План:
1.Понятие психологических барьеров и психологический защиты. Факторы, обусловленные психологическими барьерами.
2. Виды психологической защиты: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, катарсис и др.
3.Характеристика субъектов инновационной деятельности (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся.
4.Антиинновационный барьер в деятельности педагога. Причины, вызывающие сопротивление педагогов новшествам. Барьеры творчества педагога.
Вопросы и задания к семинару:
1.Выпишите в свою терминологическую карту понятия: психологический барьер инновационной деятельности; характеристика субъектов инновационной деятельности. Установите взаимосвязь между ними.
2. В социологии существуют различные мнения о природе человека: по одним - человек склонен к принятию нововведений, по другим - он консервативен, в большей степени ориентируется на существующее, чем на новое, непроверенное. При каком соотношении разных типов субъектов инновационной деятельности, организацию или коллектив можно назвать инновационным?
|
|
3. На разных этапах нововведения тщательных исследований требует в изучение объективных и субъективных психологических барьеров, выработки путей их снятия различными методами. Для этого необходимо уметь распознавать их в поведении человека. Чаще всего барьеры можно опознать через определенные вербальные конструкции, указывающие на затруднения вызванные инновациями. Установите соотношение видов психологической защиты и вербальных конструкций, характеризующих психологические барьеры. Результаты представьте в таблице.