История и развитие. Для тех, кто не принимал участия в работе Т-групп (групп тренинга), могут быть непонятны причины волнений и споров

Для тех, кто не принимал участия в работе Т-групп (групп тренинга), могут быть непонятны причины волнений и споров, вызванных развитием группового движения в психотерапии. Те же, кто прошел через эти группы, на вопрос о полученных впечатлениях часто отвечают примерно так: «Там и в самом деле что-то действует, но что и как, я не могу точно объяснить. Чтобы понять, надо самому попробовать». Для того чтобы выяснить, почему Т-группы привлекают людей, словно лампочки светлячков, следует обратиться к истории возникновения этих групп.

Развитию Т-групп положили начало исследования Курта Левина, который был видной фигурой в социальной психологии 30-х годов. На Левина оказали влияние теории социолога Георга Зиммеля. В своих работах (Simmel, 1950) он рассматривал общество как систему функциональных взаимоотношений, которые объединяют индивидов в некое коллективное целое. Зиммель считал, что все люди принадлежат к группам просто потому, что являются членами общества, а также утверждал, что руководители и члены групп постоянно оказывают друг на друга влияние. Левин осознал верность динамических концепций Зиммеля, когда стал переносить психологические исследования из лабораторных условий в полевые, то есть в реальный социальный контекст. Левин был глубоко убежден в том, что наиболее эффективно личность может менять свои взгляды и установки, именно находясь в группе. Он настаивал на том, что учиться видеть себя глазами других необходимо, так как это позволяет индивиду выявлять свои порочные установки, корректировать их и вырабатывать новые формы поведения. Работы Левина (Lewin, 1948, 1951) и по сей день считаются классикой в области групповой динамики. Его установка на использование только научно обоснованных данных стала краеугольным камнем движения Т-групп. Разработанный Левином подход к изучению деятельности групп получил название «действенного исследования».

Первая Т-группа возникла случайно. В 1946 году ряд социологов принял участие в руководимом Леландом Брэдфордом, Рональдом Липпиттом и Куртом Левином семинаре, посвященном вопросам внутригрупповых отношений. Этот семинар, известный как Коннектикутский проект, имел целью оказание помощи бизнесменам и руководителям общественных организаций в применении Закона о справедливом найме, который был принят незадолго до того. После одного из занятий проводившие его специалисты собрались, чтобы поделиться своими впечатлениями. Разрешения присутствовать на этой встрече попросили и несколько рядовых участников семинара. Вскоре стало ясно, что мнения специалистов и участников не всегда совпадают. Такие встречи оказались столь интересными и полезными для всех, что получили продолжение и постепенно превратились в эффективный метод обучения. Это был один из первых случаев, когда члены учебной группы анализировали собственные впечатления, используя обратную связь.

Успех нового метода исследования групповой динамики привел к созданию Национальной лаборатории тренинга (НЛТ) в городе Бетел, штат Мэн. В Бетеле была сформирована группа тренинга основных навыков, предшественница Т-групп. Цель этой группы была двоякой и включала как разработку стратегий для осуществления изменений в малых группах, так и изучение малых групп и межличностных взаимодействий. В разные периоды времени Т-группы использовались для решения самых разнообразных задач, включая получение членами групп знаний о межличностном поведении, прояснение вопросов теории групповой динамики, обсуждение проблем, с которыми участники столкнулись в реальных организациях, оказание им помощи в развитии навыков руководства и инструктирование по применению этих навыков в реальных ситуациях (Yalom, 1975). Наибольшую популярность приобрели Т-группы, имеющие выраженную ориентацию на межличностные аспекты поведения. Однако до 1956 года Т-группы не занимали центрального места в тренинге в лабораторных условиях. Отчасти это было связано с разногласиями, возникшими между основателями подхода, которые были по большей части социальными психологами и приверженцами модели «действенного исследования», предложенной Левином с целью добиться изменений в социальных структурах и в их организации, и новыми сотрудниками, которые были в большей степени склонны к психотерапии (в духе Фрейда и Роджерса) и интересовались групповой динамикой и изменениями личности в группе.

Далее будет показано, что термин «лабораторный тренинг» относится ко множеству методов обучения на основе опыта, а метод, использующийся в Т-группах, или группах тренинга, – это только один из них. В настоящее время сам термин «Т-группы» может употребляться по отношению к группам, имеющим разные цели. Некоторые Т-группы по-прежнему ориентированы на развитие навыков эффективной организаторской деятельности. Однако чаще предметом интереса в Т-группах являются навыки межличностных отношений или процессы, происходящие в малых группах. В рамках групп с такой ориентацией основное внимание обращается на вклад каждого участника в работу группы, который зависит от его стиля общения, а также на эмоциональный климат и процесс принятия решений на уровне группы в целом.

Развитие теории личности и клинической психологии привело к возникновению Т-групп, ориентированных на всестороннее развитие личности. При такой ориентации улучшение работы группы или развитие персональных навыков вторичны по отношению к прояснению личных жизненных целей и самоидентичности. Такие группы иногда называют «группами сензитивности» (sensitivity – чувствительность, чуткость). Этот термин был введен в употребление в 1954 году группой ориентированных на клинику психологов НЛТ. Для многих руководителей групп тренинг вскоре превращается в своего рода встречи. Такой подход будет подробнее рассмотрен в главе 3. В настоящее время НЛТ, перестав быть единственным институтом, где функционируют Т-группы, продолжает играть важную роль в подготовке руководителей психокоррекционных групп и в дальнейшем развитии лабораторных методов их работы.

Следует отметить, что даже если целями Т-группы являются развитие и самосознание личности, их достижение неотделимо от понимания сути групповых процессов. Существует различие между процессом взаимодействия и содержанием взаимодействий. К процессу взаимодействий относятся чувства и восприятия, лежащие в основе поведения индивидов в группе. Проблемы, связанные с групповым процессом, всегда присутствуют во всем, что члены группы говорят или делают друг другу. Они как бы пронизывают индивидуальные проблемы каждого участника. Например, один из текущих процессов может быть связан с вопросами контроля и может проявляться в выработке групповых норм и распределении властных полномочий. Другой процесс может быть связан с достижением близости и может проявляться в завязывании новых знакомств или углублении взаимной заинтересованности. Подобные процессы происходят в группе на всем протяжении ее развития и изменения и определяют темы дискуссий, наполняющих эти процессы содержанием (Cohen and Smith, 1976).

В Т-группах, в отличие от большинства терапевтических групп, содержание взаимодействий является средством для понимания процесса взаимодействий. Исследование группового процесса и групповой динамики дает информацию о межличностных отношениях и стилях поведения членов группы в реальных условиях. Развитие межличностных навыков и социально-психологической компетентности предполагает понимание групповых процессов, которые побуждают индивидов к принятию себя (Argyris, 1967). В Т-группах придается особое значение непосредственным переживаниям членов группы. Т-группы лучше, чем другие психокоррекционньш группы, вписываются в рамки традиций социальной психологии и исследований групповой динамики.

Шейн и Беннис (Schein and Bennis, 1965) отмечали, что цели лабораторного тренинга могут слегка варьироваться от группы к группе, но обычно они соответствуют следующим основным направлениям: 1) развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне; 2) понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких как размеры группы и ее состав); 3) понимание специфики операций, выполняемых на уровне межличностного взаимодействия, например совершенствования коммуникативных навыков, имеющего целью повышение эффективности совместной работы; 4) развитие умения выявлять и решать индивидуальные, групповые и организационные проблемы, например разрешать проблемы, возникающие в процессе развития группы, или повышать ее сплоченность.

На практике учебные цели группы определяются ее направленностью. В значительной степени выбор целей зависит от самих членов группы. Групповые интересы могут касаться отдельных участников, отношений между ними, организационных функций отдельных личностей, группы в целом, отношений между группами, а также проблем учреждений, которые представляют члены группы. Когда группа сосредоточена на индивидуальных интересах участников, целями могут быть развитие самосознания, изменение установок, повышение уровня социальной компетентности. При сосредоточенности на ролевых функциях целью группы может быть исследование отношения участников к различным исполняемым в группе ролям в случаях общения с начальством, партнерами и подчиненными. На уровне представляемых участниками учреждений группа может заниматься разрешением различных организационных проблем и разработкой методов улучшения организационной деятельности (Schein and Bennis, 1965).

Основатели движения Т-групп руководствовались тремя взаимосвязанными системами ценностей (Bradford, Gibb, and Benne, 1964). Прежде всего первые экспериментаторы в сфере методологии Т-групп заботились о возможности приложения общественных наук и экспериментальной психологии к реальной жизни и, следовательно, стремились к применению научных методов. Они учили членов групп и сотрудников учреждений объективно подходить к стоящим перед ними проблемам, учитывать все факты, сотрудничать с другими исследователями и принимать рациональные решения на основании всех имеющихся данных. Во-вторых, они отдавали предпочтение группам, функционирующим на основе демократических принципов, и приветствовали совместное принятие решений членами группы. Такой подход шел вразрез с авторитарным, бюрократичным стилем работы, принятым в большинстве организаций, несмотря на то что существуют эмпирические доказательства пользы кооперации и сотрудничества при решении организационных проблем (White and Lippitt, 1962). Наконец, на развитие Т-групп повлияла убежденность их основателей в Ценности взаимопомощи. Внимание к переживаниям других, участие в чужих проблемах и готовность помочь в их решении были для основателей Т-групп идеалом, который они стремились перенести из сферы психологических исследований в сферу функционирования крупных имперсональных социальных структур и организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: