double arrow

Качества Всевышнего Аллаха

То как Он управляет делами своих рабов, приказывает и запрещает, творит и кормит, умерщвляет и оживляет, решает и приводит в исполнение, возвышает и унижает, меняет день и ночь, изменяет положения людей, меняет страны, приходит с одной и уходит с другой.

Как ангелы-посланники, мир им, поднимаются к Нему с делами и спускаются от Него, Его приказы сменяют одна другую, исполняются согласно Его воле и хотению. Все что Он хочет, исполняется точно, так как Он пожелает, когда Он захочет, без прибавок и убавок, не раньше и не позже. Его приказы и власть действительна во всех уголках небесах, над землей и под ней, в морях и в море, во всех частях вселенной, вращает, управляет и творит в ней то, что Он пожелает. Все вещи охвачены Его знанием, у Него все подчитано, Он все объял милостью и мудростью. Он слышит все звуки, они не перебивают друг друга и не путаются один с другим для Него. Слышит шепот, несмотря на все разнообразие языков и различность просьб и одно из них не отвлекает Его от другого, множество молитв не вводит Его в заблуждение. Он не тяготится от постоянных просьб нуждающихся. Он видит все, даже крошечного, черного муравья на огромной скале в непросветную ночь. Скрытное для Него явно, все секреты для Него открыты, Ему известны мельчайшие подробности тайн. Он знает то, что сокрыто в душе раба, то, что он представил в сердце, но не выразил это языком, Он знает не только это, но и то, что он представит и время того.

Ему принадлежит создание и право приказывать им. Ему власть и слава, этот мир и будущий. Он творит благодеяния, Он обладает достоинствами, и Ему — достойная похвала. Все владычество и хвала принадлежит Ему, в Его руках добро. К Нему возвращаются все дела, Его мощь и милость пронизывает каждую вещь, блага Его доходят до всех живых существ. «Просят Его те, кто в небесах и на земле; каждый день Он за делом [155]»

Прощает грехи, убирает беспокойства, рассеивает печаль, восстанавливает разрушенное, обогащает бедного, обучает невежу, ведет заблудшего, наставляет смятенного,освобождает попавшего в затруднение, насыщает голодного, одевает нагого, лечит больного, исцеляет несчастного, принимает покаяние, вознаграждает творящего добро, помогает обиженному, ломает высокомерного, прощает ошибки, прикрывает недостатки, охраняет своих подопечных, поднимает народы и опускает их, не спит, это не подобает Ему, Он опускает весы и поднимает их. Его десница — полна, расходование не опустошает ее, Он щедр ночью и днем. Смотрите, сколько Он раздал с момента сотворения мира, однако Его десница не опустела.

Сердца и макушки рабов в Его руках, поводки дел закреплены Его решением и предопределением, вся земля в день Суда будет в Его длани, а скрученные небеса в Его деснице. Он будет держать все небеса в своей щедрой руке, а землю в другой, а потом потрясет их и скажет: «Я Царь, Я Царь! Я тот, кто сотворил этот мир из ничего, и Я возвращу его, так же как начал его».

Его не беспокоит величина греха, когда Он прощает, и размер вопрошаемой вещи, когда Он дарит ее. Если бы праведность всех обитателей небес и земли, первого из них и последнего, людей из них и джинов, была бы на уровне благочестия сердца самого богобоязненного из них, это бы ничего не прибавило в Его владениях, а если бы порочность всех обитателей небес и земли, первого из них и последнего, людей из них и джинов, была бы на уровне испорченности сердца самого развратного из них, это бы ничего не убавило в Его владениях.

Если бы все обитатели небес и земли, первый из них и последний, люди и джины, живые и мертвые встали на одной долине и попросили Его и Он дал бы каждому, что он хотел, это не уменьшило бы то, что у Него, даже на пылинку.

Если из всех деревьев, от начала мира до его конца, сделать перья, а моря использовать как чернила, этого не хватит для записи слов Всевышнего, так как им нет ни начала, ни конца, как у сотворенных вещей.

Он Первый, нет никого до Него, Он Последний, нет никого после Него. Он Непобедимый, нет никого выше Него, Он Объемлющий все, так что Он ближе к творениям, чем они сами к себе.

Возвышен Он и Благословен, Достойнейший из тех, кого поминают, поклоняются, восхваляют. Наилучший из тех, кого благодарят. Самый успешный из желающих, сострадательный из управляющих, щедрый из вопрошаемых, снисходительный из способных выполнить свою угрозу. Самые хорошие цели у Него. Он самый справедливый из мстящих. Его решения основаны на Его знаниях, Его прощение после мощи, следствие Его величия. Его запреты основаны на мудрости, Его покровительство от благодеяния и милости.

Он Царь, нет Ему сотоварища, Единственный, нет Ему равных. Самодостаточный, нет у Него помощника. Вечный, нет у Него ребенка и подруги. Высочайший, нет подобных Ему и соименных. Все тленно, кроме Него, все не вечно, кроме Его царства. Любая тень исчезнет, кроме Его тени. Любое благо кончается, кроме Его. Ему подчиняются, только после Его разрешения и милости. Его ослушиваются, только согласно Его знанию и мудрости. Того, кто слушается Его, Он вознаграждает, а согрешившим — Он прощает. Любое Его наказание — справедливо, любая Его милость — благо. Он самый близкий свидетель, лучший хранитель. Управляет всеми, записал следы, предписал сроки жизней. Тайное для Него — явно, скрытое — у Него на виду. Его речь — подарок и наказание. «Его приказ, когда Он пожелает чего-нибудь, — только сказать Ему: «Будь!» — и оно бывает [156]»

В сердцах озаренных светом этих атрибутов, исчезают остальные лучи. Что же происходит после этого трудно представить или же выразить словами.

Суть в том, что зикр освещает сердце, лицо и органы тела. Это свет раба в этом мире, в «барзахе» и в день Суда.

Мощность и убедительность дел и слов находятся в прямой зависимости от света веры в сердце раба. Из верующих есть такие, чей луч деяний, поднявшийся к Всевышнему Аллаху, подобен свету солнца, такова же лучезарность его духа, когда он направляется ко Всевышнему Аллаху, при переходе моста, таково же сияние его лица в День Воскрешения.

37. Поминание Аллаха — вершина всех дел, путь всей общины, входная дверь к Всевышнему Аллаху, кому она открыта, тот должен очистить себя и войти к нему и там он найдет все то, что пожелает. Нашедший Аллаха, нашел все, что ему надо, потерявший же Его, потерял абсолютно все.

38. Сердцу присуща недостаточность и нищета, ее может покрыть только поминание Всевышнего. Однако это произойдет только тогда, когда зикр становится эмблемой его сердца, он постоянно поминает Аллаха, язык следует ему. При этом подобный человек становится богатым без имущества, сильным, без семейной поддержки и внушающим уважение, без власти. У небрежного же к поминанию все наоборот. Он нищ, даже с большим капиталом, унижен, обладая властью, слаб, имея поддержку.

39. Зикр собирает разрозненное, разделяет соединенное, приближает далекое и удаляет близкое.

Соединяет рабу то, что в беспорядке у него на сердце и в желаниях, его заботы и намерения. Очень тяжело, когда они в неупорядоченном состоянии, жизнь и наслаждение чувствуется лишь при собранности сердца, его забот, намерений и желаний.

Разбивает же то, что собралось в нем из беспокойств, тревог, печалей и горестей из-за упущенных требований и целей. Убирает из него то, что собралось в нем из грехов, ошибок и проступков, так что они спадают с него, стираются и уничтожаются. Также поминанием разбиваются полчища дьявольских войск. Иблис постоянно посылает своих воинов, при этом, чем больше в человеке стремления к Всевышнему, связи и намерения к Нему, многочисленнее, сильнее и опаснее его войска. Уничтожить это войско возможно только постоянным поминанием Аллаха.

Приближает Потусторонний мир, который удаляет от нас Сатана и наши мечты. Увлеченному зикром кажется, что он уже там. Для него теряется значимость этого бренного мира, потусторонний мир занимает его сердце.

Удаляет близкое, то есть этот мир, который ближе к нам, нежели потусторонний. Приближает будущий мир к сердцу, удаляет от него мир преходящий. Чем он ближе к ней, тем дальше от той. Достигается это только при постоянном поминании Аллаха.

40. Зикр будит сердце ото сна, выводит его из дремоты. Спящее сердце далеко от выигрышных и выгодных сделок, оно всегда — банкрот. Проснувшись и осознав это, возникает обостренное чувство самопорицания, и человек полноценно проживает остаток жизни, нагоняя то, что упустил. Зикр — это пробуждение. Небрежность — глубокий, крепкий сон.

41. Поминание Всевышнего — древо, плодоносящее познаниями и состояниями, к которым стремятся идущие. Это плоды, которые срываются только с этого дерева. Чем

величественней дерево, мощнее его корни, тем больше у него плодов. От зикра исходят все стадии духовного пути, начиная от пробуждения и кончая единобожием. Основа любой стадии — поминание Всевышнего. Оно для нее как фундамент для здания, стены для ее потолка. Спящий раб не в состоянии идти по пути познания, а прежде уже упоминалось, что пробуждение достигается лишь зикром, и то, что небдительность — глухой, тяжелый сон сердца или вовсе его смерть.

42. Поминающий близок к Воспоминаемому, Он вместе с ним. «Ма'ия[157] связанное со знанием и общим всеобьемленьем, отличается от него тем, что эта связана с близостью, покровительством, любовью, поддержкой и содействием. Всевышний говорит: «Поистине, Аллах — с теми, которые страшатся Его гнева [158]

«Поистине, Аллах — с терпеливыми [159]»

«…и поистине, Аллах, конечно же, с добродеющими [160]»

«Не печалься, ведь поистине, Аллах — с нами [161]»

Поминающему перепадает огромная доля этого индивидуального совместного пребывания. В Божественном предании пришло: «Я вместе с моим рабом, когда он поминает Меня и губы его произносят имя Моё [162]

В другом месте упоминается, что: «Поминающие Меня — Мои друзья, благодарящие — Мои гости. Грешников, Я не ввожу в отчаянье в Своей милости. Если они покаются, то они найдут Меня любящим их, ведь поистине Я люблю кающихся, и люблю очищающихся. Однако если они не будут каяться, то ведь Я — Целящий, очищу их от /греховных/недостатков, испытывая их бедами и несчастиями»».

«Ма'ия» поминающего не сравнимо ни с чем, оно ярче «ма'ия» добротворящего или страшащегося Его. Слова не могут объять её смысла, она не подаётся описанию и познаётся лишь только интуицией. На этом месте, поскользнулись стопы тех, кто не отличает Вечного от преходящего, Господа от раба, Создателя от сотворенного, поклоняющегося от объекта поклонения, и они впали либо в панентеизм[163] уподобившись христианам, либо в пантеизм[164] примкнув к секте «единства бытия», утверждающей об отсутствии разницы между сущностью Бога и сущностью раба. У них нет таких понятий: Господь и раб, вселенная и Истина, так как по их убеждению, Всевышний — это раб, а раб — это Аллах. Тленный мир — это чистая, непреходящая Истина. Аллах выше всех этих лживых измышлений.

Если человек не имеет здоровую, правильную систему мировоззрения, то во время погружения в зикр, он растворится в Его поминании, забыв, как поминание Всевышнего, так и самого себя и обязательно войдет или во врата панентеизма или же пантеизма. Сторонники этого мировоззрения говорят, что все едино, все мы — часть одного итого же. Пошлость и аморальность этого очевидна, ее идеологические принципы идут вразрез с понятиями Ислама. Действительно, если все так, как они утверждают, получается, что нет абсолютно никакой разницы между чашкой чая и рюмкой шампанского, братом по Исламу и каким-нибудь заблудшим атеистом, между женой и проституткой в борделе. Все религиозные обязанности сводятся к нулю. Просим Всевышнего Аллаха, что бы Он уберег нас от подобных умственных извращений.

45. Самые почитаемые Аллахом богобоязненные существа — это те, чей язык не прекращает поминать Аллаха. Те, чья богобоязненность проявляется в безупречном выполнении приказов и запретов Всевышнего, а также в том, что поминание Всевышнего для них — образ жизни. Богобоязненность служит причиной вхождения в Рай и защитой от огня, то есть является воздаянием и наградой, а поминание Аллаха — приближает их к Нему, служит причиной возвышения раба перед Всевышним. «Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда. Уверовавшие в Аллаха и Его посланников – это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, и им уготованы их награда и их свет. Ате, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада [165]»

«Да, вы станете одними из приближенных». Они сказали: «О Муса (Моисей)! Либо ты бросишь, либо бросим мы [166]»

46. Черствые сердца, размягчаются только при поминании Всевышнего Аллаха.

Хаммад ибн Зайд передавал от Ма'ли ибн Зиада что один человек сказал Хасану Басри: «О, Аба Са'ид, я хочу пожаловаться тебе на жесткость своего сердца!». На что тот ответил: «Размягчи его поминанием Всевышнего». Чем небрежнее сердце, тем оно черствее. При поминании смягчается жесткость сердца, так же как плавится свинец на огне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: