Группы | «Есть эффект»: задача решена | «Нет эффекта»: задача не решена | Суммы | ||||
Количество испытуемых | %-я доля | Количество испытуемых | %-я доля | ||||
Первая | А | Б | |||||
Вторая | 92,9 | В | 7,1 | Г | |||
Суммы |
j1 = 3,142,
j2 = 2,602,
jэмп. = (3,142 – 2,602) × Ö22×26/(22+26) = 1,86,
jэмп. = 1,86,
j*эмп.> j*кр. (r = 0,031).
Анализ полученных результатов показывает, что критерии сопоставления двух групп испытуемых, находящихся в одинаковых условиях в одной общеобразовательной школе, не значительно отличаются друг от друга в случаях перспективы употребления ПАВ в будущем. На момент опроса доля лиц, имеющих опыт употребления ПАВ, в экспериментальной группе была ниже, чем в контрольной. Отсюда можно заключить, что собриологические мероприятия, проведенные ДИЦ, когда ребята учились в четвертом классе, были эффективны, что позволило отодвинуть возможный первый опыт употребления ПАВ на более поздний период. В пору созревания организма ребенка, становления его высших психических функций, развития интеллекта это значимо. От того, начнет или нет человек употреблять ПАВ, а если начнет, то в каком возрасте, зависит не только успешность его обучения в школе и выбор уровня профессионального образования, но и дальнейшая личная и семейная жизнь, здоровье и судьба его будущих детей.
Расчеты показывают, что необходимо проводить собриологические мероприятия, как среди школьников начальной школы, так и среди учащихся средней ступени. В противном случае отсутствие или недостаточное количество собриологических знаний и умений, при наличии наркогенного информационного давления через СМИ, социум и т.д., приводит к закономерной готовности ребенка начать употреблять ПАВ.
Также было проведено сравнение данных опроса экспериментальной группы с данными контрольной группой 9-классников из другой школы. Контрольной группе, общим количеством 25 человек, были заданы вопросы и получены ответы.
Расчет критерия сопоставления двух групп испытуемых из разных общеобразовательных школ, по процентной доле отражающих признак отсутствия опыта употребления спиртного (Табл.19), показал, что в экспериментальной группе доля лиц, у которых отсутствует опыт употребления спиртного, больше, чем в контрольной (r£ 0,009).
Таблица 19
Четырехклеточная таблица для расчета критерия сопоставления двух групп
Испытуемых из двух общеобразовательных школ, по процентной доле отражающих