Глава 11 Препятствия для свободы

Главным препятствием для свободы являются наши внутренние представления о том, что мы можем, а что — нет. Если вернуться к упражнению «не могу и должен», вы можете обнаружить, что многие ваши «хочу» останавливают правила общественной морали и страх препятствий.
Если внимательно прислушаться к нашим внутренним голосам, которые говорят «вот это плохо, а это — хорошо», «это страшно», «это ты должен», «это ты не можешь» — вы, как я уже говорила, обнаружите, что это — голоса ваших родителей, бабушек, дедушек, теть и дядь. Эти представления так въелись в нас, их слова оказывают до сих пор на нас такое сильное влияние, что мы останавливаемся как вкопанные не в силах им противостоять.

Чаще всего наши «очевидные» предпочтения и «естественные» взгляды на вещи унаследованы. Они остаются «правильными» только потому, что мы удерживаемся от того, чтобы даже представить себе нечто противоположное.

Фриц Перлз
Чтобы снять с себя влияние этих голосов, сделаем следующее упражнение.
56. Попробуйте вспомнить и записать все «послания» ваших близких в виде фраз, поступков, наставлений, символов, которые посылались вам от родных/близких/влияющих взрослых, отражающие ваши роли в жизни, в обществе, в отношениях с противоположным полом, в работе, в любой сфере. Это могут быть формулировки, которые вам нравятся и которым вы следуете, или то, что вы категорически не принимаете, что вас раздражает. Любые стереотипы, убеждения (ваши и чужие), которые вам запомнились.
Например: «Девочка должна быть послушной и терпеливой», «Не якай. Я — последняя буква в алфавите». Или: «Если б я знала, что мне будет так трудно с тобой, я б тебя не родила» и т. д. Положите руку на сердце и вспоминайте все, что вспомнится. И слушайте себя: все ли вы выписали? Не осталось ли какого-то чувства, что что-то в душе еще гнездится невысказанного, неотмеченного, непроговоренного, несформулированного?
Теперь вторая часть нашего упражнения, наиболее сложная.
Каждое из этих утверждений влияет на вас, создавая в вас чувства вины и несоответствия, ограничивая вас в выборе действий. И наша с вами задача — нейтрализовать их влияние на вас, перепрограммировать себя. Сделать это можно следующим способом.
Попробуйте теперь перефразировать, изменить, пересказать эти утверждения таким образом, чтобы они вам нравились. Например: «Женщина может и должна справляться с жизнью сама, без мужчины», «Мне нравится, что я могу со всем справиться сама».
Критерии для создания таких утверждений.
1. Они не должны содержать отрицательные частицы. Например, «Я не должна справляться со всем сама» — вариант неправильный.
2. Они должны вам очень сильно нравиться, откликаться у вас в душе. Верный сигнал — это когда вам хочется сказать: «О! Точно!» Так называемое «о! — переживание».
3. Они должны полностью перекрывать смысл того, что вам пытались навязать, то есть, по ощущению, после того, как вы проговариваете это положительное утверждение, у вас должно быть чувство радости, удовольствия или торжества, а старое утверждение сразу обесценивается совсем, и вы чувствуете, что нашли более правильное решение.
Очень важно, чтобы вы действительно почувствовали это. Пробуйте разные варианты, ищите.
После того как вы переформулируете эти послания, запишите в ваш дневник, какие чувства, ощущения и мысли вы переживали, когда делали это упражнение. Важно понимать, что те запреты, которые вы слышите в своей голове, те правила и долженствования адресованы маленькому ребенку, которым вы были, а не вам — реальному взрослому сегодняшнему человеку.

Все добродетели являются послушанием по отношению к законам, данным людьми. И только своенравие подчиняется другому закону, тому закону, что заключен в самом человеке, «своему нраву». Любой камень, любая травинка, любой цветок, любой куст, любой зверь растет, живет, действует и ощущает лишь по «собственному нраву», и в этом-то основа того, что мир добр, богат и прекрасен.

Герман Гессе
Существует глубокое заблуждение, что желания не должны встречать препятствий, и только тогда они реализуются. Многие люди говорят: «Я бы сделал это, если бы мне не было страшно» или «У меня бы получилось, если бы я был уверен в себе».
Реально же все наоборот. Все живые существа боятся, и это естественно, потому что в природе нет гарантий безопасности. Страх — это наш индикатор самосохранения. Пока нечто неизвестно нам, оно кажется в той или иной степени пугающим. Но стоит сделать это известным — и страх проходит. Таким образом, страх проходит после того, как мы совершаем то, чего боимся.

? Правило 30.

Страх проходит после того, как мы сделаем то, чего боимся.
Страх лечится действием. Когда мы делаем что-то в первый раз, мы делаем неуверенный шаг, поскольку мы не знаем, у нас нет опыта в этом и нет уверенности. Но если мы делаем этот шаг второй, третий, четвертый, десятый раз, — наша уверенность возрастает, поскольку возрастает умение делать эти шаги. Преодолевая препятствия, мы совершенствуемся.
Малыш учится ходить не потому, что его заставляют родители или еще по каким-то причинам, а потому, что у него возникает потребность осваивать новую территорию, и чтобы ее освоить, он преодолевает препятствия, развивая свои мышцы — он идет, и каждый шаг становится все совершеннее.

Настоящие изменения никогда не являются легкими — человек изменяется только в тех обстоятельствах, когда ему приходится изменяться.

Теун Марез
Взрослые уже не задумываются, как они ходят. Задумываются только спортсмены и танцоры, поскольку они продолжают совершенствовать тело.

? Правило 31.

Препятствия развивают вашу уверенность, на них вы совершенствуете свои действия, достигая максимальной эффективности для преодоления препятствия.
Известно, например, что мышцы растут и развиваются только в том случае, если нагрузка на них возрастает. Чтобы преодолеть эту нагрузку, мышцы изменяются. Так же устроена и наша психика. Чтобы развить какие-то навыки, важно взяться за дело, которым вы не владеете, и тогда, для того чтобы овладеть навыками, вы развиваетесь. В природе не бывает иначе.

Неудача — это план природы подготовить тебя к большей ответственности.

Владимир Довгань
57. Составьте список навыков, которым вы хотите обучиться, называя их очень простыми словами. Например: «Хочу научиться громко кричать», «Хочу научиться быстро реагировать на удары кулаков моего папы». После этого подумайте: каким образом вы могли бы этому научиться? Преодоление каких препятствий вам необходимо для того, чтобы научиться этому? Например, для того, чтобы научиться громко кричать, можно стать футбольным болельщиком и пытаться докричаться до вратаря. А чтобы научиться уворачиваться от папиных кулаков, подойдет бокс с опытным партнером. Не успел увернуться — получил профессиональный апперкот. Важно, чтобы препятствия, которые вы будете себе выбирать, были доступными для исполнения. Достигнув одного уровня, можно ставить задачу покрупнее.

? Хотите заняться экстремальным видом спорта? — Пачка снотворного, пачка слабительного…
Часто нам кажется, что мы не можем делать что-то не по своей воле. И это — вопрос ответственности. Когда человек спрашивает: «Как мне заставить себя делать то, что я должен делать?», это звучит на самом деле как: «Как мне заставить себя делать то, что значительная, обладающая силой часть меня не хочет делать?» Иными словами, как одна часть личности может установить жесткую диктатуру над другой частью?
Такой человек проводит свое время, готовясь, решая, уверяясь, но мало продвигаясь в выполнении того, что он так детально разрабатывает. Одна его часть становится диктатором, а другие части, мнение и интересы которых не учитываются, мстят ему усталостью, отговорками, обещаниями, не имеющими отношения к делу трудностями.
Вы можете спросить: «Если у меня есть крайне неприятная черта, нежелательный способ действия, разве не должен я избавиться от него?» Ответ: «Конечно, да!» Вопрос только сводится к выбору средств, которые будут работать, и отказу от средств, которые только кажутся работающими, а на самом деле бесполезны.
Часто именно эта внутренняя борьба является причиной к тому, что вы не двигаетесь вперед, поскольку она отнимает у вас массу сил. Огромное количество энергии уходит на борьбу с самим собой, а не на продвижение в окружающем мире и преодоление препятствий в нем.
Что делать, когда вы боретесь сами с собой, подобно Голуму? Один из способов (упражнение с пустым стулом) я привела выше.
58. Теперь я познакомлю вас со вторым способом. Нам понадобится уже не один, а два стула — для каждой из ваших частей, а также диктофон, чтобы записать то, что вы будете говорить. Поставьте оба стула напротив друг друга. Примите решение, на каком стуле будет находиться одна из ваших борющихся частей, а на каком — другая. Прислушайтесь к себе: какую часть вы сейчас более всего чувствуете в себе? Обнаружив это, садитесь на тот стул, которому она соответствует. Сев на этот стул, опишите себя, когда вы находитесь в этой части: «я такой-то человек, для меня важно то-то и то-то, моя роль по отношению к тебе такая-то». Затем посмотрите на противоположный стул и опишите отсюда вашу вторую часть, обращаясь к ней на «ты» по следующей схеме:
— ты такая-то (или такой-то);
— я (та часть вас, которая на стуле) отношусь к тебе так-то и чувствую к тебе то-то;
— ты делаешь то-то, и я отношусь к этому так-то; — мне не подходит то, что ты…;
— я хочу, чтобы ты…
После этого пересядьте на противоположный стул и проговорите такой же текст от имени другой части: сначала опишите себя, а затем обратитесь к другой части.
Затем снова пересядьте на первый стул и ответьте на слова вашей другой части. Снова пересядьте и снова ответьте.
После этого прослушайте запись диалога ваших частей. Что вы обнаружили? Как ваши части настроены друг к другу? Что вы чувствовали, полностью находясь в одной части, а потом полностью в другой? Возникло ли у вас желание, чтобы ваши части как-то договорились, пришли к какому-то соглашению? Что вам напоминает этот диалог?

Поскольку мы целостны, а внутренний конфликт делает нас разделенными, в этом диалоге частей важно найти, как наши части могут попросить друг друга о поддержке, как они могут договориться. Каждая из частей играет важную роль в вашей личности, и бывает очень полезным обнаружить, в чем ценность каждой из частей, как она полезна вам. Тогда есть шанс договориться.

? Правило 32.

Если мы обладаем какими-то чертами, привычками, способами жить — значит, они для чего-то нам полезны. Не имеет смысла ругать себя за какое-то поведение, важно обнаружить его смысл и воспользоваться им выгодно для себя.
Еще одним нашим серьезным препятствием является иллюзия о бесконечности жизни, о том, что нечто можно отложить «на потом». Однако, как я уже говорила выше, жизнь непредсказуема. Прямо завтра можетупасть кирпич вам на голову, и для осуществления отложенного не останется времени. Два следующих упражнения помогут лучше понять, как вы себя останавливаете на пути обретения в свою жизнь всего, что вам нужно.
59. Представьте, что до конца вашей жизни осталось 5 лет. Как вы проведете это время? Напишите список, что бы вы сделали, если бы вам осталось жить 5 лет. Осуществили ли бы какую-то мечту? Пообщались бы с кем-то, с кем не решались раньше? После составления списка ответьте на вопрос: что останавливает вас сделать это сейчас? Так ли важны эти причины?

? Настоящий оптимист даже на кладбище вместо крестов видит плюсы.
60. Закройте глаза и представьте, что вы умерли, вас похоронили, и ваши друзья и близкие собрались и говорят о вас. Они хотят придумать, что написать на вашем памятнике. Кто из ваших знакомых пришел? О чем они говорят? Какие идеи они выдвигают? Какую фразу они выбирают? После выполнения этого упражнения ответьте на вопросы:
1. Что значит для вас эта фраза, которую придумали ваши близкие?
2. Устраивает ли вас эта фраза?
3. За что бы вы сами хотели, чтобы люди любили вас?
4. Что вы делаете для этого?
5. Что вы не делаете для этого?
6. Что вас останавливает делать это?
7. Как вы считаете, чем вы ценны для окружающих?
Часто в этом упражнении обнаруживается, что люди считают своими достоинствами то, что они облегчают жизнь другим. Выше мы уже обсудили с вами, что облегчение жизни другим — это не достоинство, это средство манипуляции. Попробуйте найти другие свои ценности. И будет здорово, если вы обнаружите, что ваши достоинства не приносят пользы никому, кроме вас. Например, это могут быть такие достоинства:
— я красивый;
— я умный;
— я успешный;
— я обаятельный;
— я непосредственный;
— я энергичный;
— я талантливый и так далее.

Самое бесстрашное основание нужно, чтобы быть индивидуальностью: «Неважно, если даже весь мир против меня. Единственное, что важно, это чтобы мой опыт был подлинным. Я не смотрю на числа, на то, сколько человек на моей стороне. Я смотрю на подлинность моего опыта — повторяю ли я чьи-то слова как попугай, или источник моих слов лежит в моем собственном опыте. Если это мой собственный опыт, если это часть моей плоти и крови, тогда весь мир может быть на противоположной стороне; все равно, я прав, они все не правы. Это неважно, мне не нужно их голосование, чтобы почувствовать себя правым».

Ошо
И последнее серьезное препятствие — это иллюзия, что все должно получаться с первого раза. Не должно и невозможно. Никто из нас не может добиться сколько-нибудь серьезных результатов, если делает только одну попытку. Делая шаг вперед, мы узнаем, как мир реагирует на наши действия. Благодаря этой обратной связи, мы ориентируемся и узнаем, что нам делать дальше, как строить наши маневры. Мы снова совершаем действия и получаем обратную связь от мира. Таким образом, нам необходимо несколько попыток, чтобы действовать лучше, точнее и более целенаправленно. Без взаимодействия с миром мы не можем узнать, как нам действовать, нет никакого рецепта, чтобы знать это заранее. И нет таких людей, которые могут знать, как действовать заранее, по— скольку мир меняется каждую минуту и откликается на каждого из нас по-разному в связи с нашей уникальностью.

Прекращение попыток означает полное поражение. Единственным поражением в жизни является отказ от сражения. Охотник достаточно умен для того, чтобы не надеяться, что добыча, которую он выслеживает, просто вежливо подойдет к нему и случайно свалится в котел с супом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: