История и развитие. История гештальт-подхода к работе с психокоррекционными группами тесно связана с биографией основателя гештальт-терапии Фрица Перлза

История гештальт-подхода к работе с психокоррекционными группами тесно связана с биографией основателя гештальт-терапии Фрица Перлза. Получив образование нейропсихиатра в Берлинском университете, Перлз вместе с Карен Хорни в 1926 году занялся психоанализом и открыл собственную практику, основанную на фрейдистских принципах. В 1933 году, когда к власти пришел Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную Африку. К тому времени Перлз уже проникся интересом к оказавшим на него сильное влияние экзистенциализму, гештальт-психологии и теории Вильгельма Райха о физиологических проявлениях психологических проблем.

Популярность экзистенциализма в XX веке отчасти можно считать реакцией на разочарования, связанные с двумя мировыми войнами, а также с сильнейшей экономической депрессией и дегуманизацией общества, обусловленной его бюрократизацией и стремительным техническим прогрессом. Именно из экзистенциализма в психологию проникло убеждение в том, что человек сам создает мир, в котором он живет, и должен сам отвечать за то, что в нем происходит (Cohen and Smith, 1976). Знакомство с философией экзистенциализма способствовало изменению взглядов Перлза на многие важные вопросы. Так, например, изменились представления Перлза о природе человека, изначально имевшие психоаналитическую направленность с ее подчеркнутым интересом к истории индивидуального развития личности. Вместо того чтобы искать корни проблем своих клиентов в их прошлом, Перлз стал исследовать то, как люди приспосабливаются к своему настоящему и живут в нем. При новой направленности психотерапия перестала быть системой извлечения значимой информации из воспоминаний клиента. Перлз считал, что необходимая информация о клиенте содержится уже в том, каким образом он вступает во взаимодействие с психотерапевтом и преподносит себя при первой встрече.

Теория гештальт-психологии сообщила взглядам Перлза ярко выраженный феноменологизм. Он стал осторожен в интерпретации бессознательного и сконцентрировал свое внимание на непосредственно наблюдаемых проявлениях проблем пациентов (Perls, 1969a). Если экзистенциализм рассматривает то, как люди переживают свое существование, гештальт-психология исследует то, как они его воспринимают (Kempler, 1947). Основатели гештальт-психологии Кёлер (Kohler, 1947), Кофка (Koffka, 1935) и Вертгеймер (Wertheimer, 1945) подчеркивали, что воспринимающий активно участвует в процессе восприятия, он сам организует отдельные события в структуру и наделяет их смыслом. Такой взгляд был реакцией на ранние теории восприятия, в которых психические процессы сводились к простой сумме составляющих их компонентов, а воспринимающий рассматривался как пассивный реципиент отдельных свойств объектов. Один из учителей Перлза, Курт Гольдштейн, применил отдельные концепции гештальт-психологии для исследования мотивации. Перлз распространил разработанную гештальт-психологией теорию восприятия на все функции личности. Он стал использовать концепт «фигура/фон» для описания эмоций и телесных ощущений. Современник Перлза, Курт Левин, работы которого положили начало движению Т-групп, воспринял холистические концепции Гольдштейна и применил их для анализа социальных процессов.

Вильгельм Райх повлиял на понимание Перлзом сущности сопротивления. Сопротивление как психотерапевтический термин обозначает возникновение внутренних блоков при попытках изменения или понимания человеком самого себя. Сопротивление можно рассматривать как механизм защиты от стресса, с которым сопряжено развитие и изменение личности. Райх (изначально последователь Фрейда) предположил, что сопротивление в конце концов трансформируется в «телесную броню», то есть в физиологическую защиту. Он считал, что сопротивление изменениям можно преодолеть посредством воздействия на тело. Подход Райха будет более подробно рассмотрен в главе 6. От Райха Перлз воспринял представление о том, что сопротивление выражается в невербальном поведении, или «языке тела», и при этом жесты, манеры, мимика и позы содержат информацию, о которой сам клиент, как правило, даже не подозревает.

Ко времени переезда в США (1946) Перлз уже разработал большую часть оригинальных концепций, касающихся вопросов развития личности и психотерапевтических воздействий. В 1952 году он открыл в Нью-Йорке Институт гештальт-терапии. Это начинание к концу 60-х годов переросло в мощное и влиятельное психотерапевтическое движение. В 1964 году Перлз обосновался в Институте Эсален (Биг Сюр, Калифорния), где до 1969 года проводил семинары, практические занятия и вел терапевтические группы. Затем он переехал на запад Канады, в Ковихан, чтобы основать там Институт гештальт-терапии. Зимой того же года Перлза не стало.

На протяжении своей жизни Перлз отдавал должное и теории поля Курта Левина, и психодраме, и биоэнергетике, и осознанию тела по Александеру. Из каждой области он заимствовал то, что считал ценным для разработки собственной психотерапевтической модели. Как и Левин, Перлз выступал против того, чтобы давать поведению причинное объяснение, то есть исследовать его, задаваясь вопросом «почему?», а личность рассматривать как пассивную пешку, управляемую внешними силами. Вместо этого Перлз сосредоточился на взаимодействиях между активной личностью и средой и рассматривал поведение через призму вопросов «что?» и «как?». Перлз заимствовал упражнения и методики из арсенала психодрамы, биоэнергетики и телесной терапии Александера, адаптировав их к собственным теоретическим построениям.

Хотя гештальт-терапия считается методом индивидуальной психотерапии, наибольшее распространение получила ее групповая форма. В середине 60-х годов Перлз объявил о своем намерении оставить индивидуальные терапевтические сеансы как устаревший способ работы и перейти к групповым занятиям (Perls, 1967). Однако традиционные гештальт-группы отличаются от большинства других психокоррекционных групп. Если в группах встреч и в Т-группах вовлекаются в работу и побуждаются к взаимодействию все участники, то гештальт-терапия в ее наиболее чистых проявлениях, то есть у самого Перлза и его ближайших последователей (Simkin, 1968), представляет собой соглашение между руководителем группы и одним из ее членов, который добровольно берет на себя роль пациента и располагается на «горячем стуле», рядом с терапевтом. Остальные члены группы наблюдают за лечебным процессом взаимодействия терапевта с клиентом, никак этот процесс не комментируя, но молчаливо выражая свою готовность к поддержке. Некоторые практикуемые в гештальт-терапии упражнения может выполнять вся группа, но чаще часть ее членов занимает позицию наблюдателей. По Перлзу (Stevens, 1977), значение такой позиции состоит в том, что самоосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на «горячем стуле». Кроме того, когда у одного из участников происходящие в группе события вызывают особо сильные впечатления, цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. Поэтому считается, что для изменения личности может быть достаточно одного лишь наблюдения.

Некоторые гештальт-терапевты используют взаимодействия между членами группы и их взаимную поддержку в большей степени. Например, в психокоррекционных центрах на Восточном побережье США работа в гештальт-группах не ограничивается общением руководителя с одним из участников. «Горячий стул» становится еще и «кочующим», то есть на нем оказывается то один клиент, то другой (Polster and Polster, 1973). В каждый данный момент работа идет только с одним членом группы, но в беседу когда угодно могут по собственному почину включиться другие. Фактически в группе существует понимание того, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их внимания. Таким образом все участники вовлекаются в групповой процесс и попадают под воздействие индивидуальной терапии.

В последнее время растет понимание того, что гештальт-терапия вполне совместима с исследованиями групповых процессов и групповой динамики. В тех гештальт-группах, где отдается должное важности группового процесса, социальное взаимодействие отдельных участников можно исследовать с достаточной полнотой (Zinker, 1977). Например, если кто-либо из членов группы остро нуждается в помощи, можно предположить, что в группе найдутся те, кто никак на это не отреагирует, и те, кто в своем участии перестарается. В такой ситуации поведение каждого индивида может выявлять специфику межличностных отношений в группе в целом, и участников следует побуждать к тому, чтобы они проявляли активность. Если одна из участниц разозлится на какого-либо конкретного члена группы, руководитель может вмешаться, чтобы на примере рассматриваемой ситуации разобраться в ее отношении к мужчинам вообще или квалифицировать этот инцидент как отражение общегрупповых проблем (как это происходит в Тэвистокских группах). Внимание к нескольким уровням функционирования группы – внутриличностному, межличностному и общегрупповому – особенно характерно для терапевтических подходов, разрабатываемых в Гештальт-институте в Кливленде (Керпег, 1980).

Гештальт-терапия предусматривает наличие в группе такого руководителя, который, являясь активной и сильной личностью, будет побуждать к самостоятельности и независимости и других участников. Даже если название группы не содержит слова «гештальт», руководитель может не только побуждать участников к спонтанным взаимодействиям на основе терапевтических моделей, принятых в Т-группах или группах встреч, но и применять при этом гештальт-методы, если именно они более всего подходят для данной конкретной ситуации. Начиная с 60-х годов, когда гештальт-группы приобрели популярность, характерные для них приемы работы вошли в число основных видов консультирования и терапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: