1. Закрытая монополия — официальная юридически защищенная монополия, действующая в тех областях экономики, где конкуренция подвержена запретам на основе патентов, лицензий
· метрологическая и санитарная службы,
· почта
· телеграф
· военно-промышленный комплекс
· производство алкогольных напитков, табака,
· монополия внешней торговли
2. Открытая монополия — монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая специальной защиты от конкуренции в виде патента. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.
Пример:
· французская фирма «Dupont» была первой, кто стал производить полиэтиленовую плёнку и непромокаемую ткань.
· «Texas Instruments» – впервые произвела электронные часы и микрокалькуляторы.
3. Естественная монополия
В российской промышленности около 4000 монополий, из них естественных монополий – 500
Естественная монополия - состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции, так как в силу технологических особенностей некоторых производств издержки производства на одном крупном предприятии ниже, нежели на множестве мелких
· энергетические сети,
· железные дороги,
· трубопроводный транспорт,
· коммунальные службы,
Монополию называют естественной, потому что входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы.
Газпром, нефтепром, РЖД, водоканал, ЕЭС
Естественная монополия — вид монополии с
· эксклюзивным ресурсами или
· крайне высокой стоимостью или
· исключительной материально-технической базой или
· фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).