№ | Эмоции | Переживания, возникающие на основе потребности |
1 | Альтруистические | в содействии, помощи, покровительстве людям |
2 | Коммуникативные | в общении |
3 | Глорические | в самоутверждении, в славе |
4 | Праксические | в деятельности, в достижении цели |
5 | Пугнические | в преодолении опасности, интереса к борьбе |
6 | Романтические | в ожидании необычного, таинственного |
7 | Гностическая | в удивлении, в информации, в решении проблем |
8 | Эстетические | в лирических переживаниях |
9 | Гедонические | удовлетворения телесного и душевного комфорта |
10 | Акизитивные | интереса к «коллекционированию» вещей |
В ценностной роли эмоций можно найти ключ к пониманию и продуктивному анализу феномена склонностей в его трех основных формах:
1. приверженности к определенным предметным деятельностям (интересы);
2. приверженности к мечтам;
3. приверженности к воспоминаниям.
Данный феномен может быть положено в основу воспитания и перевоспитания детей и молодежи, при условии обращения их от асоциальной деятельности к деятельностям социально полезным, но со сходным «эмоциональным звучанием» [74].
Сам по себе инфотип не содержит моральной или эмоциональной окраски, поэтому можно сказать, что инфотип - это определенный тип информации, обозначающий предмет, но не наделяющий его морально-нравственными суждениями или эмоциями. Эмоциональную значимость инфотипу придает сам субъект как потребитель информации, что зависит от его психического и физиологического здоровья, соответствующего психотипа личности, ценностных ориентаций.
По морально-нравственным критериям инфотип оценивается согласно убеждениям субъекта и нормам, принятым в обществе. Так, в ряде стран (Англия, Канада, Япония, пр.) инфотип «курильщик» имеет негативное содержание, в связи с чем и поведенческий инфотип содержит ряд существенных ограничений, со стороны как законодательной базы государства, так и мнений корпоративных сообществ или общественности. Противоположное отношение к данному инфотипу в других странах (Голландия, Боливия, Пакистан, в ряде штатов США, др.), где не только нет каких-либо ограничений, но и созданы условия для приема наркотических средств. В связи с этим поведенческий инфотип «курильщик» имеет расширенные границы.
Таким образом, для того, чтобы инфотип поведения преобразовался в поведенческий инфотип, требуется, чтобы в сознании потребителя информации сформировался образ «Я-действование» определенного поведенческого инфотипа и возник мотив для его реализации. Образ «Я-действование» формируется на основе интеграции всех сенсорных модальностей. Его содержание постоянно обогащается, уточняется и корректируется, что может происходить как созерцательным, так и деятельным образом. В случае принятия инфотипа во внутреннее пространство индивида, может произойти мутация инфогена - смысловой единицы содержания, что отразится на качестве содержания и форме деятельности (рис.4).
|
Допустим, что в блок антиалкогольной информации вводится инфотип, отражающий статусное мнение о «культуре» употребления спиртного. В этом случае велика вероятность мутации антиалкогольного инфогена, изменение его параметров с последующей трансформацией в инфотип «культурного» употребления спиртного, а затем и «пьянства». Казалось бы, информационный массив отрицательного отношения к алкоголизму остался прежним, но смысловая нагрузка поменялась, а вместе с этим изменилась позиция. Ранее субъект делил окружающих его людей на тех кто «пьёт» и «не пьёт». Теперь он подразделяет мир на тех, кто пьёт «культурно» и знает меру, причисляя к ним себя - любимого; алкоголиков, не знающих меры; трезвенников - больных людей. Данная метаморфоза смогла произойти с человеком по причине созерцательного восприятия информации, маловероятно, что подобное могло случиться при информационно-деятельностном подходе.