Основные понятия. Хотя Перлз в одной из своих книг назвал теорию «слоновьим дерьмом» (elephant shit) (Perls, 1969а), тем не менее в основе его собственного

Хотя Перлз в одной из своих книг назвал теорию «слоновьим дерьмом» (elephant shit) (Perls, 1969а), тем не менее в основе его собственного психотерапевтического подхода лежат пять ключевых теоретических понятий: а) соотношение фигура/фон, б) осознание и сосредоточенность на настоящем, в) полярности, г) защитные функции, д) зрелость и ответственность. Хотя после смерти Перлза гештальт-терапия приобрела большую популярность и ныне широко практикуется, для осмысленного ее использования необходимо усвоить ее концептуальную базу.

Фигура и фон

Первое из перечисленных понятий – соотношение между фигурой и фоном. Если анализировать процессы восприятия исходя из принципов гештальт-психологии, можно прийти к выводу, что люди организуют получаемую информацию таким образом, что ее наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, тогда как менее значимые отходят на задний план. Перлз использовал это представление при описании функционирования личности. Он предположил, что процессы, в ходе которых формируется и завершается фигура, представляющая, например, какую-либо потребность (в получении поддержки, выражении гнева и т. п.), периодически сменяют друг друга.

Теория гештальт-психологии гласит, что функционирование всех организмов подчиняется принципу саморегуляции. Люди в естественном состоянии также поддерживают в себе динамическое равновесие (или гомеостаз) посредством осознания возникающих потребностей (как внутренних, так и вызванных окружением) и удовлетворения их по мере появления. При возникновении какой-либо потребности на нее переключается большая часть внимания, а все остальное отступает на задний план. Например, некто в течение нескольких часов без перерыва готовится к серьезному экзамену. Внезапно он осознает, что пора сходить в туалет. Теперь самым важным обстоятельством становится давление в мочевом пузыре, а сосредоточенность на занятиях дается все труднее. Наконец занятия и вовсе отступают на задний план, потому что в туалет пора уже не идти, а бежать.

Важнейшим для гештальт-терапии является понятие соотношения между фигурой и фоном. Считается, что процессы саморегуляции организма основаны на постоянном формировании и завершении фигур, или гештальтов. Гештальт определяется как система или конфигурация, из которой нельзя ничего изъять, не разрушив ее при этом полностью (Latner, 1973). Гештальт всегда формируется в контексте поля или фона. Мы выбираем из поля то, что имеет для нас значение, то, что нам интересно, это и составляет гештальт. Например, в фигуре, изображенной на рис. 4-1, можно увидеть либо вазу, либо два лица. В психокоррекционной группе фигурой обычно считается чувство, которое нужно выразить. Фигурой может стать гнев, разочарование, радость, сексуальное влечение или любовь, и тогда другие аспекты существования отходят на задний план.

Как только потребность удовлетворена, гештальт теряет свое значение. Теперь он отходит на задний план, уступая место новому гештальту. После похода в туалет предстоящие экзамены снова превращаются в фигуру, и теперь можно вернуться к занятиям. Из этого попеременного формирования и завершения гештальтов складывается естественный ритм жизнедеятельности организма.

Иногда удовлетворить потребность не удается, и тогда гештальт не может быть завершен. Например, если члены группы злятся на руководителя, но не могут выразить свою злость, их потребность остается неудовлетворенной. Чувство злости может сохраняться даже после окончания занятий, и тогда оно будет подкрепляться каждым новым появлением руководителя в группе. Так бывает, когда потребность не приобретает ясных очертаний фигуры. Возникает состояние общей неудовлетворенности. Неосознанные или невыраженные чувства становятся причиной многих неразрешимых проблем. Члены группы, которые не смогли выразить свою злость, могут отказаться работать со своим руководителем или проявить свои чувства каким-либо иным, более косвенным образом. Тенденция к незавершенности может быть связана с событиями чьего-либо прошлого. Например, причиной того, что у женщины возникают трудности при общении с мужчинами в группе, может быть наличие неотреагированных чувств по отношению к значимому мужчине в прошлом. Гештальт-методы помогают членам группы сделать отчетливой фигуру, которую составляют их чувства и тогда эти чувства могут быть наконец выражены. Таким образом, травмирующий гештальт завершается, и становится возможной работа над другими важными проблемами.

Рис. 4-1. Здесь для зрителя, в зависимости от особенностей его восприятия, фигурой могут оказаться либо профильные силуэты двух лиц, либо ваза.

Осознание и сосредоточенность на настоящем

Способность формировать четкие гештальты и завершать их зависит от умения сознавать свое состояние в каждый конкретный момент. Осознание происходящего и сосредоточенность на настоящем являются ключевыми понятиями гештальт-психологии. Чтобы удовлетворять свои потребности, надо находиться в постоянном контакте со своим внутренним миром и миром внешним. Внутренняя зона сознаваемого опыта включает те процессы и события, которые происходят в теле. Мы реагируем на наши внутренние потребности, когда, замерзнув, надеваем свитер или, устав, ложимся в постель. В зонах внешнего мира происходят события, которые доходят до сознания в виде необработанных сенсорных сигналов, например громкого шума. Информация, поступающая из внутренних и внешних зон, не фильтруется и не интерпретируется.

Кроме внутренних и внешних зон существуют еще и средние зоны, или зоны фантазий. Они включают мысли, фантазии, убеждения, установки и все, что поддается концептуализации и доступно рассудку. Перлз (Perls, 1969a) считал, что невротичность является результатом склонности фокусировать внимание на средних зонах в ущерб внутренним и внешним. Эта склонность вступает в противоречие с естественным ходом процессов в организме. Понятно, что большая часть информации, которую мы получаем, осваивая культуру и жизнь в обществе, относится к средней зоне: мы учимся концептуализировать наши мысли, обосновывать личные убеждения, защищать наши отношения и выносить суждения об окружающих. Однако Перлз придерживался мнения, что основной причиной психопатологии как раз и является чрезмерная склонность фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что мы осознаем. Когда мы «уходим» в средние зоны, то интересуемся в первую очередь нашим прошлым и нашим будущим. Мы предаемся воспоминаниям, строим планы, сожалеем и надеемся. Мы не живем настоящим и, соответственно, не уделяем должного внимания происходящему во внутренних и внешних зонах. Саморегуляция организма всецело зависит от способности осознавать, отдавать себе отчет в происходящем в данный момент (present-centered awareness), от способности полностью погрузиться в «здесь и теперь». Требование, предъявляемое к членам гештальт-групп, фиксироваться на настоящем, избегать экскурсов в прошлое и не строить планы на будущее, наиболее полно выражено в утверждении Перлза: «Есть только здесь и теперь. Теперь – это единственное, что есть в настоящем... Прошлого уже нет. Будущего еще нет». Некоторые приверженцы гештальт-терапии проявляют больше терпимости к сосредоточенности членов психотерапевтической группы не только на настоящем, но и на других временных перспективах. Например, Полстер и Полстер (Polster and Polster, 1973; p. 7-8) предупреждают:

Многие уже вполне отдают себе отчет в том, насколько стесняет жесткая привязка к настоящему, не допускающая ничего, кроме того, что относится к «здесь и теперь» в самом узком смысле... Направленность в прошлое и в будущее позволяет рассматривать то, что когда-то было и когда-нибудь будет, и таким образом формировать психологические границы переживания настоящего и психологический контекст, в котором только и может быть выделена фигура настоящего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: