Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

Виды СПЭ:

1. СПЭ личности обвиняемого

СПЭ личности обвиняемого имеет свою собственную задачу - создание объективного «психологического портрета» подэкспертного: выявление его индивидуально-психологических особенностей, способствующих выявлению внутренних механизмов его поведения, психологических мотивов противоправных поступков. СПЭ никоим образом не выходит за пределы своей научной компетенции, исследуя мотивы противоправного деяния, поскольку рассматривает мотив как элемент целостной мотивационной системы человека, что не сводится к юридической оценке мотивов преступления.

На разрешение экспертизы рекомендуется ставить следующий вопрос:

Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого (интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые, мотивационные) могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

2. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших

Оценка показаний свидетелей и потерпевших является одной из самых сложных задач при установлении истины по делу. Следователи и судьи часто сталкивается с таким явлением, как противоречивость свидетельских показаний. Однако за этим чаще всего стоит не злой умысел свидетеля исказить картину происшествия, а индивидуальные особенности процессов приема, переработки и сохранения информации. Полнота и адекватность показаний свидетеля зависит от двух групп факторов: внешних и внутренних. К внешним относят условия восприятия исследуемых событий (особенности криминальной ситуации (ее продолжительность, интенсивность, новизна, дефицит времени, дефицит информации, ее сложность, динамика) и физические условия (время суток, метеоусловия, микроклиматические особенности, степень освещенности и т.п.)). К внутренним факторам относятся: а) особенности анализаторных систем, позволяющих адекватно воспринимать отдельные предметы и их сочетания, а также внешнюю сторону событий; б) особенности мыслительной деятельности, памяти, жизненный опыт, личностные особенности, позволяющие правильно воспринимать и оценивать внутреннее содержание происходящих событий, т.е. понимать их значение, сохранять эту информацию; в) эмоциональное и соматическое состояние человека в момент восприятия. Однако на восприятие информации могут влиять социальные и социально-психологические факторы (социально-психологическая атмосфера вокруг преступления).

Выделяют индивидуально-психологические особенности, которые способны впоследствии исказить информацию об исследуемых событиях. К ним следует отнести повышенную внушаемость. Искажение воспринятой картины преступления может обусловить влияние лиц, заинтересованных в сокрытии ре­альных обстоятельств; влияние следователя, вольно или невольно оказывающего давление на свидетеля даже самой постановкой вопросов, невербальными компонентами общения; а также социально-психо­логическая атмосфера вокруг преступления. Повышенная внушаемость свойственна детскому возрасту, она может усилиться в подростковом возрасте и третьим «пиком» внушаемости может быть преклон­ный возраст, когда снижается критичность человека. Другой индивидуальной особенностью может явиться склонность к фантазированию, некорригируемая сознанием склонность заполнять пробелы памяти образами воображения. Как правило, этим «грешат» демонстративные личности.

Хочется отметить, что эксперт-психолог не может делать вывод о достоверности показаний свиде­теля (потерпевшего), т.к. это является исключительной прерогативой суда. СПЭ может ответить на вопрос о том, какие психологические особенности испытуемого могут свидетельствовать в пользу достоверности его показаний, а какие - против. При этом психолог только констатирует факт наличия тех и других особенностей, но сама оценка показаний лежит за пределами экспертного заключения.

Поводы для назначения СПЭ свидетелей и потерпевших. 1) данные о малолетнем (или преклонном) возрасте свидетеля, низком уровне его психического развития, недостаточном овладении им активной речью, недостаточность жизненного опыта, некоторых особенностях характера (демонстративность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию). 2) данные о неблагоприятных условиях восприятия интересующей следствие информации (затрудненные условия восприятия, наличие помех, быстротечность событий, пороговая сила раздражителя и т.д.). 3) сведения о необычном психическом состоянии свидетеля и потерпевшего в момент восприятия событий (растерянность, психическая напряженность, тревога, фрустрация)либо неблагоприятном соматическом состоянии (болезнь, травма и т.п.). 4)поводом для назначения СПЭ могут послужить данные о возможном влиянии на свидетеля (потерпевшего) людей, заинтересованных в исходе дела или сложившейся вокруг этого дела социально-психологической атмосферы. 5) противоречивость его показаний, а также принципиальное их несовпадение с другими материалами дела.

Причиной последнего обстоятельства может быть наличие у свидетеля особого вида памяти - эйдетической, которая, образно говоря, подобна моментальному фотографическому снимку, когда ситуация запечатлевается в памяти человека до мельчайших подробностей. Столь детальное запоминание быстротечных, например, событий может вызвать сомнения у следователя, поскольку, в его представлении «такого не может быть, потому что не может быть никогда» и кроме того, подобные показания, естественно, будут находиться в определенном либо полном противоречии с показаниями других свидетелей. Эйдетическая память встречается очень редко и, как правило, у детей.

Вопросы:

1. Каковы основные индивидуальные особенности познавательной деятельности (выражение "познавательная деятельность" может конкретизироваться и заменяться на "память", "внимание" и пр.) данного свидетеля или потерпевшего?

2. Учитывая индивидуальные особенности зрения (или других органов чувств - указать каких) и конкретные условия, в которых происходило событие (необходимо указать какое), мог ли испытуемый воспринимать важные для дела обстоятельства (конкретизировать)?

3. Каково было психическое состояние свидетеля или потерпевшего в момент восприятия событий или предметов (указать каких)?

4. Учитывая психическое состояние испытуемого в момент восприятия описанного события, был ли он способен правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие)?

5. Учитывая уровень психического развития свидетеля или потерпевшего, его психическое состояние в момент восприятия событий (указать каких), мог ли он правильно понимать внутреннее содержание событий (указать какое именно содержание)?

6. Обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного (или другого) анализатора, необходимой для восприятия раздражителя (конкретизировать ) в имевших место условиях?

7. Обладает ли испытуемый дифференциальной (разностной) чувствительностью зрительного (или другого) анализатора, достаточной, чтобы в имевших место условиях восприятия ощутить изменения в силе раздражителя?

8. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?

9. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?

10. Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?

11. Может ли испытуемый (при выявленном у него уровне развития речи) давать правильные показания?

3. СПЭ по факту сексуального насилия

При расследовании дел о сексуальном насилии основным является оценка состояния жертвы, т.е. установление факта нахождения в беспомощном состоянии, поскольку изнасилованием является половое сношение, совершенное с использованием беспомощного состояния. По УК - беспомощное состояние предполагает неспособность понимать характер и значение действий сексуального характера и невозможность оказания сопротивления в силу физического или психического состояния жертвы.

Психологи выделяют физический и психический аспекты беспомощности. Психический аспект включает: 1) неспособность потерпевшей адекватно осознавать явления окружающей действительности; 2) неспособность потерпевшей правильно оценивать ситуацию и социальное значение происходящего; 3) отсутствие у потерпевшей способности (либо возможности) выражать свою волю. В связи с этим выделяют категории характера сексуальных действий (т.е. правильное отражение их содержательной стороны на основе своей информированности в вопросах пола) и понимание их значения (т.е. смысловое оценивание и осознание). Т.о. способность правильно понимать характер и значение совершаемых действий понимается как совокупность психологических особенностей, обеспечивающих понимание сексуальной направленности действий посягателя, возможных биологических и социальных последствий этих действий, принятых в обществе нравственно-этических оценок посягательств на половую неприкосновенность, проявляющаяся в конкретной ситуации конфликтного взаимодействия с посягателем. Указанная способность обусловливается внешними (особенности криминальной ситуации, ее сложность и динамика) и внутренними (уровень психического развития потерпевшей, ее психическое состояние в исследуемой ситуации, личностные особенности, специфический жизненный опыт) факторами. Т.о. частными объектами СПЭ в данном случае являются психические процессы (восприятие, мышление), типологические свойства нервной системы, акцентуации («заостренные черты») характера, а также уровень сформированности морального сознания (включает две составляющие – когнитивную, связанную со знанием и пониманием существующих морально-нравственных норм и со способностью полноценно анализировать и адекватно соотносить сложившуюся ситуацию с этими нормами и личностную, котораявключает в себя отношение личности к действующим моральным нормам и субъективное принятие этих норм).

Выделяют признаки, указывающие на то, что потерпевшая не была способна понимать характер и значение совершавшихся с нею действий и оказывать сопротивление, а потому являющиеся основанием для назначения СПЭ. 1) данные о пассивном поведении потерпевшей в криминальной ситуации; 2) отсутствие у потерпевшей глубоких эмоциональных реакций на случившееся (часто это является свидетельством несформированности когнитивной составляющей морального сознания); 3) в ходе следствия возникло предположение относительно ее отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием; 4) известно, что потерпевшая обнаруживала признаки соматического заболевания, которое могло существенно повлиять на ее способность оценивать ситуацию и оказывать активное сопротивление. 5) сведения о некоторых характерологических особенностях потерпевшей (таких как вялость, инертность, пониженная уверенность в себе, застенчивость, замкнутость, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям и т.д.); 6) информация о неблагоприятных условиях воспитания потерпевшей.

Существует еще одна проблема, это - виктимное (т.е. провоцирующее) поведение потерпевшей. Следует различать поведение личности, ставшей жертвой насилия, и собственно виктимное поведение.

Вопросы:

1. Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности (не связанное с психическим заболеванием отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?

2. Каково было психическое состояние потерпевшей в ситуации составляющей содержание уголовного дела?

3. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, была ли испытуемая в состоянии понимать характер и значение совершавшихся с нею действий?

4. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, была ли испытуемая в состоянии оказывать сопротивление?

4. Посмертная СПЭ

Этот подвид СПЭ помогает следственным органам установить, является ли самоубийство в конкретном случае добровольным актом или же имело место доведение до самоубийства. В ряде случаев возможна и инсценировка самоубийства. Задача СПЭ в таких случаях заключается в установлении наличия у суицидента в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, а также выявление причин этого состояния.

Очевидно, что выводы могут быть только вероятными по нескольким причинам. 1) экспертному исследованию подвергаются лишь материалы дела, показания свидетелей, родных и близких погибшего, его письма, записки, рисунки, которые могут дать косвенную информацию о личности. 2) предрасполагающее к самоубийству состояние не обязательно приводит к суициду или суицидальной попытке. Не всегда представленные на экспертизу материалы позволяют прийти к каким-либо определенным выводам и приходится констатировать, что ответить на поставленные вопросы не представляется возможным, т.е. выводы экспертизы зависят в данном случае и от полноты собранных следственными работниками данных.

Вопросы:

1. Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?

2. Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?

Как показывает практика, основными этапами проведения посмертной СПЭ являются:

1. Анализ материалов уголовного дела для выяснения психологической и социальной информации о подэкспертном: выявление личностных особенностей испытуемого и некоторых фактов его биографии, которые могут иметь важное значение при анализе поведения;

2. Анализ поведения потерпевшего в криминальной ситуации для определения его эмоционального состояния;

3. Анализ имеющихся в деле личных записей, рисунков, заметок испытуемого, характеристик знакомых и близких для составления психологического портрета погибшего.

Главная задача - составление психологического портрета подэкспертного по косвенным признакам, а также определение его психического состояния в рассматриваемый период, чтобы на основе этого анализа прийти к относительно адекватным выводам.

На первом этапе следует обращать внимание скорее на описание поведения подэкспертного лицами, хорошо знавшими его, анализ описания личности погибшего, данное ему родственниками, близкими людьми, друзьями, начальниками. Особое внимание следует обратить на следующие факты в биографии потерпевшего, которые говорят о риске суицидальности.

На втором этапе - анализа криминальной или конфликтной ситуации - следует обратить внимание на такие ее аспекты, как существование ситуации неопределенности, ожидания; наличие конфликтов; суицидальные высказывания или высказывания с угрозой суицида; чувство усталости, бессилия; чувство обиды, жалости к себе.

Серьезность и устойчивость намерения при истинном суициде подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, в ряде случаев - наличие предсмертных записок. Как правило, самоубийства происходят в вечернее или ночное время суток, все попытки совершаются без свидетелей, а способы свести счеты с жизнью выбираются наиболее “жесткие” (самоповешение и использование огнестрельного оружия). В предсмертных записках чаще всего звучат идеи самообвинения и содержаться просьбы о прощении их близкими людьми. Иногда обвиняются те, кто является, по мнению суицидента, виновником его поступка.

Некоторые суицидальные действия обусловлены необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции психотравм. Существуют ситуации, когда человек сознательно манипулирует жизнеопасными действиями, на фоне сохраняющейся высокой ценности собственной жизни и страха смерти. Личностный смысл подобных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для суицидента сторону. Поскольку такая попытка не должна повлечь за собой смерть, для этого предпринимаются все меры предосторожности: акт суицида предпринимается в присутствии посторонних лиц, имеют место множественные и поверхностные порезы предплечья. Подобное демонстративно- шантажное суицидальное поведение нередко приводит к трагическим последствиям (серьезным увечьям и даже к смертельному исходу), когда различного рода случайности и неправильный расчет определяют конечный результат попытки.

Во время третьего этапа необходимо выяснить, имеются ли у испытуемого такие личностные особенности, которые могут увеличить риск попытки суицида (эмоциональная неустойчивость, импульсивность, эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных контактов, доверчивость, эмоциональная вязкость или неподвижность, болезненное самолюбие, несамостоятельность, зависимость в принятии решений, напряженность потребностей (сильно выраженное желание достичь своей цели), высокая интенсивность данной потребности, настойчивость, решительность, бескомпромиссность, низкая способность к образованию компенсаторных механизмов, в том числе - вытеснение фрустрирующих факторов).

5. СПЭ эмоциональных состояний

Подавляющее большинство серьезных преступлений против личности (таких как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений) совершается при наличии сильных эмоциональных переживаний. Как правило, подобным противоправным действиям предшествуют ссоры, конфликты, оскорбления. Нередко те оскорбления или действия, которые привели к трагическим последствиям, кажутся незначительными, но у каждого человека есть своя собственная шкала ценностей и возможно что были затронуты именно те ценности, которые занимают ведущую ступень в иерархической лестнице. Следовательно, эмоциональный отклик будет различным, а это не всегда учитывается. Дадим общее представление об эмоциональных состояниях человека, с которыми можно встретиться при расследовании уголовных дел.

Физиологический аффект. Аффект - это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, имеющее «взрывной» характер, сопровождаемое резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Как правило, аффект дает неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Существует три механизма возникновения аффекта.

1) связан с тем, что аффект возникает вследствие накопления (аккумуляции) у человека отрицательных эмоциональных переживаний; 2) это реакция на одноразовое действие очень сильного раздражителя (оскорбления, угрозы, насилия). 3) связан с оживлением ранее образовавшихся следов возбуждения, когда повторное действие раздражителя, вызывающего аффект, было как бы отсрочено на время от нескольких минут до нескольких лет.

Рассмотрим признаки физиологического аффекта. 1) внезапность возникновения; 2) взрывообразная динамика; 3)кратковременность; 4) интенсивность и напряженность протекания; 5) дезорганизующее влияние на психическую деятельность (выражается в сужении сознания: на уровне восприятия приводит к его субъективизации, сужению объема, фрагментарности, на уровне мышления происходит утрата его гибкости, снижение качества мыслительных процессов); 6) сопровождается стереотипной моторной активностью; 7) вегетативные сдвиги ( проявляется в изменении частоты дыхания, интенсификации сердечной деятельности, покраснении или побледнении кожных покровов, пересыхании слизистых ротовой полости, изменении голоса и т.п.); 8) частичная амнезия; 9) астенический синдром.

Т.о. аффект - это предельное экстремальное состояние, вызывающее резкие изменения в психической деятельности человека, что проявляется в его поведении и конкретных действиях. Следует помнить, что физиологический аффект не является патологическимэмоциональным состоянием (как патологический аффект), поскольку вызывает сужение сознания, а не помрачение его; не ликвидирует сознательный контроль над действиями и поведением, а тормозит его, значительно снижает его уровень. Он возникает в тех случаях, когда имеется преднамеренная угроза ведущим жизненным ценностям человека. Т. е. данному состоянию предшествует так называемая аффектогенная ситуация. Рассмотрим признаки такой ситуации. 1) конфликтность; 2) внезапность; 3) экстремальность; 4) быстротечность; 5) реальной.

Таким образом, для возникновения состояния физиологического аффекта имеются два условия: необходимое (аффектогенный характер ситуации) и достаточное. Не каждая аффектогенная ситуация «порождает» аффект, это случиться, если состояние будет включать в себя все вышеописанные признаки. На практике часто встречаются случаи, когда обвиняемый совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения и в то же самое время выявляет признаки аффективного состояния. Но собственно физиологический аффект в состоянии алкогольного опьянения возникнуть не может, т.к. алкоголь сам по себе вызывает дезорганизацию психической деятельности человека. Такое состояние назвали аномальным аффектом (не путать с патологическим!).

Существует еще целый ряд эмоциональных состояний, которые способны дезорганизовать деятельность человека, однако имеющими отличные от аффекта динамику и содержание. К ним относятся психическая напряженность (стресс), фрустрация, а также растерянность.

Психическая напряженность (ПН) - это состояние, возникающее у человека в экстремальной (необычной, новой или угрожающей) ситуации. Его влияние на психическую деятельность неоднозначно и зависит от особенностей стрессогенной ситуации и индивидуально-психологических качеств человека. Она может оказывать и мобилизующее и дезорганизующее влияние. ПН может быть обусловлена стрессогенными факторами внешнего (степень неожиданности воздействия; интенсивность воздействия, превышающую индивидуально-психологические возможности человека; дефицит времени на оценку ситуации, принятие решения и его реализации; неопределенностьситуации ) и внутреннего порядка (субъективная оценка воздействия как опасного, угрожающего здоровью, жизни, социальному статусу, ведущим мотивам поведения, системе ценностей человека; личностная значимость воздействия; близость действия стрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно - неприятно»; продолжительность воздействия стрессора при сохранении его личностной значимости; конфликтный выбор между противоположными мотивами поведения.). Специфика состояния психической в динамике возникновения (нарастание ПН может быть относительно длительным, а спад не столь стремительным). Состояние ПН не столь кратковременно, как аффект. ПН может не только разрушительно влиять на психическую деятельность, но и улучшать ее качество, т.е. возможна адаптация к негативным влияниям (однако следует заметить, что возможности адаптационного синдрома не безграничны, и рано или поздно последует дезорганизация психической деятельности). Отрицательное влияние ПН на деятельность и сознание человека заключается в снижении процессов восприятия, внимания, памяти, активности мыслительных процессов, утрата гибкости мышления, преобладание эмоциональных компонентов в сознании над рациональными, трудности в принятии решений при фиксации сознания на стрессовом характере ситуации. На поведенческом уровне это выражается в: неадекватной реакции на раздражители, импульсивности, непоследовательности, негибкости поведения, возможности как активных (в том числе, в виде физической агрессии) так и пассивных форм реагирования и т.д. Т.о. дезорганизация психической деятельности в состоянии психической напряженности не достигает уровня, наблюдаемого при аффекте. Вместе с тем, нельзя не учитывать влияния этого состояния на поведение человека в криминальной ситуациипри оценке противоправного деяния.

Фрустрация (Ф) характеризуется наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Среди причин возникновения фрустрации можно выделить: помехи, исключающие возможность достижения цели; унижение, оскорбление при восприятии невозможности (реальной или субъективной) действовать соответственно мотивам; фиаско, неадекватность, разочарование в себе. Необходимым условием для возникновения Ф является сильная мотивированность к достижению цели. Субъективные переживания в состоянии Ф связаны с эмоцией гнева, которая вызывает сильное напряжение, повышение уверенности в себе, а также готовность к агрессии, направленной на источник фрустрации. Также в состоянии Ф переживаются эмоции отвращения и презрения. Ф вызывает существенную дезорганизацию психической деятельности. Это выражается в фиксации сознания на факте наличия препятствия на пути к достижению цели, в ошибках восприятия, в переоценке угрозы извне. Также отмечается резкое увеличение уровня активации (вплоть до нервозности), эмоциональное возбуждение. Поведение носит агрессивный характер, усиливается его импульсивность, снижается волевой контроль (при наличии у человека уверенности в себе, ощущении силы), что значительно повышает готовность к нападению или двигательной активности. Фрустрационное поведение отличается как от аффективного, так и от стрессового (обусловленного психической напряженностью). Ф может вызывать большую вариабельность поведения. Помимо агрессии и деструкции, могут отмечаться бесцельное двигательное возбуждение или, напротив, апатия; могут проявиться стереотипия и регрессия (примитивизация поведенческих реакций, снижение качества деятельности). Но есть и сходство с аффектом: это однозначно негативное влияние фрустрации на психическую деятельность. Но именно этот момент и отличает фрустрацию от психической напряженности. Отличается Ф от аффекта и по своей динамике. Как и ПН, фрустрация оказывает дезорганизующее влияние на психическую деятельность в более длительный период времени. Так же Ф, как правило, не достигает того уровня дезорганизации сознания и психики, которое наблюдается в состоянии аффекта.

Вопросы:

1. Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?

2. Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (психическая напряженность, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность? Если да, то каким образом?

3. Учитывая психическое состояние испытуемого, его индивидуально-психологические особенности, а также обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои оборонительные действия объективным требованиям ситуации?

Нередко работники правоохранительных органов перед экспертами-психологами ставят вопрос о том, находился ли обвиняемый в состоянии сильного душевного волнения.

6. СПЭ несовершеннолетних.

Проблема способности несовершеннолетних обвиняемых нести уголовную ответственность за противоправные действия, по сути, возродила СПЭ. Г.М. Миньковский первым среди юристов поставил вопрос о необходимости использования специальных психологических познаний в форме экспертизы при расследовании некоторых дел. Таким образом, он указал на принципиальную возможность с помощью экспертного психологического исследования устанавливать вменяемость психически здоровых подростков.

Практическим работникам нередко приходится сталкиваться с такими фактами, когда подросток, совершивший правонарушения, выявляет признаки отставания в психическом развитии. Это может выражаться, например, в немотивированности противоправных действий, их циничности и демонстративности, инфантильности поведения, легковесности и примитивности суждений, недостаточном понимании социальных и правовых норм, в легкомысленном отношении к своим противоправным поступкам.

При анализе самого деяния подростка может отмечаться несоразмерность объективного содержания его поведения субъективно преследовавшимся целям. Однако, по данным медицинской документации либо по заключению судебно-психиатрической экспертизы он является психически здоровым человеком. Здесь следует отметить, что отставание в психическом развитии не обязательно определяется органическими дисфункциями. Способность подростка сознавать значение своих действий и осуществлять их регуляцию зависит не только от уровня развития интеллектуальных функций, но и в значительной степени обусловливается такими факторами, как особенности эмоционально-волевой сферы, мотивация, система ценностных ориентаций. А это уже связано с особенностями воспитания подростка и педагогического воздействия на него. Вместе с тем данная способностьне является константой, постоянной величиной, будучи характеристикой психики подростка в момент совершения правонарушения. Помимо психологических свойств личности она обусловливается особенностями криминальной ситуации. Поэтому вполне реальна возможность того, что психически здоровый человек, выявляющий низкий уровень психического развития, в экстремальных ситуациях (крайне сложных или неопределенных) будет не в состоянии полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.

Вопросы:

1. Имеются ли у несовершеннолетнего испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием, или иных аномалий психического развития неболезненного характера, и если имеются, то в чем конкретно они выражаются?

2. Учитывая уровень психического развития несовершеннолетнего и особенности исследуемой ситуации, был ли он в состоянии полностью сознавать значение своих действий?

3. Учитывая уровень психического развития несовершеннолетнего и особенности исследуемой ситуации, в какой мере он был способен руководить своими действиями?

Хочется отметить, что представляется невозможным постановка вопросов, предполагающих соотнесение интеллектуального и паспортного возраста, т.к. в действительности практически никогда не бывает точного соответствия этих возрастов. Ребенок данного паспортного возраста в отношении своего как физиологического, так и интеллектуального возраста может находиться или впереди, или позади той точки, на которой его застиг хронологический возраст. Это связано с тем, что физиологическое и психическое развитие протекает скачкообразно. Поэтому принципиально невозможен вывод о соотнесении интеллектуального и паспортного возрастов. Следует также отметить, что невозможно соотносить уровни аномального и нормального психического развития даже в рамках одного и того же возраста, т.к. они отличаются по своей динамике и содержанию.

Из этого следует, что решение вопроса о способности подростка нести уголовную ответственность лежит не в плоскости установления его интеллектуального возраста, а связано с выявлением его способности в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать характер и значение своих действий и руководить ими.

Помимо выводов о том, что подросток в полной мере осознавал значение своих действий и был полностью способен руководить ими, возможны и такие: не мог в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими, или мог полностью сознавать значение действий, но способность руководить ими была ограничена.То есть, в действительности эксперты не так уж редко сталкиваются со случаями по сути «уменьшенной вменяемости». Следует отметить, что новый УК РФ вводит понятиесобственно уменьшенной (ограниченной) вменяемости в тех случаях, когда «вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими...» Так, обусловить уменьшенную вменяемость могут пограничные дефекты психики, такие как олигофрения в степени дебильности, психопатии различной степени, хронический алкоголизм и т.д.

В то же время, не следует упускать из виду, что в ряде случаев возможен вывод о неспособности испытуемого осознавать значение своих действий и руководить ими и при отсутствии психического заболевания (в тех случаях, когда, как уже отмечалось, ситуация отличается крайней сложностью, а уровень психического развития подростка, включая интеллект, моральное сознание, эмоционально-волевую сферу, - низкий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: