Основные понятия. Обучающая лаборатория

Обучающая лаборатория

Т-группа – это в первую очередь обучающая лаборатория. Это не обычная лаборатория, которая ассоциируется у большинства людей с множеством бесстрастных ученых в белых халатах, ставящих сложные эксперименты. Скорее такую лабораторию можно определить как «временное локальное сообщество, созданное с целью удовлетворения потребностей всех его членов в обучении» (Bradford et al, 1964, p. 2-3). Вообще говоря, Т-группа может функционировать не в одном помещении и все равно оставаться «обучающей лабораторией». В таком контексте термин «лаборатория» подчеркивает экспериментальный характер испытания новых способов поведения. Подразумевается, что в группе каждый является как участником, который может экспериментировать с изменениями в своем поведении, так и наблюдателем, который контролирует результаты этих изменений. Члены группы непосредственно вовлекаются в определение целей группы, наблюдение за изменением поведения, планирование деятельности и анализ результатов. Группа является микрокосмом, представляющим реальный мир в миниатюре. В группе имеют место те же проблемы и конфликты, которые встречаются в реальном мире. Разница лишь в том, что Т-группа обеспечивает возможности для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. В большинстве случаев встречи в такой учебной лаборатории происходят в обстановке, достаточно далекой от повседневных проблем и текущих дел. Встречи могут происходить один раз в несколько дней, а то и недель. Сами занятия в Т-группе обычно занимают лишь часть времени лабораторного тренинга. Лабораторная деятельность может включать еще и лекции, дающие информацию о групповых процессах и приобретаемых навыках, а также встречи в более широком кругу.

Однако Т-группа является ядром всего процесса обучения на основе опыта, а в некоторых случаях – единственным средством обучения. Учебное сообщество может состоять из двух или трех Т-групп по 10-15 человек каждая. Руководитель Т-группы, называемый тренером или фасилитатором (facilitator – от глагола, переводимого как «облегчать, помогать»), может начать первое занятие такими словами:

Каждая встреча в этой группе будет продолжаться в течение нескольких часов. Группа будет служить своего рода лабораторией, в которой вы сможете лучше понять суть процессов, влияющих на индивидуальное поведение и на функционирование групп и организаций. Обучение будет происходить на основе нашего собственного поведения, чувств и реакций. Мы начинаем занятия, не имея определенного представления об организации группы и ее структуре, мы не станем договариваться о процедурах и о какой-то особой повестке дня. Только от нас зависит, чем будет заполнен существующий на данный момент вакуум и что мы узнаем о группе по ходу ее развития. Моя же роль будет в состоять в том, чтобы помогать вам учиться на основе приобретаемого вами опыта, а не в том, чтобы быть председателем в обычном смысле этого слова или предлагать конкретные способы организации. Я не буду определять содержание и методы работы. Теперь, я думаю, мы можем выбрать тот путь, который, согласно вашим ощущениям, будет наиболее плодотворным (Seashore, 1981)*.

* Воспроизведено с разрешения издателей по Ch. Seashore «What is Sensitivity Training?» // NTL Institute News and Reports, Volume 2, Number 2, Copyright 1968, NTL Institute.

Далее перед группой в целом и каждым ее членом в частности встает задача – в течение ограниченного времени создать социальную структуру и способствовать ее развитию. Цель эта носит весьма общий и неопределенный характер. Отсутствие у группы четкой структуры и повестки дня является преднамеренным – члены группы вынуждены полагаться только на себя и развивать собственные возможности. Т-группы ориентированы на получение знаний о групповом процессе, а группы развития сензитивности – на изучение личности и межличностных отношений. В последнем случае во вступительном слове тренера может быть упомянута необходимость для каждого члена группы быть максимально открытым и делиться своими впечатлениями с другими с целью углубленного понимания природы человеческих взаимоотношений. Если главное значение приобретают эмоции, а целью становится развитие межличностных отношений и самореализация, группа может быть названа группой встреч.

Обучение тому, как учиться

Главный упор в лаборатории тренинга делается на развитии нового, отличного от традиционных, подхода к решению проблем, на обучении тому, как учиться (learning how to learn). Уоррен Беннис (Bennis, 1977) определил смысл ценностей, которые лежат в основе этого обучения, в своих представлениях о четырех «метацелях» Т-группы, характеризующих также лабораторный тренинг в целом.

Во-первых, целью Т-группы является повышение способности отдельных ее членов осознавать ситуацию. Работа в группе способствует более глубокому осознанию возможностей выбора при столкновениях с проблемами реальной жизни. Во-вторых, Т-группы будят дух исследования. «Что именно происходит с нами и почему?» – вот вопрос, который постоянно стоит перед участниками. Такой самоанализ не характерен для их повседневной жизни. В-третьих, в Т-группах подчеркивается необходимость открытости и искренности в межличностных взаимодействиях. Недостаточное понимание целей группы и происходящих в ней процессов порождает множество чувств, которые находят себе то или иное выражение. Следует стремиться к осознанию этих чувств, делиться ими, развивать восприимчивость к искренним ответным реакциям. Наконец, Т-группы демонстрируют модель руководства, которая опирается на сотрудничество. Руководители Т-групп придерживаются демократического стиля руководства и стараются не прибегать к политике силы и принуждения. Поскольку основным источником получения знаний для каждого члена группы являются его партнеры, он должен полагаться на них в большей степени, чем на руководителя. Авторитет же руководителя основан на специальных знаниях, опыте и внимательном отношении к членам группы.

Присущая Т-группам неопределенность предполагает, что в них не обязательно будут эффективными традиционные формы поведения. Тренер дает так мало подсказок, а формулировки целей имеют настолько общий характер, что у участников может появиться «ощущение бесцельности» (Веnnе, 1964). Чтобы в такой ситуации хоть чему-то научиться, надо набираться опыта, а не слушать старших. Понятию «обучения тому, как учиться» соответствует циклическое чередование самопрезентации, обратной связи и экспериментирования.

Самопрезентация. На протяжении всего существования группы восприятие происходящего членами группы проявляется в их действиях. Это и называется самопрезентацией (Blumberg and Golebiewski, 1976). Одним из способов представления этого процесса в Т-группе является применение модели «окна Джогари» (рис. 2-1), названной так по именам ее изобретателей, Джозефа Лафта и Гарри Ингрэма (Luft, 1970).

Рис. 2-1. «Окно Джогари». (Воспроизведено с разрешения издательства по книге: «The 1973 Annual Handbook for Group Facilitators». J. E. Jones and J. W. Pfeiffer, Eds. San Diego, CA: University Associates, 1973.)

В соответствии с этой моделью представления человека о себе включают четыре области. Область, названная «ареной», соответствует общим понятиям, которые осознаются и самой личностью, и окружающими. То, что известно о себе только самой личности, но неизвестно другим, содержится за «фасадом», в «скрытой области» – это, например, тайные интрижки, страх перед начальством, а также все то, чем еще не удалось поделиться с другими за недостатком времени (отличная оценка на экзаменах, к примеру). «Слепое пятно» содержит то, что о личности известно другим, но сама она не сознает, например скверный запах изо рта или привычку перебивать других на полуслове. То, что не известно о личности ни ей самой, ни другим, находится в «неведомом» – например, это еще не проявившиеся способности, а также потенциальные возможности развития.

«Окно Джогари» показывает, что располагающая к открытому общению атмосфера увеличивает потенциал группы и личности, способствует решению проблем и что один из способов расширения сферы общения состоит в расширении «арены». Когда члены группы только начинают встречаться, «арена» маленькая и неглубокая. По мере развития отношений взаимопомощи общение становится более близким, и у людей появляется больше возможностей оставаться собой при контактах с другими. Допустимая в группе степень самораскрытия зависит от достигнутого в группе уровня взаимного доверия.

Уровень доверия является решающим фактором в любой обучающей среде (Gibb, 1978). Страх вызывает защитные реакции и заводит в тупик развитие всякой социальной системы, как семьи, так и любого более крупного сообщества. Защитные реакции преобладают в группе, когда ее члены обеспокоены вопросами формального членства в ней и возможностью быть принятыми или отвергнутыми ею. Если сложившаяся в группе обстановка не располагает к взаимной поддержке, способность участников понимать мотивы поведения, ценностные установки и чувства друг друга уменьшатся. В таких случаях за вежливыми выражениями лиц часто кроются стремление к жесткому распределению ролей, осторожность в принятии решений, склонность проявлять зависимость в поведении и критиковать зависимое поведение других. На ранних стадиях развития группы, до создания в ней атмосферы психологической безопасности, для членов группы характерно стремление защищать образ собственного «Я», избегать конфликтов и открытого выражения чувств, искать одобрения у других, а также давать другим советы и принимать за них решения. Джибб (Gibb, 1973) выделяет два способа создания в группе атмосферы взаимной поддержки и доверия: 1) замена оценочных суждений чисто описательными и 2) переориентация с взаимного контроля на совместное решение проблем.

Обратная связь. Второй элемент циклического процесса «обучения тому, как учиться» – это обратная связь.

Теоретики групповых процессов часто используют заимствованное из кибернетики понятие обратной связи, то есть получения сигналов, сообщающих об отклонениях от движения к заданной цели. Например, запущенная в космос ракета посылает на Землю сигналы, которые позволяют наземным управляющим устройствам корректировать отклонения ракеты от курса. Применительно к группам понятие «обратная связь» употребляется, когда одни члены группы сообщают о своих реакциях на поведение других для того, чтобы помочь им скорректировать свой «курс» движения к цели. Например, при стремлении улучшить самосознание можно именно благодаря обратной связи получить представление о том, что перебивать других – значит лишать их возможности быть выслушанными до конца. Хотя обратная связь естественным образом возникает при любых взаимоотношениях, в Т-группах умение обеспечивать эффективную обратную связь целенаправленно развивается.

Процесс развития обратной связи между каждым из членов группы и всей группой, возможно, связан с наиболее глубокими переживаниями участников. В атмосфере взаимного участия и доверия обратная связь позволяет каждому следить за своим поведением и корректировать его так, чтобы оно было более эффективным. Кроме того, посредством обратной связи можно получать информацию, относящуюся к «слепому пятну». Например, некоторым может казаться, что они приносят пользу, чрезмерно активно участвуя в решении любых групповых проблем, тогда как другие члены группы считают их из-за этого выскочками. Для того чтобы обратная связь была эффективной, членам группы следует без обиняков сообщать друг другу о последствиях поведения каждого. Такая откровенность делает понимание обратной связи более точным и помогает решать вопрос о том, надо ли реагировать на эти отклики и если да, то как.

В Т-группах обратная связь позволяет участникам лучше понимать смысл происходящего в группе. Допустим, на одном из занятий вся группа ополчилась на кого-то одного из-за того, что он (она) ведет себя фальшиво и скрывает свои настоящие чувства. В таком случае руководитель может установить обратную связь, спросив у членов группы, что они сами делают, чтобы помочь замкнутому участнику стать более открытым. Или руководитель может вслух высказать предположение, что, возможно, агрессивность членов группы является способом уменьшения их собственного беспокойства.

Есть несколько признаков, по которым можно различить эффективную и неэффективную обратную связь. Важно, чтобы обратная связь давалась, пока вызвавшее ее поведение еще имеет место, а не тогда, когда все уже в прошлом и содержащаяся в обратной связи информация уже не актуальна. Обратная связь приносит реальную пользу, когда раскрывает отношение одного человека к поведению другого («Меня злит, когда ты меня перебиваешь»), а не является критикой в его адрес. Другими словами, член группы, дающий обратную связь, констатирует свое огорчение или раздражение, а не определяет чужое поведение как злонамеренное или агрессивное. Обратная связь, которая дает более точное определение причины неудовольствия («Ты уже трижды меня перебил»), имеет больше смысла и лучше воспринимается, чем бездумное навешивание ярлыков («Это просто наглость») или переход на личности («Ты просто не терпишь, когда прав кто-то, кроме тебя»). Ясно, что реакции со стороны лишь одного человека может быть недостаточно, чтобы вызвавшее ее поведение было пересмотрено. Когда обратную связь дают несколько членов группы, она действует сильнее и обычно бывает более обоснованной. Обратная связь наиболее полезна, когда она достаточно репрезентативна, то есть отражает мнение большинства членов группы.

Обратная связь воспринимается лучше всего теми, кто внимательно относится к чужим реакциям на свое поведение и может воспроизвести содержание их замечаний своими словами. Такие члены группы из чужих реакций на свое поведение извлекают максимум полезного для себя, понимая при этом, что они не обязаны меняться только потому, что кому-то этого хочется.

Экспериментирование. Третьим важным элементом цикла «обучения тому, как учиться» в группе является экспериментирование, то есть испытание новых способов и стратегий поведения. Обратная связь учит не сама по себе. Обучение происходит, если каждый член группы может получить четкую и корректную обратную связь об уместности и эффективности своего поведения в обстановке, в которой можно свободно задавать вопросы, проводить исследования и приобретать новый опыт. Не менее важна и практическая отработка навыков желательного поведения, поскольку она дает возможность достигнуть необходимого автоматизма новых навыков и почувствовать себя более уверенно. Последний этап обучения – это использование приобретенных навыков вне группы. Т-группы помогают переносить усвоенные уроки на отношения в семье, на работе или в классе.

«Здесь и теперь»

Важным условием работы Т-групп является соблюдение принципа «здесь и теперь» (here-and-now). Поскольку оптимальная форма обучения – это обучение через непосредственно переживаемый опыт, важно, чтобы обстановка в группе была максимально деловой и конструктивной. Это значит, что подробное изложение случаев из жизни обычно не поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент. Если, например, члену группы предлагается письменно изложить принципы лидерства на классной доске, его действия должны сопровождаться попытками прокомментировать эти принципы, исходя из текущей деятельности группы. Внимание к текущим переживаниям и вовлеченность в них – это топливо, поддерживающее бурление в группе. Сосредоточенность на «здесь и теперь» – это доминантная тема в большинстве современных психокоррекционных групп, и она будет проходить в качестве рабочего понятия через все последующие главы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: