Метод «Пять рисунков на тему «Празднество»

(Приложение)

В качестве инструмента респонденту понадобятся: чистая бумага, ластик, карандаши или ручка. Интерпретатору результатов цвета на рисунке учитывать не обязательно. В диагностической процедуре могут участвовать как одногодки, так и разновозрастные группы до 100 и более человек, которым предлагается пятимодульная инструкция.

Инструкция модуля № 1: «На листе чистой бумаги нарисуйте «Праздник». На это дается вам 5-7 минут».

По истечении этого времени произносится инструкция модуля № 2: «Теперь нарисуйте «Детский праздник». На это также дается 5-7 минут», и т.д.

Инструкция модуля № 3 звучит так: «Нарисуйте за 5-7 минут «Взрослый праздник».

Модуль № 4: «Нарисуйте «Мой праздник». На это дается 5-7 минут».

Инструкция модуля № 5: «За 5-7 минут нарисуйте «Я праздную».

Очередность рисунков маркируется по темам модуля (рис.10).

 
 


Рис.10. Содержание и структура внешнего представленческого инфотипа «Празднество»

По условиям диагностической процедуры каждый рисунок отражает внутренний представленческий инфотип в рисуночной символике, преобразуя его во внешний представленческий инфотип, который способны оценивать другие.

Интерпритация модуля № 1 базируется на предположении, что о празднике имеют представление и взрослые, и дети, все они либо сами участвовали в подобном мероприятии, либо наблюдали за ним со стороны. Причем это твердо усвоенное представление, которое, как показала практика, респонденты легко, почти не задумываясь, выносят на бумагу. Данный тип рисунка обозначен как представленческий инфотип. Рисунок на тему «Праздник» дает общее представление респондента о празднике, имеет основные символы, по которым можно будет судить о содержательной части представления о праздновании.

В зависимости от того, в каком отошении реципиент находился с содержимым информации, представленческий инфотип может иметь некоторые существенные характеристики. Например, если внутренний представленческий инфотип формировался в обстоятельствах активного сенсорного контакта и взаимодействия с объектом восприятия, в дальнейшем выступающим содержанием инфотипа, то внешний представленческий инфотип модуля № 2 назван опытным представленческим инфотипом. В данном случае таковым является рисунок «Детский праздник». В реальной жизни в детском празднике участвовали практически все россияне, за исключением, может быть, младенцев. Рисунок на тему «Детский праздник» был отнесен к опытному представленческому инфотипу, т.к. предполагается, что респонденты имеют опыт, как наблюдения, так и участия в детских праздниках, поэтому могут символично отобразить особенности праздников для детей. По символам, изображенным на рисунке, у исследователя имеется возможность интерпретировать представленческий инфотип.

Внешний представленческий инфотип модуля № 3 обозначен как созерцательный представленческий инфотип, который сформировался на основе пассивного наблюдения. Возрастной барьер аудитории, которая нами исследовалась, не превышает 21 год. В развитых странах Европы и Северной Америки лицам, не достигшим 21 года, алкогольные изделия, крепость которых превышает 1,2 %, не продают. Для установления такого возрастного барьера имеются как психофизиологические, так и социальные обоснования. Полагая, что учащиеся профессиональных учебных заведений не являются взрослыми людьми, но, одновременно с тем, они уже не дети, мы предположили, что у них имеется созерцательное представление о взрослом празднике. Они, не будучи взрослыми, ещё не ощутив на себе груз ответственности взрослой жизни, наблюдая за ней со стороны, не могут иметь объективного представления, в том числе и о взрослом празднике. Рисунок «Взрослый праздник» важен для осмысления позиции взрослеющего человека, его культурно-досуговой компетенции и предрасположенности к аддиктивному поведению. Он отражает образец взрослого поведения. Анализ рисунка позволяет сделать предположение о проектировании респондентом празднования во взрослом состоянии.

Личностный представленческий инфотип модуля № 4 отражает психический образ, сформированный на основе наблюдения, деятельного личного опыта, воображения и отношения субъекта к объекту информации. Он считается более сложным образованием, чем предыдущие три, которые, по сути, предшествуют появлению и проявлению данного инфотипа. Поскольку при отсутствии у субъекта представления о предмете и опыта взаимодействия с ним, то невозможно и возникновение отношения к нему. Анализ рисунка «Мой праздник» позволяет выявить интересы респондента, а в некоторых случаях его ценностные ориентации, показывает представление, сформированное под влиянием наблюдения за празднованием, личного участия в празднике и воображения желаемого празднества. Наблюдение за культурно-досуговой деятельностью других позволяет не только пополнять свою досуговую и рекреационную компетентность, но и моделировать свой досуг, проектировать собственный отдых. По отраженным на рисунке символам можно не только судить об уровне досуговой компетентности респондента и качестве содержания инфотипов, но и средовом окружении, а также зоне ближайшего развития.

Наиболее объективным показателям отношения респондента к празднику является рисунок модуля № 5, отражающий внутренний представленческий инфотип, на основе которого формируется деятельный представленческий инфотип образа «Я-действование», воспроизводящий не только готовность индивида к определенному виду деятельности, но и его личностный опыт. Здесь, вне зависимости от возраста, в образе сфокусированы информация, знания о празднестве, переломленные через призму представлений о всевозможных праздниках, выраженные в действии, в стремлении к празднованию. Можно сказать, что рисунок «Я праздную» символизирует готовность испытуемого к действию, показывает имеющийся у него образ «Я-действование» празднования. По сути, это модель личного праздника, которая вскрывает тайные желания праздновать. Она сформирована под влиянием наблюдения, личного участия в празднике, имеющегося представлении о праздновании. По изображенным символам можно судить о качестве представлений респондента о культурно-досуговой деятельности, возможной предрасположенности к аддиктивному поведению.

Выборочному анализу по данной схеме подверглись рисунки 200 учащихся начального профессионального образования и рисунки 200 учащихся высшего профессионального образования г. Красноярска. Обзор позволил выделить символы, несущие наркогенный смысл. К ним были отнесены изображения бутылки, рюмки, сигарет, табачного дыма, шприца, пепельницы и пр., а также соответствующие надписи. Рисунки без наркогенной символики отнесены к условно трезвенническим инфотипам.

Следует отметить «произведения» первоклассников, которые участвовали в рисовании только одной темы: «Праздник». Из 100 рисунков 4 % имели алкогольную символику. Она была обнаружена в 92 % рисунков учащихся начального профессионального образования на тему «Праздник». Среди учащихся высшего профессионально образования подобную символику имели 75 % рисунков.

При сравнении рисунков этих групп было установлено, что рисунки студентов содержат «окультуренные» наркогенные представленческие инфотипы. Например, рядом с бутылкой или бокалом изображались горящие свечи, накрытый скатертью стол. На этих рисунках атрибутами праздника стали воздушные шары, удлиненные юбки, романтическая обстановка, сладости – торт или коробка конфет. В рисунках учащихся начального профессионального образования праздничные атрибуты встретились только там, где нет символов наркотизма. Еще одной особенностью рисунков группы, где встречались наркогенные инфотипы, было отражение сцен насилия, проявление агрессии, прорисовывание субъектов с асоциальным поведением, изображение последствий алкогольного отравления организма. Кроме того, совместно с алкогольной тематикой в 15 % рисунков учащихся имеется символика, отражающая курение (табачный дым, сигареты, пепельница), а в 9 % рисунков содержатся наркотические символы в виде шприца или сигареты, с надписью «травка», «анаша» и прочее. В рисунках студентов табачная символика имелась в 9 %, наркотическая – в 2 %.

Таким образом, анализ выборки рисунков «Праздник» показал следующее:

· при поступлении в первый класс 4 % детей имели представление о празднике как алкогольном мероприятии;

· более 90 % учащихся профессионального образования имели представление о празднике как алкогольном мероприятии, причем в части случаев представленческий инфотип «Праздник» сопровождался табачной или наркотической символикой;

· у студентов праздник, наравне с алкогольной символикой, ассоциируется с воздушными шарами, музыкой, свечами, тогда как у учащихся - с алкоголем и едой, различными асоциальными проявлениями.

Подобный анализ рисунков «Детский праздник» продемонстрировал, что основная часть как студентов (95 %), так и учащихся (90 %) считают детский праздник безалкогольным мероприятием. Однако 4 % учащихся начального профессионального образования (ПТУ) и 7 % учащихся высшего профессионального образования (студентов вузов) рядом с тортами нарисовали «детское» шампанское или безалкогольное пиво, что, на наш взгляд, является символами наркотизма. Соответственно, 1 и 3 % рисунков имели знаки, под которыми подразумевалось «вино» или «пиво».

Анализ рисунков «Взрослый праздник» отобразил, что учащиеся начального профессионального образования (90 %) и студенты высшего профессионального образования (95 %) имеют представление о нем как об алкогольном мероприятии. Причем студенты рисовали взрослый праздник как окультуренное алкогольное мероприятие, связанное с выездом на шашлыки, выходом в ресторан или кафе, где в качестве алкогольной символики выступали бокалы, бутылки с названием дорогих вин, которые соседствовали на сервированных столах со свечами, тортом, конфетами и пр. Напротив, рисунки учащихся отличаются конкретностью изображения. Как правило, это стол, на котором стоят стаканы, кружки, бутылки с надписью «водка», «пиво», «вино», да сопутствующая им «закуска», «еда». В ряде случаев, алкогольные символы перекликались с табачными (25 %) или наркотическими (10 %). Таким образом, можно говорить о том, что в сознании молодежи взрослый праздник ассоциируется как алкогольное мероприятие.

Анализ рисунков «Мой праздник» показал личностную установку молодых людей на празднование как развлечение. Оказалось, что большинство учащихся (65 %) и студентов (70 %) представляют свой праздник как алкогольное мероприятие. Такое заключение позволяют сделать присутствующие в рисунках алкогольные знаки и символы. Однако часть молодежи видит свой праздник как поход в лес, выход в театр, прогулку по улицам незнакомого города, скоростную езду на автомобиле или мотоцикле, катание на лыжах или коньках, встречу с друзьями, экскурсию в музей, посещение магазина, игру на компьютере и пр. К сожалению, у этой же части испытуемых рисунки на тему «Я праздную» отразили алкогольную символику. Среди учащихся мы обнаружили 80 % таких рассогласований, среди студентов - 92 %. На вопрос «Отчего такое не соответствие?» испытуемые отвечали, что для себя праздник можно устраивать каждый день, а праздновать можно только наиболее значимые события. В таких случаях они позволяют себе употреблять «хорошее», «качественное» спиртное, но пьют в меру.

Анализ рисунков дает возможность сделать вывод о том, что в сознании молодежи сформирован образ «Я-действование» алкогольного содержания «культурного» типа, а спиртное обрело для молодых людей ореол сокровенного, поэтому его употребление отнесено в ранг ценностных ориентаций высшей степени. Кроме того, в 30 % рисунков учащихся и 25 % рисунков студентов рядом с алкогольной символикой имеются табачные инфотипы.

Таким образом, обзор пяти рисунков на тему «Празднование» показал, что в сознании молодежи присутствуют представленческие инфотипы наркогенного содержания, доминирует из которых алкогольный образ «Я-действование». Дополнительный опрос на предмет систематического употребления спиртного, а также курения табачных изделий или приема наркотиков выявил, что 70 % учащихся употребляют спиртное и курят табак, среди студентов таковых было 80 и 35 % соответственно. О приеме наркотиков никто не сообщил.

Результаты, полученные нами с помощью описанных проективных методов («Пять рисунков» и «Пять слов») показывают слабые места в информационной культуре молодежи и устанавливают информационную запрограммированность на алкогольные мероприятия как на неизменную часть праздничной культуры, где опьянение приобрело культурно-социальную форму досуга.

Содержание информационного поля личности оказывает большое воздействие на формирование образа будущего. В данном случае мы можем предполагать, что алкогольное содержание «информационного поля» молодежи сформирует алкогольный образ их будущего. По словам В.Э. Шляпентох (1975): «Образы, которыми наполнено сознание человека, оказывают огромное влияние на его деятельность, независимо от того, в какой степени они правильно отражают действительность. Само собой разумеется, что образы, искаженно представляющие мир, толкают людей на ошибочные действия» (С.134). Сегодня образы «Я-действование» наркогенного содержания, которые заполняют сознание подрастающего поколения, явно доминируют над образами трезвенного содержания, что сказывается не только на ошибочных действиях молодежи, но и опасных, зачастую преступных деяниях. Поэтому при проведении профилактических мероприятий целесообразно раскрывать механизм информационного психологического программирования. Это будет способствовать учащимся критично воспринимать идущие на них потоки информации, ранжировать их по ценностным характеристикам и идеалам, осознанно формировать образ «Я-действование». Важно заострять внимание на тех установках, в которых скрывается правда, ибо ложная информация искажает восприятие, деформирует сознание, производными которого являются здоровье, поступки, успешность, жизнь. Поэтому необходимо учить подрастающее поколение беречь сознание как самое дорогое, что есть у человека, обучая приемам самореабилитации от ложных взглядов и представлений.

Анализ содержания представленческих инфотипов «Празднество» и «Новый год» ясно показал наличие искаженного, мифического представления о празднике у большинства современной молодежи. Подчеркнем, что такое представление дискредитирует праздник как вид отдыха, способствующий возвращению сил и здоровья естественными способами. Мы полагаем, что столь незначительная, на первый взгляд, деформация сознания личности привела к нарушению экологии общественного сознания, кардинально изменив культурные ориентации россиян.

Индивид, принимая привлекательную, одновременно с тем вредную или опасную форму поведения за образец, стремится ее усвоить. Подражая, он играет. Если игра ему нравится, и он получает при этом эмоциональное подкрепление, то поведенческий акт может стать привычкой (рис. 11). Про того, кто курит, пьянствует, говорят: «Имеет вредные привычки». Данная фраза точна и одновременно нейтральна, в ней нет осуждения или оценки, что кто-то поступил плохо. Более того, она словно объясняет, оправдывает поведение, и поступок уже не кажется плохим, а понимается как человеческая слабость. Вероятно, нравственная нивелировка произошла потому, что данное поведение приобрело в России массовое явление, в результате чего взрослые люди, родители не видят ничего дурного в том, что их дети приобретают вредные привычки, видимо, полагая, что это норма. Но употребление ядовитых веществ - это патология, поэтому и поведение, связанное с ними, должно быть осуждаемо обществом. К сожалению, как показал опрос, молодежь думает иначе, что доказывает отсутствие в семье, в учебных заведениях, в обществе альтернативы этому явлению.

Информационная зависимость
Психологическая потребность
Психологическая привычка

Рис.11. Схема возникновения зависимости, вызываемой поведенческим инфотипом

Итак, об информационном проникновении наркотизма можно судить по наличию у респондентов представленческих инфотипов наркогенного содержания, то есть информации, содержанием которой выступает представление об опыте употребления ПАВ. Мы полагаем, что если у респондента имеется представление об опыте употребления, то это может говорить о существовании у него установки на их употребление. Однако образ «Я-действование» можно обнаружить, только выяснив, имелся ли у респондента опыт употребления ПАВ.

Ориентируясь на работы В.Э. Шляпентох (1975), В.А. Ядова (1987), других исследователей с целью понимания того, какие установки (трезвенные или наркогенные) превалируют среди учащихся, сформирован ли образ «Я-действование», мы использовали анкетный опрос. Это удобная форма для вскрытия наркогенных установок учащихся разных возрастов из различных учебных заведений, которая при фронтальном использовании позволяет также увидеть глубину информационного проникновения наркотизма в детскую и молодежную среду.

2.2.3. Метод «АТН – алкоголь, табак, наркотики»

(Приложение)

Инструмент: лист чистой бумаги и ручка. В диагностической процедуре могут участвовать группы до 100 и более человек, для которых применяется следующая инструкция:

· В правом верхнем углу нарисовать кружок, в него вписать полное число лет.

· Мальчики к кружку добавляют стрелку, а девочки – крестик.

· Провести две вертикальные линии, разделяющие лист на три колонки.

· Над первой колонкой сверху написать буква «А», над второй - «Т», над третьей - «Н».

· Кто пробовал алкогольные изделия только один раз в жизни, ставит в первой колонке один крестик. Те, кто делал это более одного раза (и в присутствии других людей), ставят в первой колонке два крестика. Употребляющие алкоголь часто, всегда, постоянно (в одиночку или в присутствии других людей) рисуют три крестика. Кто никогда в жизни не употреблял спиртное, ставит прочерк.

· Внизу колонки указывается возраст, когда впервые произошла проба алкоголя, и пишется вид алкогольного изделия.

· Пробовавшие один раз курить табак ставят в колонке «Т» один крестик. Курившие более одного раза и в присутствии других людей – два крестика. Курящие постоянно, в присутствии других людей или в одиночку, всегда, часто рисуют три крестика. Кто никогда не курил, ставит в колонке прочерк.

· Внизу колонки указывается возраст, когда первый раз человек покурил, и вид табачных изделий.

· В колонке «Н» лица, пробовавшие наркотики один раз, ставят один крестик. Те, кто употреблял наркотик более одного раза, в присутствии других людей, ставят два крестика. Употребляющие наркотики в настоящее время, в присутствии других людей или в одиночку, ставят три крестика. Лица, никогда не употреблявшие наркотики, ставят прочерк.

· Внизу колонки указывается возраст первой пробы наркотика и его конкретный вид.

· Кто хотел бы отказаться от употребления какого-либо из обозначенных веществ пишет внизу соответствующей колонки букву «Д».

Перед инструкцией исследователь обращался к аудитории с просьбой принять участие в исследовании и раздавал чистые листы бумаги, сообщая при этом, что информация анонимная и с его стороны гарантируется полная конфиденциальность, поэтому биографические данные не указываются. После выполнения задания опросные листы группировали, полученные данные обрабатывали.

В результате анкетирования по методу АТН проанализировано 4200 ответов учащихся и студентов г. Красноярска в возрасте от 7 до 20 лет. Среди опрошенных было 2000 школьников 1-11 классов (ШК); 1000 учащихся 1-3 курсов начального профессионального образования (ПТУ); 600 учащихся 1-3 курсов среднего специального профессионального образования (ТЕХ); 600 студентов 1- 4 курсов высшего профессионального образования (вуз).

Данный метод показал свои преимущества перед другими способами анкетирования. Он экономичен, мобилен (на фронтальный опрос в среднем можно затратить около 15 минут), прост в использовании. Процедура обработки полученных данных удобна, валидна по результатам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: