ходится в юго-западной Грузии, и она достигает Тбилиси, де­лая лишь изгиб в северо-восточном направлении; однако, если аланы здесь не синонимичны неведомому северу, мы, наверное, должны предполагать их экспансию к югу от Двалетии, напри­мер, через Шидакартли, лучше — ал-Казвини (§ 6.20.а)61.

60 Ibn Rustah Kitab al-A 'laq al-nafisa (изд. de Goeje, p. 148; пер. Wiet,
p. 167; cp. Marquart 1903: 165; Minorsky 1958: 169).

61 Ibn Rustah Kitab al-A'laq al-nafisa (изд. de Goeje, p. 89; пер.. Wiet,
P. 99).


344 ГЛАВА ШЕСТАЯ

(b) За пределами этих семи климатов (aqahm), до дальнего
севера известной обитаемой земли, простираются — с востока
на запад — страна Гог (bildd Ydgug), страна тогуз-огузов (bildd
al- Tuguz-guz),
земля тюрков {ard al- Turk), страна аланов {bildd
al-Ldri),
аваров {al-Abar), болгар (Burgari), славян {al-Saqdlibah)
и, наконец, Атлантический океан (bahr al-Magrib) 62.

(c) Страна хазаров с одной стороны граничит с огромной
горой, достигающей страны Тафлис {bildd TaflTs); на самом
дальнем ее конце (JT aqsdhu) живут Tulds и Lug. г, которых упо­
минает также Худуд (§ 11.9.2.f)-,j"4jb Tulds (или ^Чу Tulds =
*Tuwal-As) — должно быть, Twaltoe или южные осетины, воз­
можно еще одно из аланских племен {qabd'il: ср. 6.15.1). Что
касается ji.ji Lug. r, то это, видимо, ошибочное вместо jijl
*Awgdz "абхазы", исправление которого, при учете близости
Тбилиси, также позволяет нам читать jj> *Gurz "Грузия" вмес­
то jj>ffazar "хазары"; см. Marquart 1903: 31,164—76; Minorsky
1937: 445, 456—58 63.

(d) Отчет о странствия переводчика Саллама = Ибн Хор-
дадбех (§ 6.2.1.Ъ) м.

6.16. Ал-Марвази 65

Натуралист ал-Марвази, придворный лекарь великого сель­джукского султана Малик Шаха (ум. в 485 / 1092 г.), написал труд «Свойства животных» {Tabd'V al-hayawdri), посвященный вопросам зоологии и биологии. Предисловие к этой работе, посвященное человеческим расам, содержит этнографические данные, заимствованные из сочинений авторов III— IV / IX-X вв. В главе, посвященной Византийской империи {Bab al-Rum) мы читаем, что среди различных родов христиан франки (al-


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 345

If rang) выделяются храбростью и доблестью: «и им [= Визан­тии] принадлежит Грузия {al-Kurgiyah), Внутренняя и Внешняя Армения {al-Arman al-ddhil I al-f}drig), аланы {al-Ldri) и люди Трона {ahl al-Sanr = аварцы Северного Дагестана)» б6. Ср. Minorsky 1950: 468: «включением в Рум франков и кавказских племен автор набрасывает мантию Византийской империи на все христианские народы».

 

6.17. Масуд б. Намдар

Арабский манускрипт в Bibliotheqe Nationale, n° 4433, том из 269 листов 185 х 140 мм, от 10 до 15 строк каждый, датиру­ется ранее 643 г. х. /1246 (детальнее см.: Minorsky-Cahen 1949: 94). Рукопись состоит из серии тетрадей по двенадцать листов каждая, сшитых без определенного порядка, которые содер­жат поэмы, письма, частные или общественные записи и хро­нику города Байлакан в Арране (древняя Албания), труд кур­дского историка и поэта начала VI в. х. / XII Масуда б. Нам-дара, чье полное имя появляется в начале эпистолярного раздела (fol. 91. v °).

Поэма из этой компиляции упоминает об аланах: «dans се роете, 1е тёте dont le premier vers conserve nous fait connaitre le nom Farlburz, Mas'ud enumere les conquetes de ce prince: outre le Sirwan propement dit, il possedait, dit notre auteur, le Muqan jusqu'a la mer, Gumiq et Sulwar (?) jusqu'aux Alains; il a soumis les АЬЬДг, c'est-a-dire les Georgiens (?), et il a conquis l'Arran et Ganzah, ou Г auteur est musrif» 68.

Слова «jusqu'aux Alains» могли быть клише (ср. § 11.4). Фа-рибурз б. Салар (Farlburz b. Salar) был ширваншахом, правив­шим начиная с 455 г. х. / 1063 до конца V в. х. / XI. (Описание этой личности см.: Minorsky 1958: 64^—69). Ширванское цар-



62 Ibn Rustah Kitab al-A 'laq al-najtsa (изд. de Goeje, p. 98; пер. Wiet,
p. 109).

63 Ibn Rustah Kitab al-A 'laq al-najtsa (изд. de Goeje, p. 139).

64 Ibn Rustah Kitab al-A 'laq al-nafisa (изд. de Goeje, p. 149 относится к
Ибн Хордадбеху; пер. Wiet, p. 168).

65 Al-MarwazI, Saraf al-Zaman Tahir; изд. и пер. избранных парагра­
фов Minorsky 1950 = (1982: VIII).


66 Al-MarwazI Taba'i' al-hayawan 26b (изд. и пер. Minorsky 1950: 463).

67 Mas'ud b. Namdar. Описание неопубликованной рукописи см.:
Minorsky-Cahen 1949 (= 1982: X).

68 Ms. n ° 4433 de la Bibliotheque Nationale, fol. 150 v° (описание см.:
Minorsky-Cahen 1949: 119).


346 ГЛАВА ШЕСТАЯ

ство во времена своего величия охватывало большую часть Российского Азербайджана; что касается Muqdn или Muqa-niyah, это область между Кавказом и рекой Курр, подчиненная в то время Ширвану (Miquel 1967—88 [II]: 262; Константин Баг­рянородный § 5.3.2 Zapfkxv, Mcokocv). Gurrilq, кавказоязычные и исповедовавшие христианство, являются предками современ­ных кази-кумухцев или лакцев, населяющих долину реки с тем же названием, которая является притоком Кой-су; j\jL* Sulwar Минорский (Minorsky 1958: 102) исправил как jI xJ, *Sanddn, — название области, враждебной исламу, которая находилась где-то к северу или северо-западу от Дербента. Относительно «les Abhaz, c'est-a-dire les Georgiens (?)», ср. § 6.3; здесь могут возникнуть сомнения вследствие того, что такое употребление этого термина было уже анахроничным или неточным во вре­мена Масуда. ь^> Ganzah соотвествует н.-перс. a>uS Gange, сто­лица династии Шахдадидов (ср. § 6.22.3).

 

6.18. Ал-Масуди

Сочинение ал-Масуди (ум. в 345 / 956 г.) под названием «Луга золота и копи драгоценных камней» (Murug al-dahab wa ma'ddin al-gawhar) — настоящая энциклопедия по истории и географии, представляющая большую ценность из-за открыто­сти мышления ее автора и из-за интереса, который он проявля­ет ко всем народам, как древним, так и современным, принад­лежащим или не принадлежащим к исламу. Муруг содержит

69 Al-Mas'udI, Abu'l-Hasan 'Ah b. al-flusayn; изд. и пер. Ch. Pellat, Murug al-dahab wa ma 'ddin al-gawhar, I-V, Beirut 1966—74 [+ арабский ин­декс, I—II, 1979 Beirut] и Les prairies d'or, I—III, Paris 1962—71 (пересмот­ренное и испр. изд. и пер. В. de Meynard-P. de Courteille, Paris 1861—77); ср. Ch. Pellat EP VI [1990] 784—89; англ. пер. и научный комментарий главы XVII в Annex III ("Mas'Odl on the Caucasus") Minorsky 1958. Со­гласно вводному замечанию Ch. Pellat к этой главе, "independamment de quelques ouvrages cites au passage, les sources de Mas'udI sont difficilement identifiables. Sans doute a-t-il mis a profit les notions geographiques dont dis-posaient alors les Arabes, mais il у a ajoute des informations personelles et des traditions orales qui font de ce chapitre l'un des plus interessants des Murug".


АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ 347

целую главу (XVII = II1—78 = §§ 442—508), посвященную Кав­казу (gabal al-Qabh) с двумя важными пассажами об al-Lan и al-Arslyah (§§6.18.1—2), а также множество мелких дополни­тельных сведений, рассеянных по всей работе (§§ 6.18.3—4), что делает ал-Масуди наиболее важным арабским автором для на­шего исследования об аланах.

6.18.1. Царство аланов (mamlakat al-Lan) граничит с дагес­танскими аварцами (al-Sarlr). Его царь (malikhd) носит титул K.rk.nddg, а его столица (ddr mamlakat al-Lan) называется Ma-гас (*Magas), что означает (al-dubbdnah) — "муха". Помимо этого города, царь владеет замками (qusur) и угодьями (muntazahdt), куда он время от времени переезжает. [Царь ала­нов] и правитель аварцев (sahib al-Sarlr) недавно стали союзни­ками, взаимно выдав друг за друга своих сестер. После распро­странения ислама при Аббасидах, цари аланов (muluk al-Lan), которые до этого были язычниками (gdhiliyah), приняли хрис­тианскую веру (din al-nasrdniyah), но после 320 г. х. /931 они отвратились от нее и изгнали епископов и священников (al-asdqifah wa'l-qusus), присланных к ним византийским импера­тором (malik al-Rum). Между царством аланов и Кавказом (в Дарьяльском ущелье) есть так называемый Замок Аланских ворот (qal'at Bab al-Lan) и мост на большой реке (Терек). Эта твердыня была построена персидским царем Исбандийаром б. Биштасфом, который оставил там гарнизон, чтобы препят­ствовать аланам доходить до Кавказа (ср. легенд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: